Реализмкаклитературноенаправление.

Реализмвлитературе–этонаправление,основнойособенностьюкоторогоявляетсяправдивоеизображениедействительностииеетипичныхчертбезкаких-либоискаженийипреувеличений.ДанноелитературноетечениезародилосьвXIXстолетии,аегоприверженцырезковыступалипротивизощренныхформпоэзииииспользованиявпроизведенияхразличныхмистическихпонятий.

РеализмвлитературеXIXвекаможноотличитьпочеткимпризнакам.Основнымизнихявляетсяхудожественноеизображениедействительностивзнакомыхдляобывателяобразах,скоторымионрегулярносталкиваетсявреальнойжизни.Реальностьвпроизведенияхрассматриваетсявкачествесредствапознаниячеловекомокружающегомираисамогосебя.Вроманахиповестяхреалистовискусствоостаетсяжизнеутверждающим,дажееслидлясюжетахарактерентрагическийконфликт.Ещеоднимпризнакомданногожанраявляетсястремлениелитератороврассматриватьокружающуюдействительностьвееразвитии,причемкаждыйписательпытаетсяобнаружитьпоявлениеновыхпсихологических,общественныхисоциальныхотношений.

Реализмвлитературе,пришедшийнасменуромантизму,обладаетпризнакамиискусства,ищущегоистинуинаходящегоее,стремящегосяпреобразоватьдействительность.Литературныеперсонаживпроизведенияхписателей-реалистовсовершалиоткрытияпоследолгихраздумийимечтаний,послеанализасубъективныхмироощущений.

Реализмвлитературелишенюмораисарказма,аобразыперсонажейуженеявляютсяидеаломсамогописателяиневоплощаютегозаветныемечты.ИзпроизведенийXIX-гостолетияпрактическиисчезаетгерой,вобразекоторогопросматриваютсяпредставленияавтора.ТакаяситуацияособеннояркопрослеживаетсявпроизведенияхГоголяиЧехова.ОднаконаиболееявственноданноелитературноенаправлениепроявляетсявработахТолстогоиДостоевского,описывающихмиртаким,какимониеговидят.Этовыражалосьивобразеперсонажейсосвоимидостоинствамиислабостями,описаниидушевныхтерзанийлитературныхгероев,напоминаниечитателямосуровойдействительности.Реализмвлитературезатрагивалисудьбыпредставителейрусскогодворянства,очемможносудитьпоработамИ.А.Гончарова.Так,характерыгероеввегопроизведенияхостаютсяпротиворечивыми.

БИЛЕТ№7

М.Ю.Лермонтов.Мотивылирики.

ВпроизведенияхМихаилаЮрьевичаЛермонтовачитательможетуслышатьисповедьэтоговеликогочеловека,потомучтовсестихотворенияявляютсяличнымиисториями,которыедовелосьпережитьпоэту,внихскрываетсяегодушаичувства.

ОсновныемотивылирикиМ.Ю.Лермонтова–этоодиночествоитоска,потомучтоеготалантрасцвелвовремяразгромадворянскойреволюции,когдановоепоколениеборцовещенеуспелопоявиться.Поэтвсегдаверилвсилусвоегонарода,иэтопомогалоемужитьитворить.

ОсновныетемылирикиЛермонтова–этоненавистьксамодержавиюипрезрениекмолодомупоколению.Писательпрезиралсвоихсовременниковзаузостьмышления,инертность.Дажесамыеумные,образованныеиталантливыепредставителитойэпохинезнали,вкакоеруслонаправитьсвоиумения,поэтомумногиеизнихстали«лишнимилюдьми»,безразличнымиковсему,чтотворитсяунихпередглазами.МихаилЮрьевичдажеустроилгражданскийсамосуднадсвоимисовременникамивстихотворении«Дума».

ОсновныетемыимотивылирикиЛермонтовакасаютсяненавистногоцарскогорежима.Свойпервыйпротестпоэтвыразилвстихотворении«Смертьпоэта»,вкоторомонпризываеткотмщеньюзагибельвеликогописателя,всмертикоторогообвиняетсуществующийрежим.

ВомногомосновныетемыимотивылирикиЛермонтовакасаютсяинеобъятнойотчизныписателя.Стихотворения«Бородино»,«Родина»раскрываютистинноеотношениепоэтаксвоейстранеинароду.МихаилЮрьевичлюбитРоссиюособеннойлюбовью,искреннейичистой.

Поэтсособымтрепетомотноситсякприроде,ноещебольшеонвосхищаетсяпростымикрестьянами,привидеэтихтружениковегосердценачинаетрадостнобиться,наполняетсявесельемилюбовью.

ОсновныетемыимотивылирикиЛермонтоватакжекасаютсяпредназначенияпоэта,егомиссиивобществе.Ониполностьюраскрываютсявстихотворениях«Пророк»и«Поэт».Авторсравниваетпоэтаскинжалом,темсамымутверждая,чтословамогутбытьсерьезныморужием.Нобедавтом,чтовXIXвекеэтотсамыйкинжалпревратилсявзолотуюигрушкудлязабав.

ВстихахЛермонтованикогданеслышалосьотчаяния,оннепокорялсясудьбе.Писателюприсущтихий,грустныйзовуставшегоборотьсячеловека,новсежевбольшинствепроизведенийчувствуетсямятежныйдух.

Наши рекомендации