С. Просмотры художественных фильмов и их разбор.
Просмотры делятся на несколько циклов, у каждого из которых есть своя специфика:
1. Цикл фильмов, которые в общем познакомят вас с историей сюжета в кино и тем, как в фильмах развивались основные аспекты, составляющие кинодраматургию.
2. Цикл фильмов «контекст». Данный цикл в общем познакомит вас с самыми яркими современными фильмами, позволит разобраться, что в современных сценариях главное, что они собой представляют.
3. Цикл фильмов, по которым будут даны теоретические задания, связанные с программой курса.
Итогом полного и успешного прохождения программы курса - является оформленные и сданные в назначенный срок:
- Сценарий короткометражного звукового фильма.
- Квалификационная дипломная работа: По желанию слушателя (новелла, полнометражный сценарий или серия телесериала).
В программе возможны незначительные изменения, касающиеся порядка прохождения занятий.
Рассмотрим структуру сцерания на техническом уровне. В любом хорошем сценарии существует ряд основных элементов. Далее мы приведем вкратце эти детали.
Общая структура
Начало - Завязка, первые 20-30 страниц.
Задача: персонажи, ситуация, цели/требования, проблема(-ы), вопрос(-ы)
- определены драматические предпосылки
Персонажи: в течение первых 10 страниц - ознакомление с главными действующими лицами и постановка их в интригующей ситуации, которая сразу привлечет внимание зрителя и побудит его продолжать следить за развитием событий. Основными сюжетными точками могут быть представление задачи, либо предзнаменование с самого начала, описание мотивов, которые могут повторяться в течение всей сюжетной линии, закрепление разных вопросов, которые влияют на ход событий. Вторые 10 страниц раскрывают главного героя(-ев) и его затруднительное положение.
Переломный момент - событие, кризис или мини-кульминация, которая приводит к второй стадии.
Середина - от 40 до 60 страниц
Конфронтация: развитие, осложнения и конфликт (барьеры на пути к достижению целей персонажей, и персонажи преодолевают эти препятствия), развитие событий с присутствием малых кризисов и мини-кульминаций (очень часто в некоторой необходимой последовательности в середине данной стадии), в конце концов приводит к
Второму Переломному моменту - кульминации, действия идут к завершающей стадии.
Конец - Развязка. Прекращение событий с разрешенными проблемами, достигнутой целью и задачами, полученными ответами на вопросы, раскрытием тайны (или нет).
План сценария
Далее приведем общую схему сценария обычного фильма, снимаемого сегодня.
- Страницы 1-5: Крючок, что-то, что захватывает наше внимание и затягивает нас в действие.
- Страница 10: На этой точке в вашем сценарии должен быть "Мини-кризис". Потом Миникризис должен привести нас ...
- Cтраница 17: ...к Дилемме. Создание команды, и о чем, собственно говоря, идет речь в фильме.
- Страинца 30: Реакция на дилемму или ситуацию.
- Страница 45: Первый "Обратный ход" на 17-минутную точку. Эта точка продвигает персонажей и толкает их глубже в ситуацию или дилемму.
- Страница 60: "Ключевой момент" фильма. Где пассивные персонажи становятся активными или наоборот.
- Страница 75: Второй "Обратный ход" на 17-минутную точку. Чтобы вновь подтвердить, о чем повествует эта история.
- Страница 90: Нижняя точка действия. Место, откуда наш основной персонаж начинал свой путь.
Конец.
Классическая литературная трактовка
1. Пролог - своеобразное вступление к произведению; он эмоционально настраивает на восприятие истории
2. Экспозиция - рассказ о событиях прошлого, ввод в курс дела: персонажи, место и время действия
3. Завязка действия - событие, с которого начинается действие и благодаря которой появляются следующие события
4. Развитие действия - ход событий
5. Кульминация - решающее столкновение противодействующих сторон
6. Спад действия
7. Развязка - положение, которое создалось в результате развития всего действия
8. Постпозиция, или Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев.
Персонаж
Список требований, предъявляемых главному герою:
- Он должен быть Эмпатическим, чутким, переживающим внутреннюю и внешнюю борьбу. Должен обладать эмоциональной дугой.
- Уязвимый, ранимый. Должен нам поведать, в чем его уязвимость.
- Ваш персонаж должен быть Неудачником, аутсайдером в противостоянии...
- ... но в тоже время - Властный, гордый, легендарный.
- Дайте вашему герою какое-либо Достоинство, силу, в которой он действительно хорош, но...
- ...также необходим Недостаток, который может оказаться фатальным. Персонажи с недостатками и сомнениями будут более интересными и правдоподобными.
Вопросы о персонаже
Эти вопросы, касающиеся героев, могут быть полезны, чтобы задать их себе, прежде чем начать писать свой сценарий.
- О чем ваша история?
- В какую беду попадает герой?
- Что хочет герой, и что он готов сделать, чтобы добиться своего?
- Чего больше всего боится герой? (его призрак)
Вопросы по сценарию
Задайте себе эти вопросы по поводу вашего сценария:
- Жанр. Оправдает ли ваш сценарий ожидания в соответствии с его жанром?
- Персонажи. Запоминающиеся ли ваши герои? Они легендарны?
- Структура. Имеется ли саспенс? Каким главным вопросом будет интересоваться зритель на протяжении всего фильма?
- Тема. О чем на самом деле ваш фильм?
- Развязка. Развязка наступает в самой последней сцене?
- Моменты. Присутствует ли хотя бы 4 или 5 запоминающихся моментов? Подумайте о фильме как о "Трейлере".
- История. Точка, когда ваш герой вынужден решить свою внутреннюю проблему, чтобы разобраться с внешними конфликтами.
- Свежесть. Нова ли ваша идея? Новый взгляд на человеческие принципы и обстоятельства.
- Второстепенные герои. Они должны влиять на конфликт главных героев.