Рекламная продукция библиотек
Библиотеки производят пособия малых форм, выпускают сувенирную продукцию, изготавливают афиши, листовки, плакаты, рекламирующие библотеки и их деятельность.
Немалое количество рекламной продукции библиотеки можно было увидеть на прошедшем третьем областном фестивале «Орловская ладья».(На фестивале библиотека представила свою издательскую продукцию (около 30 наименований) — новинки и все лучшее, что было издано за минувшие годы.)
Издан печатный «Каталог издательской продукции МКУК «Орловская центральная районная библиотека».(См. приложение).
Творческие отчеты библиотек перед населением.
Как интересна, многообразна и динамична жизнь современной библиотеки: новые технологии, новые идеи, новые планы! И все это – ради наших читателей, которые имеют право знать в полном объеме, чем сегодня живет библиотека, какие возможности она дает, что их ждет завтра.
Все библиотеки района отчитались перед населением о своей работе. В отчетах были представлены: основные направления и главные события 2013 года, которым было уделено особое внимание в работе библиотек, контрольные показатели, партнеры в обслуживании населения и читателей (формы взаимодействия), основные, наиболее эффективные формы работы, дальнейшие планы работы и другие вопросы. Были выслушаны от пользователей предложения и пожелания в адрес библиотек, любой желающий получал ответ на интересующий вопрос.
Оформлен стенд «Лидеры чтения» с целью своевременного возврата литературы и ликвидации читательской задолженности.
Библиотечные уроки, консультации:
«Честное слово»(Чудиново)—урок по произведениям писателей о нравственности, духовности.
«Найду книжку в пять минут» (Колково) — библиотечный урок по работе с каталогами.
«Методы самостоятельной работы с литературой»(Русаново). Участвовало 9 ребят.
«Из глины, кожи, бумаги»(Шадричи).
«Знайте, дети, назубок, как устроен каталог»(ДБ)
«Из истории книг и библиотек»(ЦБ)
«Все это библиотека»(ЦБ)Экскурсии:
«Очень, очень интересно всё на свете узнавать!»(ДБ)
«Приходите к нам, друзья…»(ДБ)
«Библиотека в помощь учебному процессу»(Русаново) для студентов
“Любимые книги ваших родителей”(Цепели)
«Все это библиотека»(ЦБ) – экскурсии для индивидуальных пользователей.
«Книжкин дом»(Шадричи) — экскурсия по библиотеке и рассказ о профессии библиотекаря.
«Здесь шелестят страницы…» (ДБ) экскурсия для ребят 2-х классов города.
«Чтоб в море книжном нам не заблудиться…» (ДБ).
«Здесь живут книги!»(Торопы) экскурсия для новых юных читателей. Ребятам рассказаны правила пользования библиотекой, правила обращения с книгой. Проведен инструктаж — как вести себя в библиотеке. Ребятам были представлены книги, которые соответствуют их возрасту и которые они могут брать читать как в библиотеке, так и дома. Также рассказано о кружках, которые работают в библиотеке. В итоге первоклассники стали юными читателями.
«В мир знаний вместе» (ЦБ) знакомство с библиотекой студентов первых курсов колледжей. Учащимся рассказали о здании, в котором находится библиотеке и об истории самой библиотеки, о ее современном состоянии, показали отделы и технические возможности, которыми она обладает.
«Приглашаем в сокровищницу человеческих знаний»(ЦБ) в летний период проводились экскурсии для индивидуальных пользователей
В понятие «культура чтения» входят: умение выбрать книгу, самостоятельно работать с ней, вести записи о прочитанном, навыки бережного обращения с книгой. Культурным читателем называют такого читателя, чтение которого разнообразно по тематике, который может правильно понять идейное содержание книги и её художественные особенности, дать оценку произведению. Культурный читатель использует полученные из книг знания в труде и учебе.
Систематические воспитание культуры чтения начинается с записи читателя в библиотеку. В это время обычно проводится беседа, знакомящая читателя с основными правилами обращения с библиотечной книгой.
Уже с самого начала следует внушить читателю уважение к книге; нужно, чтобы он на всю жизнь запомнил правила обращения с книгой, разъясненные ему в раннем детстве.
Навыки обращения с книгой.
Очень важно научить читателя просматривать книгу, дать ему основные сведения об ее элементах. С читателем проводятся беседы о структуре книги и ее частях, причем в зависимости от возраста читателя эти беседы постепенно усложняются. Ознакомление детей с книгой начинается с титульного листа, который как бы «вводит» в книгу, с его назначения. Знакомя читателя с книгой, нужно обращать его внимание на справочный аппарат книги – толкование непонятных слов, которые обычно помещаются либо в виде сносок внизу страницы, либо в конце книги. Особенно много непонятных слов встречается в описаниях путешествий, обычаев и быта народов стран. Надо постоянно приучать читателей искать в книге или других источниках объяснение непонятных слов.
Навыки выбора книги.
С первых лет чтения детей библиотека начинает воспитывать у них умение выбирать книгу. Большое место в воспитании первых навыков самостоятельного выбора книги занимают индивидуальные беседы. Библиотекарь или учитель расспрашивает школьника прежде всего о том, что его интересует, что он любит делать в свободное время, о чем хочет читать; затем предлагает попробовать самому выбрать книгу. Знакомя детей с книжными выставками, библиотекарь предлагает обратить внимание на аннотации к книгам, учит, как спросить книгу для чтения.
Как читать книгу.
Советы читателям о том, как работать с книгой, следует давать в соответствии с содержанием книги: рассказывая, как правильно читать художественные произведения, библиотекарь рекомендует обращать внимание не только на развитие сюжета, но и на характеры героев, на особенности стиля, язык произведения: яркие, образные выражения, описания природы и т. п. Если в книге встречается незнакомое слово, советует спросить о его значении или посмотреть в словарь, в пояснения к тексту в самой книге.
Библиотека учит читателей работать и с журналом, с газетой. Читать их полностью, все подряд, как книги, нет надобности, можно по оглавлению в журнале выбрать то, что наиболее интересует; при просмотре газеты следует остановиться в первую очередь на наиболее близких и доступных статьях.
Отзывы о книгах.
Постоянные беседы с детьми при выдаче им книг приучают детей анализировать прочитанное; они охотно делятся впечатлениями о книге и выражают свое мнение не только устно, но нередко и письменно. Такую запись принято называть отзывом читателя о книге. Отзывы учащиеся начинают писать в школе с помощью преподавателей в 4 и даже в 3 классе. Библиотекарь должен разъяснить читателю, какую пользу приносит составление отзыва о книге; чтобы составить отзыв, читатель повнимательнее прочитает книгу, подумает над ее содержанием, а это очень полезно.