Классицизмкаклитературноенаправление
Классици́зм(отлат.classicus–образцовый)–художественныйстильиэстетическоенаправлениевевропейскойкультуреXVII–XIXвв.
Художественноепроизведение,сточкизренияклассицизма,должностроитьсянаоснованиистрогихканонов,темсамымобнаруживаястройностьилогичностьсамогомироздания.Интересдляклассицизмапредставляеттольковечное,неизменное–вкаждомявлениионстремитсяраспознатьтолькосущественные,типологическиечерты,отбрасываяслучайныеиндивидуальныепризнаки.Эстетикаклассицизмапридаётогромноезначениеобщественно-воспитательнойфункцииискусства.Классицизмустанавливаетстрогуюиерархиюжанров,которыеделятсянавысокие(ода,трагедия,эпопея)инизкие(комедия,сатира,басня).Каждыйжанримеетстрогоопределённыепризнаки,смешиваниекоторыхнедопускается.
Вомногомклассицизмопиралсянаантичноеискусство(Аристотель,Гораций),взявегозаидеальныйэстетическийобразец,«золотойвек».
ОснователемпоэтикиклассицизмасчитаетсяфранцузФрансуаМалерб(1555–1628).
ВРоссииклассицизмзародилсявXVIIIвеке,послепреобразованийПетраI.Ломоносовымбылапроведенареформарусскогостиха,разработанатеория«трехштилей»,котораяявилась,посути,адаптациейфранцузскихклассическихправилкрусскомуязыку.Образывклассицизмелишеныиндивидуальныхчерт,таккакпризванывпервуюочередьзапечатлеватьустойчивыеродовые,непреходящиесовременемпризнаки,выступающиекаквоплощениекаких-либосоциальныхилидуховныхсил.
КлассицизмвРоссииразвивалсяподбольшимвлияниемПросвещения–идеиравенстваисправедливостивсегдабыливфокусевниманиярусскихписателей-классицистов.Поэтомуврусскомклассицизмеполучилибольшоеразвитиежанры,предполагающиеобязательнуюавторскуюоценкуисторическойдействительности:комедия,сатира,басня.Ломоносовсоздаетсвоютеориюрусскоголитературногоязыкасопоройнаопытгреческойилатинскойриторики,Державинпишет«Анакреонтическиепесни«каксплаврусскойреальностисгреческимиилатинскимиреалиями.
ВсвязиспровозглашённымРуссопризывомблизостикприродеиестественностивклассицизмеконцаXVIIIвеканарастаюткризисныеявления;насменуабсолютизацииразумаприходиткультнежныхчувств–сентиментализм.
БИЛЕТ№4
А.С.Пушкин.Мотивылирики.
ЛирикаПушкина–«явлениечрезвычайное»,говорилГоголь,и,восхищаясьмногогранностьюеготворчества,добавлял:«Чтожбылопредметомегопоэзии?Всесталоеепредметом,иничтовособенности».
Действительно,пушкинскоетворчествомногомерноимногообразно,настолько,чтоможновыделитьдостаточномногоосновныхтемимотивовегопроизведений.
«Свобода»дляПушкина–понятиеосновополагающее,иэтатемакраснойнитьюпроходитчерезвсееготворчество,каксоциальный,политическийинравственныйидеалпушкинскойпоэзии:здесьвыделяетсянесколькоболееконкретныхмотивов.
Мотивполитическойсвободы,идеи,близкиевзглядамдекабристов:служениеобщественнымидеалам,осуждениетирании,угнетения(«КЧаадаеву»,«Деревня»).
Мотивличнойсвободызвучитвстихотворениях«Узник»,«Птичка»,гдеромантическийпризывбегстваизмира–«темницы»ижеланиедатьосвобождение«хотьодномутворенью»усиливаетсяобразамиптиц,олицетворяющимиприродноестремлениекволе.
Встихотворении«Яваслюбил:любовьеще,бытьможет...»яркопроявляетсяещеодинмотивсвободы–уважениеличностидругогочеловека.
Рабствокакпротивопоставлениясвободевыводитсявстихотворении-притче«Анчар».
Свободатворческойличности–важнейшиймотивтемыподнимаетсявстихотворениях«Поэту»
Свободукаквсеобъемлющеепонятие,какосновужизничеловекапоэтрассматриваетвстихотворениях«Пора,мойдруг,пора...»,«Покойиволя».
Впроизведениях«Кавказ»,«Осень»отраженмотивлюбвикроднойприродекаквыражениелюбвикРодине.
Мотивслуженияобщественнымидеаламкакпроявлениегражданскойпозиции–встихотворениях«КЧаадаеву»,«Кинжал».
Встихотворениях«КлеветникамРоссии»,«Япамятниксебевоздвигнерукотворный...»Пушкинприводитсвоиполитическиеидеалы,любовькотечествуиготовностьслужитьему.
Темадружбы:стихотворениявчестьлицейскихгодовщин(19октября),посланияктоварищам-лицеистам:«19октября»,«И.И.Пущину»иобращенныекдекабристам,смногимиизкоторыхПушкинбылвдружескихотношениях,–«Арион»ипослание«КЧаадаеву».
Темалюбвинашласвоевоплощениевстихотворениях«Хранименя,мойталисман...»,«К***»,«Яваслюбил:любовьеще,бытьможет…»
ТеманазначенияпоэтаиегопоэзиинаравнестемойсвободойглавенствуетвтворчествеПушкина:высокоепредназначениепоэзиислышитсявстихотворениях«Поэт»,«Пророк».
То,чтопоэтявляетсявысшимсудьейдлясвоихпроизведений–важныймотивтемыпредназначенияпоэтаиегопоэзии.Пушкинрассуждаетосвободепоэтическоготворчества,осложныхвзаимоотношенияхпоэтасвластью,снародом,счернью:«Поэтитолпа»,«Эхо».
ФилософскаялирикаПушкина:«Анчар»,«Бесы»–размышленияпоэтанадобщефилософскимипроблемами.
МотивсмертивлирикеПушкина-это«пирвовремячумы»:всегдаодновременнокто-нибудьпирует,икто-нибудьумирает,цепьжизнь-смертьнепрерывна:«Этачернаятелегаимеетправовсюдуразъезжать».Инаодномизэтихпразднеств,окаймленныхчернойсмертью,Пушкиннаднеюсмеется,дерзновеннославитЦарствиечумыираскрываетглубиныобезумевшегосердца:
ПоэтическиестрокиПушкинавсегдапредполагаютбесконечноемножествоосмыслений.Перечитывая,каждыйразпо-новомупонимаешьихсодержание.
ВсяпоэзияПушкинаявляетсяоправданиемБога,творца,оправданиемдобра.Иэтоееназначениесказываетсяивсамойформе,всамихзвукахегостихотворений.Нетолькоопределенныесюжетыиобщийстройегопесен,ноисамионикакпесни,дажеотдельныетонаих,ласкающиесердце,ужепримиряютсприродойижизнью.Пушкин«виделивнимал»всюокружающуюжизнь.Егопроизведенияименнопоэтомутакблизкимногимчитателям.Онсмог«жить,чтобмыслитьистрадать»,и,читаяегостроки,мымыслимистрадаемвместесПушкиным.