Ни о какой чистоте речи не приходится говорить, если она изобилует браными и нецензурными словами.

До революции Церковь, правительственные учреждения, официальные инстанции всячески препятствовали употреблению бранных слов. Во времена советской власти нецензурные выражения запрещено было печатать в журналах, газетах, художественной литературе, использовать в передачах по радио, телевидению. В последние десятилетия многое изменилось в стране, в обществе. Нормативная плотина часто оказывалась бессильной сдерживать наводнение подобных слов. К сожалению, ругательства, «непечатное» слово сегодня можно встретить на страницах независимых газет, свободных изданий, в текстах художественной литературы. В магазинах, на книжных базарах продаются словари, содержащие не только жаргонную, но и нецензурную лексику.

Справедливы слова В. Распутина: «Многие писатели поддались на приманку: книги на языке сленга пользуются спросом, на них можно заработать. А по мне даже ради денег, даже когда тебя не печатают, лучше обойтись без этого. Не напрасно ведь говорят: непечатное слово».

Грубые, бранные слова и выражения, нецензурная лексика оскорбляют нравственные и эстетические чувства людей, воспринимаются как пренебрежение и неуважение к личности человека, как оскорбление, значительно снижает эффективность общения.

Если обратиться к устному народному творчеству, пословицам и поговоркам, о которых А.С. Пушкин писал: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!», – то оказывается, что русский народ отрицательно относится к проявлению неуважения к собеседнику, к ссорам между людьми. Лучше ногою запнуться, нежели языком, – предупреждает пословица. Поэтому следует быть особенно осторожным в выборе слов, помнить: Слово не стрела, но пуще стрелы разит; От одного слова – да навек ссора; Ссора до добра не доводит; В ссорах да во вздорах пути не бывает.

Но если ссоры не удалось избежать, то пословицы призывают к примирению: Всякая ссора красна миром; С кем побранюсь, с тем и помирюсь; С людьми мирись, а с грехами бранись.

Слово браниться помимо значения «ссориться» означает «произносить бранные слова, ругаться».

Судя по пословицам, ошибочно утверждать, что народ считает брань неотъемлемой частью своей жизни. Да, народ пытается как-то оправдать ее, подчеркнуть, что брань – обычное дело: Брань не запас, а без нее ни на час; Брань не дым – глаз не выест; Брань на вороту не виснет. Она как бы даже помогает в работе, без нее не обойдешься: Не выругаешься, дела не сделаешь; Не обругавшись, и замка в клети не отопрешь.

Но важнее другое: Спорить спорь, а браниться грех; Не бранись: что из человека исходит, то его и поганит; Брань не смола, а саже сродни: не льнет, так марает; С брани люди сохнут, а с похвалы толстеют; Громом не возьмешь, бранью не выпросишь.

Это не только предупреждение, это уже – осуждение, это – запрет.

Богатство речи.Это коммуникативное качество речиопределяетколичество и разнообразие языковых средств, которые находятся в употреблении индивида. Богатство речи свидетельствует об эрудиции говорящего, его высоком интеллекте. Богатство индивидуального языка дает возможность разнообразить речь, придать ей точность и четкость, позволяет избежать повторов как лексических, так и синтаксических.

Чем определяется богатство языка, в том числе и языка отдельного индивида? Прежде всего богатством словарного состава. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека не превышает 7 – 8 тыс. разных слов, по подсчетам других, он достигает 11 – 13 тыс. слов. Людям лингвоинтенсивных профессий, например, управленцам, политикам, юристам, менеджерам, необходимо иметь как можно больший запас слов и постоянно заботиться о его расширении.

Богатейшим источником пополнения индивидуального словарного запаса является синонимия. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они, различаясь оттенками значений или стилистической окраской, позволяют с предельной точностью сформулировать мысль, придать речи разговорный или книжный характер, выразить положительную или отрицательную экспрессию. Например, слово вежливость имеет следующие синонимы: учтивость, корректность, предупредительность, обходительность, любезность, деликатность, галантность. Немало в русском языке слов, которые передают положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли, т.е. обладаютэкспрессией. Так, слова блаженство, роскошный, великолепный, неустрашимый, очаровать заключают в себе положительную экспрессию, а слова болтун, недотепа, бестолковщина, мазня характеризуются отрицательной экспрессией.

Необыкновенно богат русский язык образной фразеологией, т.е. устойчивыми оборотами речи, которые по смыслу приравниваются к отдельному слову, например: ни свет ни заря (рано), бежать сломя голову (быстро), медный лоб (глупый), с минуты на минуту (скоро).

Фразеология русского языка разнообразна по своему составу, обладает большими стилистическими возможностями. Фразеологизмы помогают немногими словами сказать многое, поскольку они определяют не только предмет, но и его признак, не только действие, но и его обстоятельства. Усложненность семантики фразеологизмов отличает их от однословных синонимов. Так, устойчивое сочетание на широкую ногу означает не просто «богато», но и «роскошно, не стесняясь в средствах». Фразеологизм заметать следы означает не просто «уничтожать, устранять что-либо», а «устранять, уничтожать то, что может служить уликой в чем-либо».

Фразеология привлекает своей экспрессивностью, потенциальной возможностью положительно или отрицательно оценивать явление, выражать одобрение или осуждение, ироническое, насмешливое или иное отношение к нему. Особенно ярко это проявляется у так называемых фразеологизмов-характеристик. Например: человек с большой буквы, молоко на губах не обсохло, телеграфный столб, мастер на все руки, абсолютный ноль, ветер в голове, светлая личность, ума палата, белая ворона, блудный сын, не робкого десятка, собака на сене, одного поля ягода (ягоды).

Богатство словаря и фразеологии русского языка позволяет избегать в устной и письменной речи повторения одних и тех же слов, словосочетаний, разнообразить речь, делать ее выразительнее.

О богатстве речи свидетельствует наличие в ней пословиц и поговорок.«Пословица недаром молвится», – гласит народная мудрость. Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение.

Успех употребления пословиц в речи зависит от того, насколько удачно они подобраны. Недаром говорится: «Хороша пословица в лад да в масть».

Сегодня в нашем распоряжении находится значительное количество сборников народных изречений. Среди них сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа». Особый интерес представляют современные тематические сборники пословиц и поговорок.

Наряду с пословицами и поговорками о богатстве речи свидетельствуют крылатые слова – меткие, образные выражения, получившие распространение, ставшие общеупотребительными. Известны они были еще в далекой античности. Например, Гомер «крылатыми» называл слова, которые быстро срываются с уст говорящего и летят к уху слушателя. Как правило, крылатые слова и выражения имеют книжное происхождение. К ним относятся известные цитаты из художественной, научной, публицистической литературы, высказывания знаменитых людей прошлого и настоящего: его пример другим наука (Пушкин); есть от чего в отчаяние прийти (Грибоедов); Иудушка Головлев (Салтыков-Щедрин); как бы чего не вышло (Чехов); как белка в колесе (Крылов); лучшее – враг хорошего (Вольтер); науки юношей питают, отраду старцам подают (Ломоносов); о времена!о нравы! (Цицерон); из двух зол избрать меньшее (Аристотель).

Выразительность речи.Выразительной называется речь, способная поддерживать внимание и интерес слушателя или читателя, усиливать эффективность воздействия речи.

Лингвистическое основание выразительности – наличие в языке изобразительных и выразительных средств, традиционно называемых тропами и фигурами.

Понятие образности слова связано с явлением многозначности. Многозначность в какой-то степени отражает те сложные отношения, которые существуют в действительности. Так, если между предметами обнаруживается внешнее сходство или им присущ какой-то скрытый общий признак, если они занимают одинаковое положение по отношению к чему-то, то название одного предмета может стать названием другого. Например: игла – швейная, у ели, у ежа; острый нож – острый ум – острая шутка – острый соус – острая боль. Первое значение, с которым слово появилось в языке, называется прямым, а последующие – переносными.

С понятием переносного употребления слов связаны такие художественные средства, как тропы. Тропы– слова и обороты речи в переносном значении, но сохраняющие выразительность и образность высказывания. Основные виды тропов: метафора, метонимия, эпитет, сравнение, гипербола, литота, олицетворение, перифраза.

Различают тропы общеязыковые (с заранее готовой образностью) и оригинальные. Общеязыковые тропы широко используются в речи: горячая пора – метафора, устал до смерти – гипербола, платят жалкие копейки – литота, солнце село – олицетворение, съешь тарелочку (предложение съесть тарелку супа) – метонимия. Однако не всякое переносное значение воспринимается как образное. Вот, к примеру, метафоры со стершейся образностью: рукав реки, горлышко бутылки и т.п. При употреблении этих словосочетаний первое, основное, значение слов рукав (часть одежды, покрывающая руку), горлышко (передняя часть шеи, уменьш.-ласк.) не воспроизводится в сознании говорящего (слушающего). Они реализуют новые, уже ставшие общеязыковыми, значения «ответвление от главного русла реки», «верхняя суженная часть сосуда». Таким образом, данные словосочетания потеряли оригинальность, выразительность и к средствам словесной образности не относятся.

Выразительность же речи придают оригинальные, авторские тропы, например, чурбанное равнодушие (Д. Писарев), мармеладное настроение

(А. Чехов), а также переносные значения слов, не утратившие образности, способности делать речь выразительной: тоска грызет, обида ранит, похвала греет и т. д.

Тропы выполняют следующие функции: придают речи эмоциональность(отражают личностный взгляд человека на мир, выражают оценки, чувства при постижении мира), наглядность (способствуют наглядному отражению картины внешнего мира, внутреннего мира человека); способствуют оригинальному отражению действительности(показывают предметы и явления с новой, неожиданной стороны); позволяют лучше понять внутреннее состояние говорящего (пишущего); делают речь привлекательной.

Тропы чаще встречаются в художественной и публицистической речи, в меньшей степени они свойственны научной речи. В официально-деловой речи использование тропов недопустимо. В разговорной речи чаще используются общеязыковые тропы; употребление оригинальных, авторских тропов зависит от индивидуальности говорящего, темы разговора, ситуации общения.

Охарактеризуем основные виды тропов.

Метафораоснована на переносе наименования с одного предмета на другой по сходству этих предметов. Источником нового метафорического значения является сравнение. Например, загорелись звезды очей (глаза сравниваются со звездами); загорелись очи ночи (звезды сравниваются с глазами). Метафоры образуются путем переноса свойств одушевленных предметов на неодушевленные (вода бежит, буря плачет) и наоборот (ветреная погода и ветреный человек). Признаки предмета могут преобразовываться в признаки абстрактных понятий (поверхностное суждение, пустые обещания) и т.д.

Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывать эмоциональные ассоциации. В этом случае они украшают речь, например: Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец (Н. Заболоцкий). Однако изобилие метафор в речи отвлекает слушателей от ее содержания, внимание аудитории концентрируется на форме изложения, а не на содержании.

Метонимияв отличие от метафоры основана на смежности предметов или явлений. При этом понятие «смежные» означает не просто как соседние, а как тесно связанные друг с другом. Например: А в двери – бушлаты, шинели, тулупы (В. Маяковский). В данном примере социальная принадлежность людей обозначается с помощью названий одежды, типичной для разных социальных групп. Примером метонимии является употребление слов аудитория, класс, школа, квартира, дом, завод для обозначения людей: Аудитория стоя приветствовала лектора. Довольно часто в метонимическом значении используются географические названия. Например, названия столиц употребляются в значении «правительство страны», «правящие круги»: переговоры между Москвой и Вашингтоном, Париж поддерживает, Варшава приняла решение и т.п.

Синекдоха– разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет целиком или, наоборот, название целого переносится на его часть. Например: Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин). Слово флаги (часть) обозначает здесь «государства» (целое).

Сравнение– это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Например: Факты – это воздух ученого (И. Павлов). Факты (предмет) сравниваются с воздухом (образ) по признаку «насущное, необходимое для существования».

Яркие, выразительные сравнения придают речи особую поэтичность. Совершенно иное впечатление производят сравнения, которые в результате частого их употребления утратили свою образность, превратились в речевые штампы: храбрый как лев; трусливый как заяц; отражались как в зеркале и др.

Эпитет– художественное определение, например: слепая любовь, дремучее невежество, леденящая вежливость. Они позволяют более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления, обогащают содержание высказывания. Как и другими средствами речевой выразительности, эпитетами не рекомендуется злоупотреблять, так как это может привести к красивости речи в ущерб ее ясности и понятности.

Гипербола– прием выразительности речи, используемый говорящим с целью создать у слушателей преувеличенное представление о предмете речи. Например: У них клубника – с кулак; Вечно ты опаздываешь; Я сто раз тебе это говорил. В разговорной речи гиперболы создаются путем использования уже готовых, имеющихся в языке средств и моделей, автор же художественного или публицистического произведения стремится к созданию индивидуализированной гиперболы. Например: Он храпит, как трактор (в разговорной речи); Во сне дворник сделался тяжелым, как комод (И. Ильф, Е. Петров).

Литота– прием выразительности речи, намеренное преуменьшение малых размеров предмета речи: мужичок с ноготок, от горшка два вершка, одну секунду, в двух шагах отсюда. Литоту еще называют «обратной гиперболой».

Олицетворение – стилистический прием, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием, приписываются свойства, действия, поступки, присущие человеку: Одни зарницы огневые, / Воспламеняясь чередой, / … Ведут беседу меж собой (Ф. Тютчев); Надежды вальс зовет, звучит … И сердцу громко говорит (Я. Полонский).

Перифраза – замена обычного однословного названия предмета, явления, лица и т.д. описательным оборотом, например: белокаменная столица (Москва), Северная Пальмира (Санкт-Петербург), царь зверей (лев), певец «березового ситца» (С. Есенин). В перифразах обычно содержится оценка обозначаемого, например: цветы жизни (дети), звонкоголосая певунья (гармонь). Некоторые из перифраз могут стать штампами. Так, выражения труженики полей, дары моря утратили образность, и вряд ли их можно рассматривать как средства речевой выразительности.

Для оживления речи, придания ей эмоциональности, выразительности, образности используют приемы стилистического синтаксиса, так называемые фигуры. Ниже приводятся характеристики наиболее употребительных фигур.

Антитеза– прием, основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков. В форму антитезы часто облекаются афористические суждения, пословицы, поговорки: ученье – свет, а неученье – тьма; не было бы счастья, да несчастье помогло; как аукнется, так и откликнется; на голове густо, да в голове пусто. Для сравнения двух явлений нередко используются антонимы – слова с противоположными значениями: свет – тьма, счастье – несчастье, аукнется – откликнется, густо – пусто. На этом принципе построены многие строки из художественных, публицистических произведений. Антитеза – действенное средство выразительности и в публичной речи, она придает мысли силу и выразительность.

Градация – фигура речи, суть которой состоит в расположении нескольких перечисляемых в речи элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значений (восходящая градация) или в порядке убывания значений (нисходящая градация). Под «возрастанием», «убыванием» значений понимают степень экспрессивности (выразительности), эмоциональной силы, «напряженности» выражения. Например: я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю (восходящая градация); звериный, чужой, неприглядный мир (нисходящая градация). Градация облегчает восприятие речи, делает ее выразительной, запоминающейся. Градация активно используется в современной ораторской практике.

Нередко для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма прибегают к такой стилистической фигуре, как повторы.Формы повтора бывают самые разнообразные.

А н а ф о р а (в переводе с греческого «единоначатие») – прием, при котором несколько предложений начинают одним и тем же словом или группой слов. Например: Таковы времена! Таковы наши нравы! Повторяющимися словами бывают служебные единицы, в частности союзы и частицы. Э п и ф о р а – фигура повтора заключительных элементов последовательных фраз – менее частотна и менее заметна в речевых произведениях. Например: Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В. Гоголь).

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, расположение в них сходных членов предложения, например: В каком году – рассчитывай, / В какой земле – угадывай … (Н. Некрасов). Параллелизм нередко используется в заголовках книг, статей: Поэзия грамматики и грамматика поэзии (Р. Якобсон).Чаще всего параллелизм встречается в периодах.

Период – особая ритмическая конструкция, мысль и интонация в которой постепенно нарастают, достигают вершины, после чего тема получает свое разрешение, и, соответственно, снижается интонационное напряжение: «Как ни старались люди, собравшие в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и не выгоняли всех животных и птиц, – весна была весною и в городе» (Л. Толстой).

Риторическое обращение – подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь, имеющее целью выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику: Люблю тебя, булатный мой кинжал, / Товарищ светлый и холодный … (М. Лермонтов).

Риторический вопрос – эффективный стилистический прием, активно используемый в современной публичной речи с целью активизации внимания слушателей, диалогизации монологической речи. Риторический вопрос является средством выделения смысловых и эмоциональных центров речи. Особенность его заключается в том, что он не требует ответа, а служит для утверждения или отрицания чего-либо. Риторический вопрос усиливает воздействие речи на слушателей, пробуждает у них соответствующие чувства, несет большую смысловую и эмоциональную нагрузку, например: Разве я не знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан? (Л. Толстой). Риторический вопрос всегда синонимичен повествовательному предложению: Мы не будем выписывать из поэмы Пушкина картин Кавказа и горцев: кто не знает их наизусть? (В. Белинский), т.е. каждый знает их наизусть.

Функцию диалогизации монологической речи выполняет также прием, получивший название вопросно-ответный ход. Он заключается в том, что оратор, как бы предвидя возражения слушателей, угадывая их возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует и сам на них отвечает. Вопросно-ответный ход превращает монологическую речь в диалог, делает слушателей собеседниками оратора, активизирует их внимание. Применяется он и как действенное средство в скрытой полемике. Если в речи излагается спорный вопрос, который может вызвать у слушателей сомнение, то выступающий прибегает к вопросно-ответному приему.

Таким образом, точность, понятность и чистота нашей речи, четкость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного и письменного слова.

Практикум

Задание 1.Подберите определения к данным словам.

О б р а з е ц: аппарат – правительственный, государственный, президентский, парламентский, репрессивный, бюрократический, центральный.

Администрация, власть, государство, конфликт, кризис, лидер, структура, элита.

Задание 2.Подберите существительные к данным прилагательным.

О б р а з е ц: демократический – государство, общество, интеллигенция, преобразования, порядок, ценности, власть, институты, политики, силы, фракции, выборы, пресса, печать.

Властный, высокопоставленный, деловой, общественный, оппозиционный, официальный, политический, социальный, федеральный, экономический.

Задание 3.Составьте с данными словами словосочетания (существительное +существительное).

О б р а з е ц: администрация – президента, города, области, района, завода, вуза.

Дефицит, команда, либерализация, менеджер, механизм, программа, политика, руководитель, свобода, служба, субъект.

Задание 4. Замените выделенные курсивом слова близкими по смыслу.

Главная задача, видный деятель, огромные успехи.

С л о в а: важный, большой, первоочередной, первостепенный, известный, колоссальный, выдающийся, громадный, актуальный, ос­новной, насущный, значительный, замечательный.

Задание 5. Составьте предложения со следующими синонимами.

1. Показать, описать, изображать, обрисовать, представлять, оха­рактеризовать, нарисовать, создать образ.

2. Критиковать, осуждать, порицать, обличать, бичевать, клей­мить, пригвождать к позорному столбу.

Задание 6. Из слов, заключенных в скобках, выберите нужное.

1. Герой произносит (сокровенную, священную, заветную, вер­ную) клятву.

2. Мы услышали (потрясающие, дикие, неистовые) крики.

3. Нельзя (опасаться, пугаться, бояться, страшиться, трусить, робеть, трепетать) всего на свете, надо быть (смелым, храбрым, отважным, решительным, дерзким, бесстрашным).

Задание 7. Составьте словосочетания, соединив данные синони­мы со словами, стоящими в скобках.

1. Весть, сообщение, известие, уведомление (из училища, из дому, с телефонного узла, из лицея).

2. Безмятежный, спокойный, мирный, смирный (сон, труд, харак­тер, человек).

3. Побороть, победить, сломать, преодолеть, превозмочь (бо­лезнь, чувство страха, противника, волю, препятствие).

Задание 8. Подберите к следующим словам пары с противоположным значением.

Смелость, родина, благородство, зависимость; подлинный, зау­рядный, активный; отставать, одобрять, освобождать, ослабевать;

естественный, духовный, деятельный, динамичный; доброта, уны­ние, черствость, нежность.

Задание 9. Подберите синонимы и антонимы к прилагатель­ным обычный, интересный, свежий в следующих словосочетаниях:

а) обычная ситуация; обычный день; обычные заботы; обыч­ная внешность;

б) интересный фильм; интересная внешность; интересный писатель; интересный сюжет; интересная трактовка;

в) свежий хлеб; свежие огурцы; свежее белье; свежий вечер;

свежий снег; свежий вид; свежий взгляд.

Задание 10. Подберите русские синонимы (слова или слово­сочетания) к словам иноязычного происхождения:

а) респондент, инвестор, прерогатива, квота, аудитор, альянс,

паблисити, эксклюзивный, апеллировать, секвестр;

6) мораторий, менталитет, адекватный, идентичный, антагонизм,

инфантильный, индифферентный;

в) амбиция, анализ, библиотека, вердикт, вестибюль, вокальный,

детальный, диалог, импорт, лексикон, мемуары, пунктуальный,

реставрация, фауна, флора, экспорт.

Задание 11. Используя толковые словари, определите значения следующих слов, их смысловые и стилистические особенности. Составьте с ними предложения.

Группа, группировка, клика, банда; помощник, пособник, соучаст­ник, партнер; договор, пакт, сделка, конвенция, соглашение; доход, рента, дивиденд, прибыль.

Задание 12. Составьте словосочетания со словами рынок, ба­зар; годичный, годовой, используя слова для справ­ки. Чем обусловлена возможность/невозможность сочетания этих слов с некоторыми из приведенных слов?

С л о в а д л я с п р а в к и: городской, центральный, крытый, елоч­ный, книжный, мировой, внешний, овощной, птичий; цикл, отпуск, собрание, доход, оценки, запас.

Задание 13. К каждому слову первой группы подберите соответ­ствующее одно или несколько слов из второй груп­пы и запишите образованные словосочетания.

1. Армада, легион, когорта, плеяда, толпа, сборище, стая, стадо, табун, куча, масса, уйма, множество, скопище, мириады.

2. Корабли, самолеты, танки, цифры, информация, мотоциклы, революционеры, факты, друзья, книги, экстремисты, бумаги, доку­менты, гуси, лошади, коровы, звезды, лжецы, мореплаватели.

Задание 14. Распределите следующие слова на группы с поло­жительной и отрицательной эмоциональной окрас­кой.

Похождения, подвиги, преступления, деляги, труженики, расправ­ляться, ограбление, единомышленник, связаться, сборище, наше­ствие, соучастник, содружество, проделки, сотрудничество.

Задание 15. Составьте словосочетаниясо следующими па­ронимами.

Гражданство – гражданственность, квалифицированный – квалификационный, дискриминация – дискредитация, удачный — удачливый, понятный — понятливый, соседский — соседний, хозяйский — хозяйственный, обидный — обидчивый, демонстративный – демонстрационный.

Задание 16. Определите, какие из следующих слов могут образо­вать паронимические пары.

Сокрушенно, Швеция, подозревать, опровергать, Австрия, Швей­цария, подразумевать, отвергать, Австралия, удивленно, сокруши­тельно, удивительно, недоумение, недоразумение, идеальный, при­дворный, идеалистический, крепостной, дворовый, крепостник.

Задание 17. Составьте предложения со следующими омони­мами.

Среда1 (день недели) и среда2 (окружающая обстановка, обще­ство); повод1 (предлог, причина) и повод2 (ремень); свет1 (лучистая энергия, испускаемая каким-либо телом) и свет2 (земной шар, Зем­ля со всем существующим на ней); акция1 (ценная бумага) и акция2 (действие, направленное на достижение какой-либо цели); боны1 (кредитные документы) и боны2 (плавучие ограждения); бумагодержатель1 (владелец цен­ных бумаг) и бумагодержатель2 (приспособление для бумаги); гриф1 (птица), гриф2 (длинная пластинка из дерева у струнных инструментов) и гриф3 (клеймо, штемпель); некогда1 (нет времени) и некогда2 (когда-то); несколько1 (некоторое количество) и не­сколько2 (немного, в некоторой степени).

Задание 18. Объясните значение следующих паронимов. Со­ставьте с ними предложения.

Абонемент — абонент; адресат — адресант; бережно — бе­режливо; статут — статус; экономный — экономичный.

Задание 19. Из слов, заключенных в скобках, выберите нужное.

1. Никогда не забудет наш народ (геройские — героические) дни Ленинградской блокады. 2. Сюжетом повести стала (драма­тичная — драматическая) ситуация, сложившаяся в семье писателя. 3. Регистрация (командированных - командировочных) произво­дится в вестибюле. 4. В кузове грузовика могут (поместиться — разместиться) четыре «Москвича». 5. Чтобы добиться успеха, надо (принять — предпринять) (эффективные — эффектные) меры.

Задание 20. Определите, какие ошибки допущены в предложени­ях. Отредактируйте предложения.

1. На вокзале висит объявление: «Касса для командировоч­ных на втором этаже». 2. Господа командировочные, получите командировочные удостоверения. 3. Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. 4. Предсе­датель собрания представил слово докладчику. 5. Авторы предо­ставили издательству рукопись книги. 6. Крысы и мыши на скла­дах, в овощехранилищах много продукции уничтожают. 7. Стан­ция может с большим эффектом снабжать энергией завод. 8. Можно начинать собрание: форум уже есть. 9. Мне некогда зани­маться с младшим братом. Я сегодня очень занятый. 10. За не­тактическое поведение пассажиру сделали замечание. 11. Автор статьи пишет еще об одном требовании Л.Н. Толстого к языку, о требовании простоты и ясности, понятливости.

Задание 21. Раскройте скобки, выбирая подходящее слово. Обо­снуйте свой выбор. За справками обращайтесь к сло­варям.

1. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах долж­на активизировать свою работу. 2. Качество холодильника улуч­шено за счет некоторых (конструкторских, конструктивных) реше­ний. 3. Такая (планировка, планирование) сроков выполнения ра­бот оказалась преждевременной. 4. От разгоревшегося (пожари­ща, пожара) посветлело на улице. 5. Некоторые наши фильмы полу­чили (большую признательность, большое признание) за рубе­жом. 6. Ниже своих возможностей (сработали; работали) в де­кабре строители. 7. С (большой раздражительностью, большим раздражением) встретил критику в свой адрес этот человек. 8. В конце книги был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. 9. (Решимость решительность) его по­ступка удивила всех. 10. На (сборочном, сборном) пункте было много народу, но работы еще не начинались. 11. Он (сыскал, снискал) к себе уважение и добрую славу как новатор, как чело­век творческой мысли.

Задание 22. Из поставленных в скобки слов выберите нужный вариант. С помощью толкового словаря русского языка и словаря иностранных слов установите смыс­ловое и стилистическое сходство и различие между этими словами.

1. Достижение этой гуманной цели (не лимитируется, не огра­ничивается) ни состоянием науки и техники, ни (ресурсами, воз­можностями, запасами) труда и средств. 2. Отмеченные признаки (разнородны, гетерогенны). 3. (Профилактическое, предупрежда­ющее) влияние новых лекарственных средств еще более рази­тельно. 4. Сорта новых культур более (константны, устойчивы), т. е. они лучше (передают, трансформируют) потомству такие свой­ства, как урожайность, величина плода, вкусовые качества. 5. В изображении характера должна быть (преобладающая, доминиру­ющая) черта, которую и должен (гипостазировать, сделать само­довлеющей) (писатель, автор), исходя из своей собственной (кон­цепции, представления) о (персонажах, героях, образах).

Задание 23. Составьте предложения с опорой на следующие пары словосочетаний, используя предлоги благода­ря, из-за, по причине, в связи, вследствие.

Срыв поставок — расторжение договора; непредвиденные об­стоятельства — задержка отправки товара; эффективная работа отдела рекламы — повышение спроса на выпускаемую продук­цию; плохой урожай — повышение цен на зерно; внедрение новой технологии — повышение качества продукции; потеря ра­бочего времени — низкая производительность труда; ремонт обо­рудования — остановка цеха.

Задание 24. Прочитайте приведенные ниже термины. Разбейте их на три группы: 1) термины, которые вы можете объяснить; 2) термины, значение которых вы знаете приблизительно; 3) термины, которые вам незнакомы. Проверьте значение слов по толковому словарю.

Аккредитив, акционер, акция, аренда, аукцион, аукционист, банк, бартер, безработица, брокер, валюта, гиперинфляция, девальвация, демпинг, дивиденд, дилер, евровалюта, заем, залог, импорт, инвести­ция, инвестор, инфляция, картель, клиринг, конвертируемость, кон­куренция, корпорация, кредит, лизинг, лицензия, лот, маклер, марке­тинг, менеджер, оферта, патент, резидент, стагнация, фирма, штраф, экспорт, эргономика.

Задание 25. Определите, какие из приведенных словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме.

Народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выс­тавки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, вза­имно друг к другу, памятный сувенир, частная собственность.

Задание 26. Сделайте стилистическую правку предложений, уст­раняя однокоренные слова.

1. Рабочие успешно выполнили заданное задание. 2. Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы. 3. К не­достаткам пособия можно отнести недостаточное количество ил­люстративного материала. 4. Следует отметить следующие недо­статки в работе. 5. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. 6. Судя по тем находкам, которые они на­шли, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы.

Задание 27. Определите характер ошибок в данных предло­жениях, исправьте их.

1. Выборы губернатора области назначены на июнь месяц. 2. Это произошло в то время, когда я был совершенно занят. 3. Игра «Бизнес» продается по цене 250 рублей. 4. Сейчас мы заняты процессом строительства новых сооружений. 5. В городе Ростове-на-Дону прошли выборы мэра города. 6. Коллектив пре­подавателей разрабатывает свои учебные планы. 7. Когда охот­ник поднял глаза вверх, он увидел перед собой медведя.

Задание 28. Определите, какие понятия передаются с помощью следующих парафраз. Приведите свои примеры ис­пользования образных, метафорических оборотов вме­сто прямого называния предмета.

Белое золото, черное золото, голубая планета, белая смерть, корабль пустыни, зеленый змий, спутница жизни, зеленый пожар, однорукие бандиты, город Желтого Дьявола, туманный Альбион, город на Неве.

Задание 29. Ответьте на поставленные вопросы. В качестве отве­та используйте фразеологическое выражение.

О б р а з е ц: Как говорят о том, кого трудно

Наши рекомендации