Функции метафоры Маяковского

Одним из активных образно-выразительных средств является метафора. Это

троп, в котором одно явление представлено полностью уподобленным другому,

чем-либо сходному с ним. Этот троп ещё более, чем сравнение способствует

усилению образной яркости воспроизводимого материала. Метафора в ряде

случаев создает целую, законченную картину. Очень глубока по содержанию

законченная метафора Маяковского, определяющая мощь действие поэтического

слова: « Я знаю силу слов, я знаю слов набат» В этой метафоре способность

понимать народ подобна набату, представлена как свойство самого

поэтического слова. Маяковский много и напряженно работал над

выразительностью своего слова; широко использовал различные виды

иносказательности. Многие исследователи его творчества отмечают именно

метафоричность его поэзии Л.А. Смирнова пишет: « Метафоры и метонимии

Маяковского прямо из легенды: « в норах листики всем ещё мышаться», «

скомкав фонарей одеяла», « Враждующий букет бульварных проституток», «

трамвай с разбега взметнул зрачки». И все это « уложено» в пестрый,

сбивчивый разговор улицы или монолог потрясенного её наблюдателя»О. Смола

отмечает необыкновенно яркие метафоры в поэме Маяковского « Облако в

штанах»: «Сплошные губы», « сплошное сердце». « Они вмещают в себе и

непомерно большую любовь поэта, и колоссальную амплитуду чувств – от

скрипичной мягкости до громоподобных лавр, и космически громадную сферу

воздействия этой любви, способный « разговаривать», кажется, немоту самой

Вселенной, и, наконец, они выражают потребность поэта взять на себя всю

полноту ответственности за нравственное состояние мира, избавив его от «

грязи» искупленной жертвой».

Маяковский широко использует различные виды иносказательности. Бахтин

отмечает:» Метафора Маяковского построена не на нюансах, а на основных

тонах… Маяковский работает грубыми тонами, но это не является недостатком

метафоры. Маяковскому такая метафора идет.

42(2)

Трудно пройти мимо главной особенности поэтики Маяковского – метафоричности, которая стала уже общим местом при изучении творчества поэта. Каждый литературовед отмечает эту ”поэтическую” особенность, правда чаще всего объяснение ее происходит достаточно односторонне – только как средство изображения мира и чувств самого человека.

Р. Якобсон называл Маяковского поэтом метафор, противопоставляя его Пастернаку, поэту метонимий. ”В стихах Маяковского метафора, заостряя символическую традицию, становится главной чертой” (из статьи ”Заметки о прозе поэта Пастернака"), добавляя, что метафора Маяковского ”становится не только самым характерным из поэтических тропов – ее функция содержательна – именно она определяет разработку и развитие лирической темы". В. Шкловский отмечает, что с помощью метафоры поэт ”сталкивая образы, обновляя эпитеты, вводит человека в стройку нового мира … в логику боя”(1, 577). Карабчиевский в статье ”Секреты мастера” пишет, что метафора Маяковского” раскручивается назад … к исходной точке", где происходит ”окончательное убийство метафоры”(1,544). Тему насилия над образом и словом продолжает Юрий Минералов, добавляя, что ”Метафора имеет в основе синтагматическое соединение”… то есть насильное, часто противоречивое и нелогичное соединение-объединение слов-понятий в одно целое (3, 53). Но многие шли от обратного, метафора для них начало, из которого можно вывести и получить конечный результат. Выражение ”Маяковский-поэт метафор” как цель из чего выводятся последующие уровни поэтики и даже картину мира, но на самом деле происходит все наоборот – картина мира порождает метафору; метафора Маяковского является конечным продуктом от «встречи» двух уровней слова и мира.

В качестве обобщения можно привести фразу из статьи Альфонсова (2, 176): ”Русская поэзия давно и настойчиво приучает нас видеть в метафоре не троп, не выразительный прием (этого слишком мало) – метафора, широко говоря, выступает как модель целого мира, с определенной ”позицией” воспринимающего субъекта". Таким образом, можно выделить две тенденции в понимании феномена метафоры – узко-конкретное (феноменальное) и широкое (ноуменальное), последнюю из которых мы и рассмотрим подробнее.

Наши рекомендации