Сценарист телесериалов и кино

Авторская программа и методика сценариста, редактора Громова Владимира Владимировича.

А. Теоретические занятия.

Первый блок.

1. Что такое сценарий? Что такое современный сценарий? Об этом понятии и о том, как его видят разные кинематографисты. История как основа сценария. Как возникает история. Как мы переплавляем свой личный опыт в сюжет.
Сценарий как особая форма развития сюжета. Пирамида сценария – от частного к общему.

2. С чего начать? Ремарка. Виды записи. Откуда они взялись и чем отличаются. Какой вид записи наиболее предпочтителен. Настоящее время как основа драматургического изложения. Ремарка как экстракт действия.
Что описывает ремарка. Запись сценария. Представление героя и представление его действий. Виды ремарок и описаний. Ремарка и абзац.
Виды изображения – движущееся и статичное. Многослойное и однокадровое.

3. Слово в сценарии. Звук в сценарии. Музыка и шумы. Речь в сценарии. Диалог и монолог. Виды диалога. Диалог как прием драматургии и как излишество драматургии. Диалог как способ влияния на жанр.
Закадровая речь. Виды закадровой речи, необходимость использования.

4. Деталь в сценарии. Деталь как основа драматургии. Действие не может существовать без детали. Виды деталей. Использование детали в драматургии.

Второй блок.

1. Композиция сценария. Что это такое. Виды композиции. Разные способы членения сценария. Зачем это нужно.
Сложная композиция и простая.
Структурная композиция и главные ее составляющие. Сцена.

2. Структурная композиция (продолжение). Эпизод и новелла. Крупные части сценария и зачем они нужны. Деление сценария на части и их отождествление. Почему эпизод может быть равен сцене, а может быть равен новелле. Новелла как первое драматургически цельное в сценарии.

3. Сюжетная композиция. Части сюжета – экспозиция, завязка, развитие, развязка, кульминация и с чем их едят. Компоновка этих частей как необходимая составляющая хорошего сценария. Американская теория сюжетной композиции. Схема.

4. Сюжетно-линейная композиция. Что это такое. Необходимость отыгрывать ее. Линии героев как способ плести сюжет. Пересечения и расхождения.

Третий блок.

1. Сюжет как основа сценария. Каковы основные компоненты сюжета – действие, мотивировка, конфликт, перипетия.
Сюжетные мотивы и типы сюжетов. Об общности и мифах. Устойчивые конструкции.

2. Сюжет и фабула. Разница между ними. Почему фабула лишь цепь событий, а сюжет – способ рассказа. Сложность в объяснениях. Виды сюжета в кино. Вводный разговор об этом.

3. Драматический вид сюжета в кино. Остросюжетность. Герой – злодей. Остро построенное повествование. Единство времени, места и действия. Ничего лишнего и много запутанного. Конфликт и его виды. Конфликты внешние и внутренние.

4. Повествовательный и эпический вид конфликта в кино. Время и пространство кино, сложные истории. Автор и его присутствие. Литература и кино.

5. Лирический конфликт в кино. Я автора. Противостояние, которое сложно объяснить. Приоритет внешнего над внутренним.

Четвертый блок.

1. Герой и характер. Чем одно отличается от другого. Понятие личности. Почему характер меняется, а личность нет. Главное звено в истории. Мотивировка героя, как построения. Четыре героя – основа сюжета.

2. Тема и жанр. Тема как основа фильма, угол зрения на действие. Жанр – те ограничения, которые мы на себя ставим, чтобы история получилась наиболее выразительной. Стилизация. Рамки, из которых все вырастает. Влияние темы и жанра на способ повествования.

3. Идея фильма и сценария. Четыре толкования термина. То, с чего все начинается. Основа фильма – заявка. Каждый кадр как часть идеи. Мысль и идея как разные понятия.

В. Практические занятия.

1. Написание драматургических этюдов «действие». Чтение в аудитории и последующее обсуждение.

2. Написание драматургических этюдов «состояние». Чтение в аудитории и обсуждение.

3. Написание драматургических этюдов «диалог». Чтение в аудитории и обсуждение.

4. Написание драматургических этюдов «деталь». Чтение в аудитории и обсуждение.

5. Разработка характера героя и его истории. Чтение в аудитории и обсуждение.

6. Написание короткометражного немого сценария. Чтение в аудитории и обсуждение. Написание над вторым и последующими вариантами текста (если потребуется).

7. Написание короткометражного звукового сценария. Чтение в аудитории и обсуждение. Написание над вторым и последующими вариантами текста (если потребуется).

8. Разработка художественного телесериала. От концепции до пилотной серии.

Общая структура

Начало - Завязка, первые 20-30 страниц.

Задача: персонажи, ситуация, цели/требования, проблема(-ы), вопрос(-ы)

- определены драматические предпосылки

Персонажи: в течение первых 10 страниц - ознакомление с главными действующими лицами и постановка их в интригующей ситуации, которая сразу привлечет внимание зрителя и побудит его продолжать следить за развитием событий. Основными сюжетными точками могут быть представление задачи, либо предзнаменование с самого начала, описание мотивов, которые могут повторяться в течение всей сюжетной линии, закрепление разных вопросов, которые влияют на ход событий. Вторые 10 страниц раскрывают главного героя(-ев) и его затруднительное положение.

Переломный момент - событие, кризис или мини-кульминация, которая приводит к второй стадии.

Середина - от 40 до 60 страниц

Конфронтация: развитие, осложнения и конфликт (барьеры на пути к достижению целей персонажей, и персонажи преодолевают эти препятствия), развитие событий с присутствием малых кризисов и мини-кульминаций (очень часто в некоторой необходимой последовательности в середине данной стадии), в конце концов приводит к

Второму Переломному моменту - кульминации, действия идут к завершающей стадии.

Конец - Развязка. Прекращение событий с разрешенными проблемами, достигнутой целью и задачами, полученными ответами на вопросы, раскрытием тайны (или нет).

План сценария

Далее приведем общую схему сценария обычного фильма, снимаемого сегодня.

  • Страницы 1-5: Крючок, что-то, что захватывает наше внимание и затягивает нас в действие.
  • Страница 10: На этой точке в вашем сценарии должен быть "Мини-кризис". Потом Миникризис должен привести нас ...
  • Cтраница 17: ...к Дилемме. Создание команды, и о чем, собственно говоря, идет речь в фильме.
  • Страинца 30: Реакция на дилемму или ситуацию.
  • Страница 45: Первый "Обратный ход" на 17-минутную точку. Эта точка продвигает персонажей и толкает их глубже в ситуацию или дилемму.
  • Страница 60: "Ключевой момент" фильма. Где пассивные персонажи становятся активными или наоборот.
  • Страница 75: Второй "Обратный ход" на 17-минутную точку. Чтобы вновь подтвердить, о чем повествует эта история.
  • Страница 90: Нижняя точка действия. Место, откуда наш основной персонаж начинал свой путь.

Конец.

Персонаж

Список требований, предъявляемых главному герою:

  • Он должен быть Эмпатическим, чутким, переживающим внутреннюю и внешнюю борьбу. Должен обладать эмоциональной дугой.
  • Уязвимый, ранимый. Должен нам поведать, в чем его уязвимость.
  • Ваш персонаж должен быть Неудачником, аутсайдером в противостоянии...
  • ... но в тоже время - Властный, гордый, легендарный.
  • Дайте вашему герою какое-либо Достоинство, силу, в которой он действительно хорош, но...
  • ...также необходим Недостаток, который может оказаться фатальным. Персонажи с недостатками и сомнениями будут более интересными и правдоподобными.

Вопросы о персонаже

Эти вопросы, касающиеся героев, могут быть полезны, чтобы задать их себе, прежде чем начать писать свой сценарий.

  • О чем ваша история?
  • В какую беду попадает герой?
  • Что хочет герой, и что он готов сделать, чтобы добиться своего?
  • Чего больше всего боится герой? (его призрак)

Вопросы по сценарию

Задайте себе эти вопросы по поводу вашего сценария:

  • Жанр. Оправдает ли ваш сценарий ожидания в соответствии с его жанром?
  • Персонажи. Запоминающиеся ли ваши герои? Они легендарны?
  • Структура. Имеется ли саспенс? Каким главным вопросом будет интересоваться зритель на протяжении всего фильма?
  • Тема. О чем на самом деле ваш фильм?
  • Развязка. Развязка наступает в самой последней сцене?
  • Моменты. Присутствует ли хотя бы 4 или 5 запоминающихся моментов? Подумайте о фильме как о "Трейлере".
  • История. Точка, когда ваш герой вынужден решить свою внутреннюю проблему, чтобы разобраться с внешними конфликтами.
  • Свежесть. Нова ли ваша идея? Новый взгляд на человеческие принципы и обстоятельства.
  • Второстепенные герои. Они должны влиять на конфликт главных героев.

Сценарист телесериалов и кино

Каждая телепередача начинается с написания сценария. Соответственно, сценарист или как его еще называют, драматург и создает сценарий, основу для теле- или кино-проекта.

Сценарий – это литературная запись будущего экранного произведения. Сценарии бывают разными: это и оригинальные идеи и сценарии по мотивам литературных произведений, сценарии полнометражных фильмов или небольших роликов. При этом мастер сценарист-драматург должен учитывать как визуальные особенности экранных искусств, так и законы драматургии. От работы сценариста-драматурга зависит то, насколько запоминающимися для зрителей окажутся герои и события.

Человек, избравший для себя специальность сценариста, и пришедший в школу телевидения обучаться этой профессии, прежде всего должен любить и уметь писать, обладать развитой фантазией и богатым словарным запасом. Но главное, этот человек должен иметь определенный талант.

Сценарист-драматург также должен обладать такими качествами, как эрудированность, уверенность в себе, интуитивное мышление, внимательность, чувство стиля, трудолюбие, коммуникабельность и бесконфликтность. У сценариста-драматурга должно быть развито сценарное мышление, то есть умение конструировать жизненные ситуации, увязывать их между собой, мотивировать поступки героев.

В последнее время профессия сценариста-драматурга становится все более востребованной. Этому способствует все возрастающий спрос на телесериалы. Они занимают 50-60% телевещания. Это очень выгодный бизнес. Себестоимость сериалов намного ниже художественных фильмов, крутить их можно бесконечно, заполняя эфирное время и собирая под это рекламу. При этом отечественные телеканалы еще только приступают к производству так называемых вертикальных сериалов, и цены на них будут только расти.

В таком потоке производства телесериалов уместно и эффективно разделение труда сценаристов-драматургов. Есть сценаристы, которые пишут синопсис — произведение со сводным, суммарным изложением различных взглядов на проблему, тему, вопрос (кто кого любит, кто кого ненавидит, почему совершаются различные поступки и т.д), - все это описывается на нескольких страницах. Каждую неделю сценарист придумывает новый поворот сюжета, чтобы зритель был в постоянном напряжении, чтобы он ждал следующую серию. Главное здесь найти какой-то новый ход, по-новому сказать о старом, чтобы история стала современной, даже если это исторический сериал, чтобы она заставила человека загрустить, задуматься, или рассмеяться. Готовая история переходит к сценаристам - сюжетчикам, расписывающим ее по сценам. Затем - к сценаристам-диалогистам, которые придумывают все разговоры героев.

Наиболее интересная работа, конечно, у главных сценаристов, придумывающих суть истории. Работа сценаристов-сюжетчиков и сценаристов-диалогистов более подчинена общей схеме. Просто у кого-то лучше получается одно, у кого-то другое. Работа на телевидении — командная. Каждый человек - винтик одного большого механизма-конвейера. Поиск компромисса между неизменной структурой и творчеством самое сложное и в тоже время самое интересное в искусстве создания сериалов.

Бывает, что сценаристу приходится выступать в качестве универсального специалиста, где он и главный сценарист, и сценарист-сюжетчик, и диалогист. Это практикуется в небольших кинокомпаниях, снимающих не более 13 серий одного фильма.

Будущие сценаристы-драматурги, обучающиеся в нашей школе телевидения, изучают общепрофессиональные дисциплины: технология телепроизводства, история кино, психология общения, авторское право, и специальные дисциплины: драматургия экранных искусств, сценарное мастерство, основы драматургии, режиссура телепроектов, редакторское мастерство телепроектов, литературное редактирование.

Сценарист-драматург, прошедший подготовку в школе телевидения, может работать в кино, на телевидении, в театре, в рекламных агентствах, в компаниях, занимающихся проведением праздников и шоу, а также в компаниях-разработчиках компьютерных игр. Объявление о вакансии сценариста вряд ли можно где-нибудь найти. Однако десятки телестудий ждут сценарии и синопсисы молодых авторов, поэтому многие компании объявляют конкурсы на лучшую историю, а победителей приглашают на работу в качестве сценаристов. Так что у талантливых ребят есть все шансы на успех.

Наши рекомендации