И.А.Гончаров«Обломов».Проблематикаромана.ОбразОбломова.

Гончаровназвалроман«романом-монографией».Онимелввидусвойзамыселнаписатьисториюжизниодногочеловека,представитьглубокоепсихологическоеисследованиеоднойбиографии.

Впервойчастиромананеподвижностьжизни,дрема,замкнутоесуществование–этонетолькопризнаксуществованияИльиИльича,этосутьжизнивОбломовке.Онаотъединенаотвсегомира.Этажизньпо-своемуполнаигармонична.ЭтивпечатлениядетстваявляютсядляОбломоваидеалом,свысотыкоторогоонсудитжизнь.Поэтомуоннепринимает«петербургскуюжизнь»,егонепривлекаетникарьера,нижеланиеразбогатеть.ПосетителиОбломоваолицетворяюттрижизненныхпути,которыемогбыпройтиОбломов:статьизбалованнымпижоном,какВолков;начальникомотдела,какСудьбинский;писателем,какПенкин.Обломовуходитвсозерцательноебездействие,желаясохранить«своечеловеческоедостоинствоисвойпокой».

Втораяитретьячастиромана–этоиспытаниедружбыилюбви.Действиестановитсядинамичным.ГлавнымантагонистомОбломовавыступаетегодругАндрейШтольц.ОбразШтольцаважендляпониманияавторскогозамыслаидляболееглубокогопониманияглавногогероя.ГончаровнамеревалсяпоказатьШтольцакакдеятеля,подготавливающегопрогрессивныепеременывРоссии.ВотличиеотОбломоваШтольц–этоэнергичный,деятельныйчеловек,вегоречахипоступкахчувствуетсяуверенность.Онпостоянновдвиженииивэтомвидитсчастье.ОднаковШтольцевсе-такиумпреобладаетнадсердцем,онподчиняетконтролюдажесамыетонкиечувства.ПортретШтольцаконтрастенпортретуОбломова.ИменноегоавторнаделилпониманиемнравственнойсутиОбломова,иименноонрассказалвсюисториюжизниИльиИльича.ИвконцероманаШтольцнаходитуспокоениевсемейномблагополучии,онприходитктому,счегоначалиначемостановилсяОбломов.Это«отражение»образовдругвдругеможнорассмотретькакпроцесссоединениякрайностей.

Проблема,поднятаяГончаровым,–отражениевОбломоверусскогонациональногохарактера.Крепостнойукладжизнисформировалихобоих(ЗахариОбломов),лишилуваженияктруду,воспиталбездельеипраздность.ГлавноевжизниОбломова–футлярностьилень.

Обломовщина–бичизлоРоссии.Материаломдляпроизведенияпослужиларусскаяжизнь,которуюписательнаблюдалссамогодетства.

М.И.Цветаева.Мотивылирики.

ВсевличностиипоэзииЦветаевой(длянееэтонерасторжимоеединство)выходилозарамкитрадиционныхпредставлений.Вэтомбылаисила,исамобытностьееслова.Сострастнойубежденностьюонаутверждалапровозглашенныйеюещевраннейюностижизненныйпринцип:бытьтолькосамойсобой,нивчемнезависетьниотвремени,ниотсреды,иименноэтотпринципобернулсявдальнейшемпротиворечиямивтрагическойсудьбе.

ЧерезвсюжизньпронеслаМ.ЦветаевасвоюлюбовькМоскве,отчемудому.Онавобралавсебямятежнуюнатуруматери.Самыепроникновенныестрокивеепрозе–оПугачеве,австихах–оРодине.Еепоэзиявошлавкультурныйобиход,сделаласьнеотъемлемойчастьюдуховнойжизни.

СтихибылидляМ.Цветаевойпочтиединственнымсредствомсамовыражения.СлаванакрылаЦветаевуподобношквалу.ЕслиАннуАхматовусравнивалисСапфо,тоЦветаевабылаНикойСамофракийской.Новместестем,спервыхжееешаговвлитературеначаласьитрагедияодиночестваинепризнанности.Ужев1912годувыходитеесборникстихов«Волшебныйфонарь».Характернообращениекчитателю,которымоткрывалсяэтотсборник.Здесьмывидимзарисовкисемейногобыта,очеркимилыхлицмамы,сестры,знакомых,естьпейзажиМосквыиТарусы:

В1913-1915годыЦветаевасоздаетсвои«Юношескиестихи»,которыеникогданеиздавались.Сейчасбольшинствопроизведенийнапечатано,ностихирассыпаныпоразличнымсборникам.Необходимосказать,что«Юношескиестихи»полныжизнелюбияикрепкогонравственногоздоровья.

Пониманиереволюции1917годабылосложным.Кровь,проливаемаявгражданскойвойне,отталкивалаЦветаеву.Этобылкрикдушипоэтессы.

ЦветаевапереезжаетвБерлин,гдеонанаписалаоколотридцатистихотворений.ВоФранциионапишетсвою«ПоэмуЛестницы»–одноизсамыхострых,антибуржуазныхпроизведений,вершинаэпическоготворчествапоэтессывпарижскийпериод.В1939годуЦветаевавозвращаетсявРоссию,таккаконахорошознала,чтонайдеттолькоздесьистинныхпочитателейееогромноготаланта.Нонародинеееожидалинищетаинепечатание,арестованыеедочьАриаднаимужСергейЭфрон.

Подлиннымноваторствомпоэтическойречиявилосьестественноевоплощениевсловемятущегосяввечномпоискеистиныбеспокойногодухаэтойзеленоглазойгордячки,«чернорабочейибелоручки».

ПоэзияМариныЦветаевойобрелачитателя–огромного,какокеан:народногочитателя,какогоприжизниейтакнехватало,носпустявремя.

3.Стихотворныйразмер(двухсложныйразмерстиха).

Отхарактерастопызависятстихотворныеразмеры.Какопределятьхарактерстопы,подскажетскандирование,записьстихаввидесхемыиопределениетого,какоеместозанимаетударныйслогвкаждомповторяющемсяэлементестихотворения.

Двусложныестопысостоятиздвухслогов(тоестьэлементповторяетсякаждыедваслога).

Еслипервыйслогповторяющегосяэлементаударный,авторой–безударный,тоэтохорей.Достаточноповторитьнесколькоразлюбоехореическоеслово(лето,осень),чтобыпочувствоватьзвучаниехорея.Хорейоченьраспространенвпоэзиииизвестенчитателямкакпопроизведениямсовременныхавторов,такипотворчествуклассиков.Хореическиестихиоченьхарактерныдляпоэзии,адресованнойдетям.

Еслиударнымвстопеявляетсявторойслог,тоэтоямб.Ямбическиестихинеменеепопулярны.

Чтобы«услышать»звучаниеямба,достаточноповторятьлюбоеямбическоеслово(весна,жара).

Ямбобычноассоциируетсясозвучаниемпушкинского«ЕвгенияОнегина».

БИЛЕТ№14

Наши рекомендации