Вопрос 1. Характеристика универсальных познавательных процессов.

Вопрос 3. Феномены отсутствия и искажения памяти. Клинические исследования памяти. Феноменальные проявления памяти.

Понятие эффекта и феномена памяти.

Четких границ между понятиями эффект и феномен не существует. Мнемический эффект—закономерные зависимости оцениваемые с помощью конкретных процедур. Феномен памяти- определенное переживание, субъективное состояние, которое прежде, чем быть исследованным в лаборатории, должно быть обнаружено в самонаблюдении в повседневной жизни.

Феномены памяти.

Терминология феноменов заимствуется из клинической психологии, но все их наблюдается в повседневной жизни у норм людей. Выделяют 4 класса:

1. феномены отсутствия памяти =амнезии.

2. феномены искажения памяти =парамнезии.

3. феномены усиления памяти =гипермнезии

Амнезии- естественный феномен, проявляющийся в забывании материала. Одна из первых концепций амнезии Рибо. Рибо установил закон обратного развития памяти или закон регрессии памяти. Согласно этому закону нарушение памяти начинается с неустойчивых воспоминаний и заканчивается самыми стойкими.

Парамнезии =феномены искажения памяти.

Парамнезии- ошибочные =ложные воспоминания. Происхождение неизвестно. Есть две гипотезы:

1. физиологическая- нарушены временные связи.

2. психологическая. Причина- механизм ошибочной…

феномен конфабуляции- достройка воспоминаний за счет новых элементов, не присутствующих в момент запечатления.

Криптомнизии- нарушение способности идентифицировать источник воспоминаний. В психопатологии чел рассказывает о событии прошлого, вспоминает все правильно, но…к примеру, приписывает себе авторство чего-то.

Феномен усиления памяти =гипермнезия.

Гипермнезия как клинический синдром- неспособность к регуляции памяти.

Феномен ослабления памяти =гипомнезии.

Причина чаще всего физиологическая. Может быть при беременности.

Проблема истинности и устойчивости воспоминаний.

Память является продуктивным процессом. При этом наши воспоминания сильно подвержены манипуляции, проявляющейся в том, что есть расхождения между реальными характеристиками события и нашими воспоминаниями об этих характеристиках. Первыми, кто установил неточность воспоминаний были: Бинэ, Штерн, Фрейд, Мюнстерберг, Кони. Целенаправленное экспериментальное изучение истинности и устойчивости воспоминаний пришлось на последние годы двадцатого века. Сформировалось новое направление =корреспондентный подход, представители которого развивают методологию экологической психологии памяти. Расхождения между реальными событиями и воспоминаниями могут в себя включать:

1. потеря доступа к информации о событиях;

2. ошибки времени;

3. конфабуляция;

4. искажение значения события;

5. контаминации- перепутывание фрагментов различного воспоминания;

6. ошибки в установлении источника информации.

Потеря доступа к информации о событии.

Эксперимент Э. Лофтус

Участвовали 150 испытуемых. Смотрели видеоролик. Сюжет: пять автомашин столкнулись на перекрестке из-за того, что водитель первой проигнорировал сигнал «стоп». Затем испытуемым дали анкеты, которых было два видов, отличаясь одним вопросом: 1-я группа: как быстро первая машина проехала мимо сигнала; 2-я группа: как быстро ехала первая машина до того, как повернуть направо(а она не поворачивала). Затем было много вопросов, а в конце: Видели ли вы сигнал «стоп»на видео. Из первой группы сказали, что видели 70 %, а из второй- 30.

Исследования конфабуляции.

В основе конфабуляции лежит эффект веера- чем больше фактов мы знаем о явлении, тем сильнее мы подвержены риску искажений воспоминания. В основе эффекта веера лежат два механизма: механизм проспективного означивания; механизм ретроспективного означивания.

Эксперимент салина и Дулинга на проспективное означивание.

Две группы испытуемых. Зачитывается одинаковый рассказ с разным названием: 1- «потребность Керол Харрис в профессиональной помощи», 2- «потребность Эллин Келлера в профессиональной помощи». Спустя неделю проводился тест на узнавание. Задавался вопрос: была ли в тексте фраза была ли она слепо-глухо-немой. Испытуемые первой группы- 5 %, второй- 65 сказали ,что да.

Проспективное означивание- влияние имеющихся знаний на запоминание материала.

При ретроспективном означивании искажающая информация дается после запоминания.

Эксперимент Московича, вообще-то направленный на конформизм, но использовались искаженные воспоминания.

Группа из шести испытуемых, где двое помощники экспериментатора. 4 об этом не знают. Им демонстрировали слайды разных оттенков голубого цвета.. Эти двое заявляли, что это зеленый цвет. Через некоторое время, остальные четверо хотя бы раз согласились ,что это зеленый, и в ходе опроса после показа большинство сказали, что им предъявлялись разные оттенки зеленого. Провели дополнительную серию на проверку реальности искажений воспоминаний. Им демонстрировали серию из 5 голубых слайдов. Задача: назвать цвет слайда и цвет послеобраза(последний должен был быть желтым). Сначала каждый испытуемый выполнял задание в одиночку. Все было правильно. Затем их ставили в разные условия6 одну половину помещали в ситуацию давления большинства другая в ситуации давления меньшинства. В обоих случаях помощники настаивали, что слайды зеленые. В обоих случаях часть испытуемых соглашалась, но…послеобразы отличались. Оказалось, те, что изменили свое мнение под давлением большинства, называли неправильный цвет слайда, но правильный послеобраза те, которые изменили мнение под влиянием меньшинства называли неверный цвет слайда и неверный послеобраз.

Ошибки в установлении источника информации.

«как проснуться знаменитым»

Изучение памяти в классической психологии сознания.

Классическая психология сознания- первая экспериментальная область психологии, где изучалась память. В рамках ассоцианизма были установлены основные закономерности запоминания, а также законы запоминания, были установлены основные факторы, влияющие на успешность заучивания.

Эйдетикой называют учение о субъективных наглядных образах, наблюдающихся у детей и подростков в определенный фазе их развития, а также сохраняющиеся иногда, большей частью в виде исключения, и у взрослых.

Виды памяти

Виды памяти дифференцируются в зависимости от того, что запоминается или воспроизводится.

Воспроизведение может относиться к движениям и действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержаниям сознания (образам-представлениям предметов или слов), к мыслям и чувствам.

В соответствии с этим различают следующие виды памяти: моторную память, выражающуюся в навыках и привычках, образную память (зрительную, слуховую, осязательную и т. д.), память на мысли (логическую) и память на чувства (аффективную).

Виды памяти дифференцируются также и в зависимости от того, как совершается запоминание. В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание, различаются непроизвольное и произвольное запоминание. В зависимости от способа запоминания в этом плане различаются механическое и смысловое запоминание.

Память и ее виды

Существуют несколько оснований для классификации форм и видов памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют кратковременную и долговременную, а иногда и промежуточный вариант – оперативную, память. Во втором случае говорят о двигательной (память движений), зрительной, слуховой, словесно-логической (смысл события, логика доказательства и т.п.), эмоциональной (переживания).

Кроме названных существуют и другие виды памяти, в частности осязательная, обонятельная, вкусовая.

Поскольку память связана с волей, то по характеру ее участия в за поминании и воспроизведении материала память делят на произвольную (ставиться задача на запоминание и сам процесс требует усилий от человека) и непроизвольную (запоминание происходит автоматически, без особых усилий, без постановки задачи на запоминание).

Виды проявления памяти чрезвычайно многообразны. Это объясняется тем, что память обслуживает все формы многообразной деятельности человека. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия (признака):

• объект запоминания, то есть то, что запоминается;

• степень волевой регуляции памяти (с этой точки зрения различают про­извольную и непроизвольную память);

• длительность сохранения в памяти.

В соответствии с этими критериями бывают' следующие виды памяти:

• образная память;

• словесно-логическая память;

• двигательная (моторная) память;

• эмоциональная память.

Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. В образной памяти различают следующие подвиды: зрительную; слуховую; осязательную; обонятельную; вкусовую.

Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Этот вид памяти присущ только человеку. Животные обладают остальны­ми тремя видами памяти, но словесно-логическая память у них отсутству­ет.

Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроиз­ведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и форми­рования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и профессио­нальных навыков). Установлено, что мысленное представление какого-либо движения всегда сопровождается едва заметными, зачаточными дви­жениями соответствующих мышц.

Эмоциональная память - память на пережитые чувства. Пережитые челове­ком положительные и отрицательные эмоции не исчезают бесследно. Они запоминаются посредством эмоциональной памяти. Эмоциональная па­мять имеет очень большое значение в формировании личности человека. Пережитые и сохраненные эмоции выступают как побудительные силы к совершению и отказу от того или иного поступка. Эмоциональная память - важнейшее условие духовного развития человека.

Уровни памяти

В отношении разных проявлений и видов памяти можно установить некоторую генетическую последовательность их возникновения. Узнавание — во всяком случае в онтогенезе — генетически предшествует свободному воспроизведению представлений, выделенному из восприятий. Точно так же моторная память предшествует памяти на образы и мысли; по несомненным данным целого ряда исследований, привычки или элементарные навыки имеются уже на очень ранних ступенях филогенетического ряда, на которых о памяти на мысли не может быть и речи. Однако установление такой генетической последовательности ни в коем случае не должно быть истолковано так, будто генетически более ранняя форма в дальнейшем остается процессом более низкого уровня (узнавание, например, будто бы есть процесс более низкого уровня, чем репродукция, или моторная память — процесс более низкого уровня, чем аффективная, образная и логическая память). Отдельные стороны и виды памяти существ, поднявшихся на высшую ступень развития, не застывают на предшествующих ступенях развития, на которых они впервые возникли. По мере того как человек в процессе развития поднимается на высшую ступень, на высшую ступень поднимается каждая сторона и каждая разновидность его памяти, хотя, конечно, они могут функционировать у него и на низших уровнях; эти последние тоже сохраняются.

Узнавание, которое сначала является лишь элементарной адекватной реакцией на привычный раздражитель (см. выше), в своих высших проявлениях превращается в познавательный акт отожествления — в акт мышления. Несмотря на генетически раннее происхождение, оно поднимается у человека до уровня высших проявлений сознания. Точно так же и моторная память может реализоваться на разных уровнях. Начинаясь с очень элементарных реакций, автоматически воспроизводящихся при однородных раздражителях, в своих высших формах она проявляется в виде очень сложных навыков, требующих для своего образования сложной умственной работы, понимания принципа или метода действия и сознательной воли. О таких навыках меньше всего можно говорить, что они продукт низшей ступени или низшего уровня памяти. Таким образом, на основании того, что тот или иной вид памяти в своих элементарных проявлениях является генетически более ранним образованием, никак нельзя относить его к более низкому уровню или низшей ступени.

Именно такую концепцию развил в последнее время П. П. Блонский. Он различает 4 генетические ступени памяти, а именно: 1) моторную, 2) аффективную, 3) образную (по преимуществу зрительную) и 4) вербальную память. В нашем понимании моторная, аффективная, образная и вербальная память — виды памяти. При этом мы не определили бы высший вид памяти как вербальную память. За вербальной формой скрывается смысловое содержание, и именно этим прежде всего охарактеризовали бы мы специфически человеческую память — как смысловую память, память мысли в вербальной (словесной) форме. На основании того, что в фило- и онтогенезе все эти виды памяти появляются один вслед за другим в вышеуказанной последовательности, Блонский ошибочно рассматривает их как различные ступени или уровни памяти.

Отличая уровни памяти от ее видов, мы в качестве основных уровней памяти можем выделить следующие:

1) элементарные процессы, когда воспроизведенные данные прошлого опыта не осознаются в своем отношении к прошлому, как их воспроизведение (эти процессы протекают как «стихийные», «самотеком», помимо всякого сознательного регулирования), и

2) такое воспроизведение прошлого опыта, которое осознается как его воспроизведение. На основе такого осознания впервые становится возможным сознательное регулирование процессов памяти, перестройка основных «мнемических» функций в сознательно регулируемые операции: переход от непосредственного непроизвольного запечатления к сознательному запоминанию и к организованному заучиванию и от непроизвольного всплывания представлений к сознательному припоминанию того, что нужно для настоящего.

Типы памяти:

В настоящее время все больше считается, что память не является единым психическим образованием, как полагают сторонники кон­цепции единой "активной памяти". Более того, в зависимости от пос­ледовательности во времени от начала поступления информации на чувствительные входы до перевода ее на длительное хранение, суще­ствует по крайней мере три совершенно различных типа памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная.

Сенсорная (мгновенная) память (ультракратковременная, эхоическая, иконическая) осуществляет сохранение ин­формации на уровне рецепторов. Она обладает очень коротким временем хранения "отпечатка" (0,3-1,0 сек), воздействующего объекта. Некоторые ее формы получили специальные названия: «коническая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память. Если информация из рецепторного хранилища не переводится в дру­гую форму хранения, то она необратимо теряется.

У некоторых людей полное сохранение зрительной картины в иконической памяти ограничивается не долями секунды, а гораздо дольше—до 10 минут. Эти особенности во многом объясняют явле­ния эйдетизма у некоторых людей. При этом они обладают способ­ностью "видеть" картину или предмет, который находился перед их глазами, но уже не экспонируется. Эта инерционность информаци­онных входов, продлевающая для нас воздействие сигналов, обеспе­чивает непрерывность восприятия и для обычных людей (при морга­нии, движении глаз или просмотре кинофильмов). Эйдетические способности более выражены в детстве и снижаются у взрослых.

Функции:

-стабильность восприятия

- речь,музыка(эхоическая)

-стабильность работы зрит.системы (иконическая)

Кодирование: модально-специфическое

Объем: 9-12 (иконическая), большой объем

Длительность: 0,3-0,5 сек., 3 сек

Воспроизведение: полное при наличии инструкции (а так, частичное)

Причины забывания: интерференция и время

Кратковременная память

Функции:

- удерживание инф.с целью перевода в ДП

- обеспечивает текущую деятельность(рабочая)

-распознает,кодирует

Кодирование: акустическое

Объем: 7±2 (сейчас считается,что больше)

Длительность: 20-25 сек.

Воспроизведение: (в основном) полное

Причины забывания: интерференция и время

Таким образом, кратковременная память является подсисте­мой памяти, обеспечивающей оперативное удержание и преобра­зование данных, поступающих от органов чувств и из долговре­менной памяти.

Все формы организации материала требуют для улучшения запоми­нания сжатия информации в меньшее число структурных (оператив­ных) единиц.

В кратковременной памяти продолжается процесс консолидации, упрочнения изменений в нейронах, обеспечивающих дальнейшее сохра­нение информации, а для этого требуется какое-то время. В первой фазе после поступления информации след ее сохраняется в динамической форме, и любое внезапное отвлечение человека в первые секунды после поступления информации нарушает запоминание.

Долговременная память обеспечивает длительное (дни, месяцы, годы) сохранение информации.

Функции:

- постоянное хранение инфы

Кодирование: в любой форме

Объем: не ограничен

Длительность: не ограничена

Воспроизведение: частичное и полное

Причины забывания: очень много. Основные: травмы, вытеснение, интерференция и время.

Первая дифференциация типов памяти связана с тем, как сенсорная область служит наилучшей основой для воспроизведения. Одни люди лучше запоминают зрительные, другие — слуховые, третьи — двигательные данные. Один человек, для того чтобы запомнить, должен сам прочесть текст, и в воспоминании у него восстанавливается преимущественно зрительный образ; у другого — такую же преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления; у третьего — двигательные: текст закрепляется у него лучше всего посредством записи. Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдаются смешанные: зрительно-двигательный, двигательно-слуховой и зрительно-слуховой типы памяти. У большинства людей господствующим является зрительный тип запоминания предметов и словесно-двигательный — при запоминании словесного материала. Встречаются, однако, люди с ярко выраженным зрительным типом запоминания словесного материала, который иногда приближается к «эйдетическому» типу памяти.

Память дифференцируется и по характеру наилучше запоминаемого материала. Хорошая память на цвет может соединяться с плохой памятью на числа и наоборот. Память на наглядно-образные и абстрактные содержания, на математические формулы и на эмоциональные переживания может быть различна. Все особенности восприятия и мышления, сенсорной и эмоциональной сферы проявляются внутри памяти.

Известны случаи исключительной специальной памяти в какой-либо одной определенной области.

Очень яркий и психологически интересный случай феноменальной памяти замечательного счетчика С. Шерешевского описан А. Н. Леонтьевым [1].

Далее, память у людей различается: 1) по быстроте запоминания; 2) по его прочности или длительности; 3) по количеству или объему запоминаемого и 4) по точности. В отношении каждого из этих качеств память одного человека может отличаться от памяти другого.

Наконец, нужно различать более непосредственный, иногда приближающийся к эйдетическому, тип памяти (как, например, у 3. Фрейда) и более опосредованный, основанный на хорошей организации навыков умственной работы. Первый по большей части ярче, второй — прочнее. Первый по преимуществу образный, второй — речевой.

Говоря о типах памяти, необходимо иметь в виду, что особенности процессов запоминания (быстрота, прочность его и т. д.) зависят от того, кто и что запоминает, от конкретного отношения данной личности к тому, что подлежит запоминанию.

КРАТКО:

Классификация видов памяти

Содержание: образная память, словесно-логическая память, сенсорная память, эмоциональная память

Время: кратковременная память, долговременная память, оперативная,промежуточная

Организация запоминания: эпизодическая память,семантическая память, процедурная память

три основных критерия (признака):

• объект запоминания, то есть то, что запоминается;

• степень волевой регуляции памяти (с этой точки зрения различают про­извольную и непроизвольную память);

• длительность сохранения в памяти.

В соответствии с этими критериями бывают' следующие виды памяти:

• образная память;

• словесно-логическая память;

• двигательная (моторная) память;

• эмоциональная память.

что запоминается или воспроизводится.

виды памяти: моторную память, выражающуюся в навыках и привычках, образную память (зрительную, слуховую, осязательную и т. д.), память на мысли (логическую) и память на чувства (аффективную).

Отличая уровни памяти от ее видов, мы в качестве основных уровней памяти можем выделить следующие:

1) элементарные процессы, когда воспроизведенные данные прошлого опыта не осознаются в своем отношении к прошлому, как их воспроизведение (эти процессы протекают как «стихийные», «самотеком», помимо всякого сознательного регулирования), и

2) такое воспроизведение прошлого опыта, которое осознается как его воспроизведение.

Память и язык

Человек может формулировать некоторое словесное правило, которое он использует для управления своим поведением в психологических экспериментах определенных типов и, вероятно, в соответствующих типах реальных жизненных ситуаций.

Многое из того, что мы запомнили, искажается именно потому, что хранится в вербальной форме, — потому что не все может быть точно отражено в словесном "резюме".

Запоминание реально происходивших событий, конечно, также подвергается изменениям, вызванным словесной формой кодирования

Изменения происходящие с хранящимися в памяти историями и событиями:

1) Уравнивание - многие события выпадают из памяти, история приобретает более короткий и схематичный вид.

2) уточнение - некоторые детали вдруг приобретают особую отчетливость и всегда повторяются при пересказе.

3) ассимиляция в соответствии с некоторой схемой, или стереотипом, или экспектациями.

В известной мере мы запоминаем события так, как нам этого хочется; то, что мы запомнили, часто изменяется в соответствии с нашими предубеждениями или желаниями и становится, таким образом, более достоверным или приемлемым для нас.

Миллер приходит к выводу, что человек может хранить в непосредственной памяти не более 7±2 "сгустков" информации, и говорит о своего рода экономии мышления, которая происходит благодаря соединению многих вещей в один "сгусток".

С памятью связаны две основные проблемы — хранение и извлечение. Допустим, что информация как-то хранится в памяти, каким же тогда образом она извлекается оттуда, когда она нам нужна? С такой проблемой мы сталкиваемся, пытаясь вспомнить что-то происшедшее с нами в прошлом.

Многие люди практически не помнят, что происходило с ними до двух или трех лет. Почему же детство так ускользает из памяти?

Фрейд считал, что воспоминания о раннем детстве на самом деле существуют в бессознательном взрослого человека, но они недоступны для осознанного воспроизведения, потому что связаны с подавленными влечениями детской сексуальности.

Шахтель возражает Фрейду и утверждает, что:

1) у ребенка нет схем, нет внутренней системы для сохранения своих самых ранних впечатлений;

2) те схемы, которыми он позже в детстве овладевает, не годятся для интерпретации или перекодирования его ранних впечатлений.

Есть еще один важный момент, сильно отличающий впечатления ребенка от впечатлений взрослого. Сначала ребенок в основном полагается на проксимальные ощущения (запах, вкус, осязание), и только позднее становятся доминирующими дистальные (зрение, слух). Наш запас слов для передачи проксимальных ощущений не является адекватным.

Можно кратко сформулировать аргументы Шахтеля следующим образом: наши воспоминания о впечатлениях раннего детства, возможно, не столько сознательно подавляются, сколько недоступны для воспроизведения, хотя и хранятся в памяти.

Эксперимент Бартлетта

Вызвали ряд желающих из числа присутство­вавших на лекции и попросили их всех, кроме одно­го, уйти из комнаты. Затем повесили большую картину и впустили в комнату второго человека. Все присутствующие, включая первого человека, могли видеть картину, второй ее не видел.. Первый чело­век, все время смотря на картину, попытался ясно описать ее содержание второму, и это описание было записано. Теперь в комнату вошел третий, и второй, все еще не видя картины, передал ему свой вариант ее описания. Таким образом, последовательные описания пе­редавались от одного к другому, пока перед аудито­рией не прошла вся группа участников эксперимен­та. Описание № 1 было сделано во время непосредствен­ного наблюдения картины, № 2 и все прочие были сделаны без прямого наблюдения.

Результаты: опускались побочные детали или связывались таким образом, что они просто кажутся чем-то вроде инвентарного списка предметов; большое количество неточностей, касающихся относительного расположения предме­тов; сильную тенденцию помещать один или два предмета где-то посередине и в конечном счете опус­кать остальные; большую путаницу и забывание в отношении качеств предметов, в особенности цве­тов, размеров и форм; большую вероятность того, что названия и имена будут забыты, а фразы - из­менены; не меньшую вероятность того, что необыч­ные и странные взаимоотношения, например, то, что наковальню держат и бьют ею по камню, сохра­нятся на короткое время, но в конце концов или полностью исчезнут, или примут форму, более соответствующую нормальной практике.

Эксперимент Кармайкла, Хогана и Уолтера под названием "Экспериментальное исследование влияния языка на воспроизведение визуально воспринимаемой формы".

В этих экспериментах испытуемым предлагался набор из двенадцати рисунков, каждый из которых мог быть воспроизведен неоднозначно; например, o-o может восприниматься как очки или как гантели. Испытуемым говорили, что сначала им будут показывать двенадцать рисунков, а затем они должны будут воспроизвести эти рисунки как можно точнее. Каждому рисунку по предъявлении давалось название — например, приведенный выше рисунок в одних случаях назывался "очки", а в других — "гантели". В результате у испытуемых наблюдалась тенденция воспроизводить рисунки так, чтобы они лучше соответствовали их словесному описанию. Например, рисунок воспроизводился примерно следующим образом: o^o — испытуемыми первой группы и приблизительно так:o=o — испытуемыми второй группы. Очевидно, при выполнении подобного задания испытуемым легче хранить в памяти 12 словесных описаний и создавать образы в соответствии с этими описаниями, чем хранить в памяти сами 12 изображений.

Запоминание реально происходивших событий, конечно, также подвергается изменениям, вызванным словесной формой кодирования.

Внимание и ресурсы

Продолжаем теорию единых ресурсов Каномана.

Совместимость задач- зависимость продуктивности решения от характера востребуемых ресурсов. Если выполнение задач требует разных ресурсов, такие задачи считаются совместимыми, в противном случае- нет.

Гримбе вводит понятие идеомоторной совместимости, которым обозначает ступени соответствия требуемого задачей ответа и стимула. Он установил в опытах, что две задачи, требующие различных ресурсов могут одновременно выполняться без особых затрат. А если задачи несовместимы они либо не могут выполняться вместе, либо выполнение затруднено.

Оллпорт сформулировал гипотезу: интерференция в решении перцептивных задач определяется различным сочетанием задач в зависимости от того, задействованы при этом один или различные каналы обработки информации. Ученица Опполрта Стайлз сформулировала проблему неразрешимую с точки зрения модели Каномана: как можно установить объем запроса к единым ресурсам внимания со стороны задачи, если в разных ее сочетаниях с другими задачами эти запросы могут различаться.

Норманн и Бобров заявили, что необходимо различать два типа ограничений переработки информации?

1. Ограничения по ресурсам

2. Ограничения по данным. Достаточный 100 процентный доступ к ресурсам обеспечивает наивысшую продуктивность решения задачи. При невысоком количестве данных не может обеспечить повышение продуктивности при привлечении дополнительных ресурсов.

Ограничение по ресурсам означает, что уровень сложности задач оставляет широкий коридор эффективности ее решения в этом случае недостаток ресурсов будет сказываться на снижении продуктивности. Привлечение их увеличит продуктивность. С учетом этого можно определить варианты эффективного распределения внимания. Легче всего сочетать задачи с ограничением по данным. Например, запомнить визуальное слово и звуковое число. Труднее считать задачи с ограничением по данным и с ограничением по ресурсам. Например, запомнить мобилу и процитировать стих труднее, но можно. Труднее всего сочетать задачи с ограничением по ресурсам.

Критика модели единых ресурсов заключается в том, что разным классам познавательных задач соответствуют разные типы ресурсов переработки информации. Если у Каномана внимание было некоторым умственным усилием, то внимание с этой точки зрения это механизм распределения ресурсов.

Теория множественных или составных ресурсов.

Навон и Гофер разработали эту теории. Предположи м, чтос система переработки информации обладает не одним ресурсом, а несколькими, тогда если говорить о внимании, то надо сказать: эффективное внимание требует оптимального сочетания этих ресурсов. Если мы имеем 2 варианта, имеем четыре задачи:

1. Ресурсы, используемые для А и Б;

2. Для А но не для Б;

3. Ни для А, но для Б;

4. Ни для а, ни для Б.

Если избежать перекрытия ресурсов, то задачи будут решаться эффективно.

Уикенс : каковы последствия совмещения различных задач равной степени сложности, но с различающейся структурой. Структуры могут различаться::

1. модальностью ввода информации: зрительная или слуховая;

2. формой кодирования информации6 пространственно-образная или вербальная;

3. Типом ответа: двигательный или речевой;

Уикенс установил, в зависимости от сочетания указанных параметров задача интерферирует в большей или меньшей степени. Это явление называется эффектом структурного варьирования. Различная степень интерференции зависит также от этапа, на котором вводится дополнительная задача. Единый источник ресурсов Уикенс разбивает на несколько. Распределение внимания тем эффективнее, чем больше выполняемые задачи обращаются к разным ресурсам. Задача А и Б по Уикенсу обращаются к разным источникам ресурсов и они не интерферируют между собой, а задача ц претендует на оба источника(эт по картинке), она интерферирует с обеими А и Б. Он предложил кубическую модель множественных ресурсов. Суть ее в том, что ресурсы интерферированы в…..чем больше функциональное расстояние между яйчейками тем эффективность выполнения задач выше. Кодирование информации в одной и той же форме приведет к яркой интерференции.

Эксперимент Оллпорта.

Опытные пианисты играли на фоно, читая ноты с листа. При этом они должны были вторить тексту, который подавался аудиально. Оказалось, что они хорошо справляются с этой задачей. По Уиткенсу тут все правильно, т.к. разные источники ресурсов.

Психологический рефрактерный период.

Крэйх в 40 годах открыл явление снижения скорости реакции на второй из предъявленных стимулов. Если интервал между ними был в пределах полусекунды. Уэлфорд.

Два не замаскированных стимула предъявлялись с интервалом от 0 до 1 с. Они могли быть зрительными, слуховыми или разномодальными. Испытуемый должен был в порядке предъявления дать ответ нажатием кнопки. Интервал варьировался. От этого зависела продолжительность задержки ответа на второй стимул. Максимальный период был 0,7 с с расширением интервала, период сокращался. По мере увеличения интервала просто высвобождается ресурс, затрачиваемый на решение первой задачи, для решения второй. Однако, эксперименты показали, что зависимость не столь однозначная.. Была предложена более сложная схема: Модель локуса контроля. Введем два фактора:

1. трудность опознания стимула;

2. Трудность ответа.

Эти факторы по-разному влияют на скорость ответа испытуемых. Если увеличить трудность опознания, чем дальше по времени с2от с1(края интервала), тем медленнее будет ответ на него. Если увеличить трудность ответа, она перестает зависеть от интервала между с1 и с2.

Выводы:

1. необходимо различать структурные и энергетические ресурсы системы переработки информации. К структурным ресурсам относится блок с ограниченной пропускной способностью. Энергетические ресурсы связаны с активацией системы переработки информации, общим уровнем возбуждения нервной системы. От ограничения этих ресурсов зависит выполнение задач, требующих ресурсов.

2. Вопрос о том, является ли источник ресурсов единым или ресурсы специфицированы в отношении различных классов задач этот вопрос остается открытым.

3. внимание это процесс некоторого усилия: умственного, психофизического, интенсивность которого подчиняется действию различных условий и факторов.

Внимание и перцептивные действия.

Найсер заявил, что в механизме переработки информации не существует ни узких мест, ни резервуаров с ресурсами, все эти теории: ресурсы, селекция- отстой. Внимание это процесс активной обработки стимульной информации, поступающей человеку, а не пассивная переработка информационного потока. В книге «когнитивные процессы»Найсер предлагает два этапа процесса переработки информации:

1. предварительный , грубый, целостный

2. Намеренный, последовательный, внимательный.

Функции первого этапа: сегментация информации, отслеживание информации. Здесь фиксируются жизненоважные сигналы.

Эксперимент на селективное чтение.

Испытуемый читает текст, состоящий из последовательности двух перемешанных строк, необходимо читать внимательно связный красный текст, отвлекаясь от не связного черного текста. Интересно было, заметят ли свое имя и повторяющееся слово. Причем в средине эксперимента половину испытуемых предупредили, что содержание черного текста может заинтересовать. Обнаружилось: без предупреждения свое имя заметили две трети испытуемых, после предупреждения 90 процентов слово пятница(которое повторялось) из непредупрежденных заметил ток один чел, после предупреждения- четверть группы. После подсказки, что это день недели еще половина.

Интерпретация: на первом этапе переработки информации внимание можно было бы охарактеризовать как диффузное. Его результаты неустойчивы, размыты, они быстро уходят из памяти, могут не достигать сознания. Этот этап Найсер называл предвниманием, однако именно тут образовывается содержание, которое может быть использовано на втором этапе, стать предметом фокального =концентрированного внимания. На втором этапе информация используется для активного построения перцептивного образа.

Любому восприятию предшествует предвосхищающая схема, которая подготавливает ту или иную активность. Именно в процессе своего поведения человек выделяет ин<

Наши рекомендации