Новая аттическая комедия : сюжеты и характеры Менандра
Менандр жил и творил в конце 4 в. и начале 3 в. до н.э.Уже замолкала политическая комедия. Греческая общественность уже переставала волноваться политическими событиями.
Между Аристофаном и Менандром действует несколько комедиографов, которые обычно объединяют под названием средней комедии. Уже считается, что аристофановская комедия слишком груба, слишком близка к деревне, далека от повседневной жизни, слишком прямо разоблачает политические ситуации и полна непристойностей.Менандр стал принципиально избегать изображения условных характеров . У него мы располагает только сравнительно небольшим числом типических характеров ; и все его искусство заключается только в наделении этих характеров разными жизненными деталями. Обычно в этих комедиях фигурируют : молодой человек, легкомысленный или серьезный, отец,тоже легкомысленный или скупой, девица, кем-нибудь обиженная и добродетельная, женщина легкого поведения или с благородными чувствами, рабы, жулики. Комедия "Брюзга":
Действие другой комедии "Третейский суд" возникает благодаря одному случаю, происшедшему за несколько месяцев до того. Богатый юноша Харисий на празднике вступил в связь с некоей Памфилой, причем они друг друга не успели даже хорошенько заприметить. Вскоре после этого Харисий вступает в законный брак с Памфилой, не зная того, что это та самая девица, с которой он был на празднике. В отсутствие Харисия он рождает через пять месяцев после заключения брака ребенка, не зная, что это ребенок от Харисия. Вернувшись же Харисий тоже не знает, что это ребенок от него, бросает свою жену и не хочет с ней жить. Он проводит время в кутежах со своими приятелями и с арфисткой Габротонон.Памфила же подкидывает ребенка чужим людям . ребенок попадает к рабу Харисия и то узнает по перстню подлинного отца ребенка, и Габротонон, беря ребенка к себе вместе с перстнем, доказывает Харисию,что это именно их ребенок. Тут же оказывается ,что Габротонон тоже была на этом празднике и видела там Памфилу. В куртизанке зарождается благородное чувство, и она все открывает Памфиле, передавая ей ребенка с перстнем.Харисий , аеря Габротон, раскаивается в преступлении, в котором сам обвинял Памфилу, но Габротон открывает тайну и ему.
Менандр стоит за нормальную семейную жизнь, он явно осуждает Кнемона. В пезренных маленьких людях Менандр склонен видеть часто человеческие и даже благородные люди. Женщина у Менандра такой же равноправный член общества.
Жанр обеих рассматриваемых комедий - жанр комедии нравов и интриги.
14. Александрийская школа поэзии: основные эстетические принципы, жанры, представители.
|
Термин «александрийский» в применении к литературе является условным. Еще посреди прошедшего столетия он употреблялся очень обширно, и весь эллинистический, период носил заглавие «александрийского». От этой терминологии пришлось отрешиться, потому что она создавала неверное воспоминание, как будто Александрия являлась ведущим центром для всей эллинистической литературы. Расцвет александрийской поэзии относится к первой половине III в. до н. э.; наикрупнейшие представители ее прославляли и цитировали друг дружку в собственных произведениях. различные тенденции. В главном — это поэзия культурной вершины греческого общества, как оно складывалось в обстановке эллинистических монархий; старенькый центр, Афины, не воспринимает роли в этом литературном течении. Поэты — любители и знатоки старенькой письменности; многие из их соединяют поэтическую деятельность с филологическими занятиями, время от времени со службой в александрийском Музее. Они выставляют напоказ свою «ученость», т. е. начитанность в старенькых создателях и знакомство с позабытыми и нераспространенными преданиями. Произведения их обращены к узенькому кругу образованных читателей. Как это естественно для литературы эллинистического общества, огромные социальные задачи у александрийцев отсутствуют. Политическая тема попадает в их кругозор исключительно в форме прославления царей либо их приближенных; им чужды публичные интересы хотя бы в той суженной форме вопросов семьи и воспитания, которую мы встречали у Менандра. У их возникают свои, новые темы, соответствующие для эллинизма; вырастает энтузиазм к интимным эмоциям индивидума, к картинам быта, нарождается чувствительное восприятие природы. В литературной фиксации детали, момента, мимолетного настроения александрийцы добиваются огромного мастерства. Способности изображения личных эмоций и быта оставались, но, ограниченными. К примеру, в эллинистической поэзии занимает много места любовная тема. персонажи выбираются из низших слоев общества либо переносятся в область мифа. Ко всей этой теме александрийцы присоединяют собственный специфичный момент «учености». Проявляется она по-разному — в вычурности языка, в цитатах и полуцитатах из древних писателей, в богатстве мифологических намеков, доступных только немногим, но она может стать и конкретно поэтической темой. «фигурные стихотворения», т. е. такие, в каких строки разной величины самим методом собственного написания образуют фигуру какого-либо предмета — свирели, топора, крыльев, алтаря. В отличие от старенькой греческой поэзии, в значимой мере рассчитанной на музыкальное и плясовое сопровождение, произведения александрийцев относятся к области чисто словесного искусства. Их гимны неприменимы для празднеств, мимические сценки неудобны для разыгрывания. Начинатель александрийской поэтической школы — Филет. Вместе с элегией, одним из возлюбленных жанров александрийской поэзии является эпиграмма, куцее стихотворение в элегическом размере КАЛЛИМАХ Центральная фигура александрийской поэзии — Каллимах из Кирены (около 310 — 240 гг.), Каллимах достигнул высочайшего положения в Музее и стал придворным поэтом Птолемеев. дает четкую формулировку собственной литературной программки. Она сводится к трем главным принципам: малая форма, борьба с банальностью, кропотливая отделка деталей. Каллимах возражает против попыток обновления огромного эпоса; Каллимах, кроме исключительной собственной «учености», был блестящим мастером стиха, смышленым, изобретательным рассказчиком; но у него не хватало поэтической силы. Как практически все александрийцы, он блещет искусством неповторимой эпиграммы; Важное его произведение — «Причины» (Aitia), сборник повествовательных элегий в 4 книжках, содержавший сказания о появлении разных празднеств, обрядов, наименований, об основании городов и святилищ. Элегия представляет собой монолог локона, который ведает о собственной судьбе в преувеличенно-патетическом стилеЛокон скорбит о том, что ему пришлось расстаться с головой королевы; он уступил только непреоборимой силе «железа» (т. е. ножниц) и кончает пожеланием возвратиться на старенькое место, Главным противником Каллимаха оказался, но, его свой ученик, таковой же «ученый» поэт, как и сам Каллимах. Это был Аполлоний, АПОЛЛОНИЙ РОДОССКИЙ александриец по происхождению, видный деятель Музея, занимавший должность заведующего александрийской библиотекой и воспитателя наследника престола. Литературная вражда осложнилась личным конфликтом, который кончился тем, что Аполлоний покинул Александрию и переселился на Родос. 2-ая родина доставила Аполлонию прозвище Родосского, с которым он и вошел в историю литературы. «Аргонавтика» Аполлония — самое объемистое из сохранившихся произведений эллинистической литературы. Создатель делает большой мифологический эпос, но эпос в новеньком вкусе. Хотя Аполлоний ставил для себя прототипом Гомера, Примитивные моменты старенького эпоса, как то: типические места, неизменные эпитеты, повторы, решительно устранены, но сохранен беспристрастный эпический стиль. Эллинистический поэт идиентично далек и от широкого охвата реальности, присущего гомеровскому эпосу. Изображение эмоций — вот то новое, что Аполлоний привносит в греческий эпос. отсутствие в поэме единства, центрального героя и внутренней связи меж эпизодами. В то 'время как александрийцы обычно ограничиваются описанием некоей любовной- ситуации, Аполлоний дает динамику появления самого чувства. ФЕОКРИТ К числу приверженцев малой формы, выступивших против ориентации на гомеровский эпос, принадлежал и самый выдающийся поэтический талант александрийского направления, Феокрит . Все то новое, что принесла с собой эллинистическая литература, — чувствительное восприятие природы, поэзия любовной тоски, тяга к интимному, малому и обыденному, внимание к деталям быта и малозначительным людям, — все это получило в лице Феокрита поэтического выразителя, умеющего соединять рельефность изображения с музыкальным лиризмом. Как и остальные александрийцы, Феокрит отлично знаком со древней литературой, умеет писать на различных литературных диалектах — дорическом, ионийском, эолийском; но он не гоняется за показом собственной «учености», ну и не обладает ею в таких размерах, как поэты-филологи, типа Каллимаха либо Аполлония. Феокрит — создатель идиллии. Так назывались в древности стихотворения маленького размера, не укладывавшиеся ни в один из обычных жанров. Историко-литературное значение Феокрита основано сначала на его «пастушеских», буколических (bukolos — «волопас») стихотворениях. Реальные пастухи, грубые и несведущие, никак не воспользовались почтением в греческом обществе, но фольклорный образ пастуха-певца, носителя любовного томления, был воспринят поэтами александрийцами, как маска, применимая для того, чтоб мотивировать чувствительную поэзию на фоне сельского пейзажа. Томления одинокой любви — область, в изображении которой Феокрит является мастером. Более существенно его мастерство в картинах природы. Развитие александрийской поэзии, которая почти во всем шла новыми способами и выдвигала новые лозунги, поставило ряд заморочек и перед теорией поэзии. С особой интенсивностью дискутировались три вопроса. 1-ый — о функции поэзии: учительная роль либо веселительная? противники александринизма — стоики, но они добивались от поэзии конкретного морализирующего содержания. В связи с этим вставал и 2-ой вопрос — о соотношении меж содержанием и формой. 3-ий вопрос, занимавший теоретиков, говорил: что важнее для поэта, поэтическое дарование либо искусство, «техника»? Из всех малых форм большим распространением воспользовалась, но, самая малая — эпиграмма. Поэты варьировали на все лады мотивы любви, надгробия, посвящения, надписи на статуе, часто обнаруживая при всем этом огромное искусство. Находили не столько оригинальности трактовки, сколько новизны словесного выражения
15. Общая характеристика римской литературы, ее периодизация.