Н. С. Лесков. «Герои великодушия» Н.С. Лескова («Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Сказ о левше»).
Леск. задумал большой цикл о праведниках.( «Легенда о совестном Даниле», Несмертный Голован», «Очар. Стран.», «Левша», «Однодум»). Многие праведники кажутся чудаками, людьми со сдвинутой психологией, странностями. Всем им свойственна некоторая одержимость. «Праведничество» оказывается своеобразным мнением народным, которое складывается и живет стихийно, его нельзя обуздать никакими циркулярами власти. Решительно всегда «праведничесво» не получало должной оценки со стороны властей. В принципе «праведник» по соц. оценки «маленький» чел., все имущество которого нередко в небольшом заплечном мешке, а духовно он вырастает в сознании читателя в гигантскую легендарную былинную фигуру. Л. намеренно ставит своих героев в самые неблагоприятные жизненные обстоятельства, но они оказываются твердыми и надежными. В рассказах о праведниках готовые характеры, герои изначально готовы совершить подвиг. «Очар. стран.» (1873). Л. Дает становление характера праведника. Сила, непосредственность, душевная чистота и доброта — главные черты Ивана Северьяныча Флягина — героя повести “Очарованный странник”. Мы встречаемся с ним во время путешествия автора по Ладожскому озеру. Автор отмечает сходство Флягина с легендарным героем былин Ильёй Мур.(хитростью побеждает препятствия). Созданный автором образ “очарованного богатыря” содержит в себе широкое обобщение народного характера и показывает главную идею, нравственный смысл жизни человека — жить для других, отдавая всего себя, все силы, талант, возможности своим ближним, своему народу, своей земле. Это ключ к пониманию этого образа. Вывод из его жизни напрашивался такой: «Русский человек со всем справится». Иван Флягин свято верит в незыблемую силу предопределения и всю жизнь ищет свое место среди людей, свое призвание. Жизнь его — это поиск гармонии между самобытностью, стихийной силой личности и требованиями самой жизни, ее законов. В самом странничестве заложен глубокий смысл, мотив дороги становится ведущим. Каждый этап его жизненного пути становится новым шагом в нравственном, духовном развитии. 1 эт. — это жизнь в господском доме. Он губит случайно повстречавшегося ему старика монаха. Душой Иван чувствует, что когда-нибудь ему придется искупить этот грех, но он отмахивается от этих мыслей, считая, что время замаливать грехи еще не пришло. 2 эт. — это воспитание девочки. За внешней грубостью скрыта огромная доброта, свойственная русскому народу. Служа в няньках, он делает первые шаги в освоении мира своей и чужой души. Затем десять лет он проводит в плену у татар. Иван не может слиться с чужой жизнью, принять ее всерьез. Поэтому он всегда стремится к побегу. Добрался до родной стороны, а святая Русь, к которой он так стремился, встретила его плетьми. Чуть не погибает Флягин от пьянства, но случайность спасает героя и переворачивает всю его жизнь, дает ей новое направление. 3 эт.- встреча с цыганкой Грушей, “странник” открывает “красу природы совершенство”, колдовскую силу таланта и женской красоты над человеческой душой. Это не страсть, а потрясение, возвышающее душу человека. Сам он сознает, что эта любовь его переродила. Чтобы спасти душу любимого человека, он помогает Груше совершить самоубийство, сталкивая ее с обрыва в реку. После гибели любимой он осознает ответственность за все в жизни. Послед. Этап – осознает, что нужно отдать жизнь за отечество. (Иван идет в солдаты). Он сам совершает суровый суд над собой и своей прошлой жизнью, осознав себя “великим грешником”. Иван Северьянович духовно вырос, неся личную ответственность за свою жизнь перед Богом и людьми.
Характерной особенностью творчества Лескова является то, что он активно пользуется сказовой формой повествования в своих произведениях. Сказ – установка на слово, на интонацию, на голос. Сказ в русской литературе идет от Гоголя, но в особенности искусно разработан Лесковым и прославил его как художника. Суть этой манеры состоит в том, что повествование ведется как бы не от лица нейтрального, объективного автора; повествование ведет рассказчик, обычно участник сообщаемых событий. В сказе рассказчик - обычно человек не того социального круга и культурного слоя, к которому принадлежит писатель и предполагаемый читатель произведения. Рассказ у Л. ведет то купец, то монах, то ремесленник, то отставной городничий, то бывший солдат. Каждый рассказчик говорит так, как свойственно его образованию и воспитанию, его возрасту и профессии, его понятию о себе, его желанию и возможностям произвести впечатление на слушателей. Такая манера придает рассказу Л. особую живость. Конечно, далеко не все произведения Лескова написаны "сказом", во многих повествование, как это обычно в художественной прозе, ведет сам автор. У него своя манера: он рассказывает спокойно, неторопливо, с видимой объективностью, часто с юмором. Его речь - речь интеллигента, живая, но без имитации устной беседы. В такой манере написаны и те части "сказовых" произведений, в которых автор представляет и характеризует своих героев. Иногда же сочетание авторской речи и сказа более сложно. «Левша» (1882) «Сказ о косом Левше». Наиболее яркое произведение о праведниках. «Праведники» несут людям очарование, но и сами они действуют словно зачарованные. Дай им вторую жизнь, они проживут ее точно также. В подвигах Левши и его друзей, тульских мастеров, много виртуозной удачливости, даже эксцентрического чудачества. А между тем жизнь их весьма скверная и большей частью бессмысленная, и народные таланты чахнут и гибнут при царском строе. Появляются новые тенденции – сатирические. С одной стороны Л. Подчеркивает огромные потенциальные возможности героя. Но Л. Говорит о тяжелой судьбе героя. Левша – это лицо страдательное, т.к. герой должен испытать жестокое давление обстоятельств. Л. Впервые по отношению к своему герою праведнику применяет мягкую иронию. Потенциал огромен, но герой не образован. Мощное сатирическое начало направлено на царских особ (Алекс.1 и Никол.1). Итог рассказа горек: бессмыслен подневольный труд, хотя Левша и показал русскую удаль. И все-таки Л. не теряет оптимизма. Несмотря на жестокость обстоятельств и полное забвение, которое ожидает Левшу, герой сумел сохранить «душу человечкину». Л. был убежден, что простые люди с их чистыми сердцами и помыслами, стоя в стороне от главных событий, «сильнее других делают историю». Голос автора впервые слышен уже после завершения сказа: в заключительной главке писатель характеризует рассказанную историю как "баснословную легенду", "эпос" мастеров, "олицетворенный народною фантазиею миф". В результате язык Лескова приобретал необыкновенную пестроту и часто казался современникам "вычурным", "чрезмерным". На самом деле в нем отражалась национальная и историческая сложность русской жизни, привлекавшая к себе главное внимание Лескова и очень важная для пореформенной эпохи, эпохи пересмотра и перестройки всех внутринациональных, социальных и международных отношений.
54. Символизм как направление в рус. лит-ре конца 19- нач. 20в. Поэзия В. Брюсова.
Символизм
Журнал «Северный вестник» - идеи символизма.
В русском символизме, самом крупном и эстетически значительном течении, существовало два хронологически и концептуально самостоятельных потока.
В 1890-е гг. заявили о себе так называемые «старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб (Ф. Тетерников), 3. Гиппиус...
А в 1900-е гг. на литературную арену вышли «младосимволисты»: А. Белый (Б. Бугаев), А. Блок, С. Соловьев, Вяч. Иванов, Эллис (Л. Кобылинский) и др. При определенной эстетической общности программы двух поколений были неоднородными. Да и в каждой группе наметились расхождения.
Идеологом «старших символистов» стал Д. Мережковский, мэтром (Учителем) — В. Брюсов.
Брюсов – статья к сборнику «Русские символисты» - цель искусства в выражении «движений души» поэта, опирался на идеи Шопенгауэра, Канта. Мир постигается интуитивно. Человек – «вещь в себе».
Вдохновитель «младосимволистов» Андрей Белый утверждала статье «О религиозных переживаниях» (1903) «взаимное соприкосновение искусства и религии». Но задачи выдвигал более действенные, чем Мережковский, хотя столь же мистические. В своих воспоминаниях А. Белый так определил их: «найти человечество как ипостась лика божья», «приблизиться к мировой душе», «передавать в субъективно лирических излияниях Ее голос».
«Младосимволисты» - в центре их внимания судьбы России, народная жизнь, революция…
Обособленнее других держался Вяч. Иванов. Он верил в возможность объединить «правду оторвавшихся от земли с правдой земли», народ с интеллигенцией. А грядущую гармонию усматривал в победе «большого всенародного искусства», когда под воздействием созданного гением «хорового действа», трагедии-мистерии восторжествует «коллективный внутренний опыт».
Все символистские программы воспринимались необычным, новым словом в литературной жизни эпохи. Однако они тесно были сопряжены с мировой культурой.
Предтечей нового литературного сообщества был философ и поэт Вл. Соловьев. Его концепция многое проясняет в теории и творчестве символистов (младшие из них называли себя «соловьевцами»).
Соловьёв: мир погружён в поток времени, живёт и дышит отблесками высшего мира, цель человека – найти выход из мира времени в мир вечности, на земле человека поддерживает любовь, красота, женственность.
Андрей Белый «О теургии» (борьба Христа и Антихриста» в душе человека перейдёт на историческую почву)
- символ – иной план, мир;
- метафора!
- пытается перенести законы музыки в поэзию («Симфонии» Белого)
55. Акмеизм как направление в русской литературе конца 19-нач. 20в. Творческий путь Н. Гумилева.Течение, которое вошло в историю русской литературы как акмеизм, явилось одним из направлений постсимволизма в поэзии начала 20 века. Эстетическое самоопределение нового направления, идущего на смену символистам, как это многим тогда представлялось, связано с организацией «Цеха поэтов». «ЦП» возник в 1911. Теоретики акмеизма—Н. Гумилев и С. Городецкий. Одна из доминант, отличавших акмеизм как литературное течение, была черта, сформулированная О.Мандельштамом: «тоска по мировой культуре». Поворотный момент российской истории поэты-акмеисты интерпретируют через историко-культурные аналогии, при этом сама история у них мифологизирована, опосредована явлениями культурологического ряда. В таком же мифологизированном ключе предстает у акмеистов и современность—эмпирика времени либо вовсе отсутствует, либо интерпретируется как нечто вторичное. Всякое новое явление рассматривается поэтами этого направления как повторение, его ценность осознается в контексте культурной деятельности. Прошедший 20 век реконструируется и воспевается как век гармонии, как некая форма, своеобразная точка отсчета. Само определение «Серебряный век» возникает именно в среде поэтов и—шире—людей искусства акмеистического круга как нечто, противостоящее «золотому веку». Это отмеченное противостояние современными исследователями интерпретируется как мотив возвращения через 100 лет, пронизывающий поэзию Ахматовой и Мандельштама. Это возвращение противостоит хаосу, смещению, характеризующему современность, момент исторического катаклизма. Одним из принципов поэтики акмеизма была театрализация, в которой реализовывалась общая для русской литературы начала века идея жизнетворчества. Гумилев Николай В целом для творчества этого поэта годы, предшествовавшие его трагической гибели, —1917 —1921—стали годами необычайной творческой и организаторской активности. Вяч. Вс. Иванов отмечает, что Гумилев «удивительно поздно раскрывается как большой поэт». И вершина его творчества совпала с годами исторических катаклизмов в России. С. Лурье усматривает 3 сквозных сюжета: 1 близок к приключенческому роману, 2 связан с трагической ролью в личной драме, 3 обусловлен осознанием итогов своей судьбы призрачной, предсказанием своей смерти—Лурье называет стих-е «Мои читатели» автоэпитафией. Все три сюжета трансформируются в поэзии Гумилева рубежа десятилетий, обретая, как это было и у других художников, отблески трагической эпохи. Время, которое, казалось бы, не запечатлелось прямо в «Огненном столпе», последнем сборнике поэта, предопределило его худ. структуру, в том числе и пространственно-временную. Для Гумилева «завоевание географического пространства понимается как метафизический поединок с судьбой», по определению Лурье. В «Огненном столпе» это преодоление обретает новый смысл, прежде всего в стих-ях «Заблудившийся трамвай» и «Память». Книги стихов Гумилева: «Путь конквистодоров» (1905), «Романтические цветы» (1908), «Жемчуга» (1910), «Чужое небо» (1912), «Колчан» (1916), «Костер» (1918), «Шатер» (1921), «Огненный столп» (1921).
56. Творческий путь И. Бунина. Мастерство Бунина-прозаика. Анализ одного произведения по выбору.
Ивана Алексеевича Бунина (1870—1953) называют «последним классиком». Бунинские размышления над глубинными процессами жизни выливаются в совершенную художественную форму, где своеобразие композиции, образы, детали подчинены напряженной авторской мысли.
В своих рассказах, повестях, стихотворениях Бунин показывает нам весь спектр проблем конца XIX — начала XX века. Темы его произведений настолько разнообразны, что, кажется, они — сама жизнь. Проследим, как менялась тематика и проблематика рассказов Бунина на протяжении его жизни.
Главная тема начала 1900-х годов — тема уходящего патриархального прошлого России. Наиболее яркое выражение проблемы смены строя, крушения всех устоев дворянского общества мы видим в рассказе «Антоновские яблоки». Бунин сожалеет об уходящем прошлом России, идеализируя дворянский уклад жизни. Лучшие воспоминания Бунина о прежней жизни пропитаны запахом антоновских яблок. Он надеется, что вместе с отмирающей дворянской Россией корни нации все-таки сохранятся в ее памяти.
В середине 1910-х годов тематика и проблематика рассказов Бунина начала меняться. Он уходит от темы патриархального прошлого России к критике буржуазной действительности. Ярким примером этого периода является его рассказ «Господин из Сан-Франциско». С мельчайшими подробностями, упоминая каждую деталь, описывает Бунин роскошь, являющую собой истинную жизнь господ нового времени. В центре произведения образ миллионера, у которого нет даже собственного имени, так как его никто не запомнил, — да и нужно ли оно ему? Это собирательный образ американского буржуа. «До 58 лет жизнь его была посвящена накоплению. Став миллионером, он хочет получить все удовольствия, которые можно купить за деньги: ...карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборноеобщество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, а четвертые — стрельбе голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю...» — это жизнь, лишенная внутреннего содержания. Общество потребителей вытравило в себе все человеческое, способность к сочувствию, соболезнованию. Смерть господина из Сан-Франциско воспринимается с неудовольствием, ведь «вечер был непоправимо испорчен», хозяин отелячувствует себя виноватым, дает слово, что он примет «все зависящие от него меры» к устранению неприятности. Всё решают деньги: гости хотят получать удовольствия за свои деньги, хозяин не хочет лишаться прибыли, этим и объясняется неуважение к смерти. Таково нравственное падение общества, его негуманность в крайнем ее проявлении.
В этом рассказе очень много аллегорий, ассоциаций и символов. Корабль «Атлантида» выступает как символ цивилизации; сам господин — символ буржуазного благополучия общества, где люди вкусно едят, изысканно одеваются и не заботятся об окружающем мире. Он их не интересует. Они живут в обществе, как в футляре, закрытом навсегда для людей другого круга. Корабль символизирует эту оболочку, море — весь остальной мир, бушующий, но никак не касающийся героя и ему подобных. А рядом, в этой же оболочке, — люди, управляющие кораблем, работающие в поте лица у гигантской топки, которую автор называет девятым кругом ада.
В этом рассказе много библейских аллегорий. Трюм корабля можно сравнить с преисподней. Автор намекает на то, что господин из Сан-Франциско продал душу за земные блага и теперь расплачивается за это смертью.
Символичен в рассказе образ огромного, как утес, дьявола, который является символом надвигающейся катастрофы, своеобразным предупреждением человечеству Символично в рассказе и то, что после смерти богача веселье продолжается, абсолютно ничего не изменилось. Корабль плывет в обратном направлении, только уже с телом богача в ящике из-под содовой, а бальная музыка гремит опять «среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса... океаном».
Автору важно было подчеркнуть мысль о ничтожности могущества человека перед лицом одинакового для всех смертного итога. Оказалось, что все накопленное господином не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, смысл жизни не в приобретении богатства, а в чем-то ином, не поддающемся денежной оценке или эстетской мудрости. Тема смерти получает в творчестве Бунина многообразное освещение. Это и гибель России, и смерть отдельного человека. Смерть оказывается не только разрешительницей всех противоречий, но и источником абсолютной, очищающей силы («Преображение», «Митина любовь»).
Еще одной из основных тем творчества писателя является тема любви. Этой теме посвящен цикл рассказов «Темные аллеи». Бунин считал эту книгу самой совершенной по художественному мастерству. «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях», — писал Бунин. Сборник «Темные аллеи» один из последних шедевров великого мастера.
В литературе русского зарубежья Бунин — звезда первой величины. После присуждения в 1933 году Нобелевской премии Бунин во всем мире стал символом русской литературы.