Поэзия Б. Пастернака: темы, образы, худ. строй
Поэзия Бориса Пастернака представляет собой явление, совершенно новое в русской литературе вообще и в литературе Серебряного века в частности. Сам Пастернак считается одним из величайших поэтов не только в рамках указанного периода, но и в контексте всей русской литературы.
Поэзии он посвятил всего себя, всю свою жизнь, считая, что только творчество способно возвысить человека над серостью обыденной жизни, вознести его до светлых вершин бытия.
Стихи Пастернака оригинальны и по форме, и по содержанию. Пастернак воздает должное символизму и перечисляет его художественные открытия. Отмечая урбанистические поиски символистов, Пастернак, однако, высказывает главный упрек символизму: «...вы до последних пределов перегружали небо». Тем не менее можно увидеть у зрелого Пастернака своего рода позднюю «апологию символизма». Поэт мыслил свое творчество в контексте «общеевропейского символизма», который связывал с именами Пруста, Рильке и Блока.
Поэт ставил перед собой цель - уловить неуловимое и передать в стихах сиюминутность настроения, состояния, атмосферы с помощью различных художественных средств и приемов.
Мир в его стихах предстает в движении, порыве, в отсветах и неповторимых образах.
Автор всегда старается точно указать время года, состояние природы, которая присутствует почти во всех произведениях и помогает раскрыть душевное состояние лирического героя.
Известно, что в стихах Пастернака природа (пейзаж) и автор практически составляют единое целое, и часто не Пастернак рассказывает о дождях и ветре, а они сами ведут речь о душевном состоянии поэта.
Стихи Бориса Пастернака – неповторимый лирический мир, стремительный поток ярких красок, солнечного света.
Любые явления природы, будь то снегопад, весеннее пробуждение, яркое летнее солнце или осенний дождь, под пером автора становится необычным, похожим на живое существо.
41)Нравственные проблемы в русской прозе 60-70 гг («Коллеги» Аксенов)
Говоря о „молодой прозе“ 50-60-х годов, критики начинают разговор со второй половины 1950-х годов, с так называемой "исповедальной" прозы, которая во время своего появления вызвала резкий отпор. Ведь проза В. Аксенова, А. Гладилина, и Ю. Казакова и др., появившаяся в послевоенное десятилетие, в котором преобладал пафос послевоенного строительства, возвращения к мирному созидательному труду, диссонировала с общи направлением советской литературы как в содержательном, так и формальном плане. Главные герои романов, живут в ощущении потребности оглянуться на прожитое, разобраться в себе и в окружающих, понять, кто они, какую жизнь прожили. Это желание обычно возникает в драматических обстоятельствах, в экстремальных условиях, когда нет места привычному эгоцентризму. В повести В. Аксенова „Коллеги“ выучившийся в институте герой чувствует растерянность при столкновении с реальной действительностью. Здесь наиболее сильно выразились общественные акценты. Следующая повесть „Звездный билет“ переносит читателя в иную среду, среду 17-18-летних юношей. Поэтому критика говорила, что „Звездный билет“ должен был предшествовать „Коллегам“, а не наоборот. Но здесь был свой смысл. Писатель показывая следующее поколение, подчеркнул динамичность, изменчивость нравственных стереотипов. Идущие за поколением 27-28-летних, юноши из „Звездного билета“ в своем недовольстве жизнью гораздо более активны, кате- горичнее, чем их старшие братья, в своих суждениях. То, что казалось трагедией для героев „Коллег“, перестало быть таковым для героев „Звездного билета“. Они напряженной учебе или самоотверженной работе в захолустье откровенно предпо- читают прогулку по таллинским пляжам, труд для них - печальная необходимость, не имеющая ничего общего с духовными поисками.
В разрез с этой стилевой линией Аксенова, появляется иная проза, ставившая перед собой иные задачи. Это книги А. Рекемчука, В. Липатова, А. Ткаченко и многих других. Тематика их произведений перекликается с тематикой вышеназванных писателей. Здесь и проблемы выбора молодым героем своего места в жизни, жизненного пути, и проблемы образования, и проблема поколений. Но решаются они под инымуглом зрения. Так, в городской молодежной прозе с самого её начала образуются два стилевых течения, две противоборствующие идеи показа молодого героя. Герои В. Липатова, А. Ткаченко мечту о комфортной жизни в цивилизованном городе, о временности пребывания в „глубинке“ считают признаком мещанства, обывательщиной. Главное достоинство, которым наделяют писатели своих молодых героев - это сознательное отношение к труду, понимание своей роли на земле как созидателей жизни. Это отразилось уже в самих названиях книг такого плана: „Мои дороги“, „Иду в жизнь“, „Был ли ты здесь“ А. Ткаченко, „Мы здесь живём“ В. Войновича, „Сто двадцать километров от железной дороги“ В. Семина и др. Молодой герой из столичных городов переносится в глубинку. Он твердо знает, чего хочет от жизни. Так была заявлена иная трактовка городской молодежной прозы, иная проблематика, иной герой. В прозе названных писателей происходила девальвация излюбленной проблематики городской „молодежной“ прозы. На передний планвыдвигается человек, производящий материальные ценности, человек „грубого“ труда, выполняющий свою работу с творческим одухотворением. Таковы герои А. Рекемчука („Молодо-зелено“), В. Липатова.