Работа с иллюстрациями учебника (с. 84).

– Какой момент изобразил художник?

– А что бы вы изобразили на своем рисунке?

IV. Подведение итогов урока.

– Какой эпизод вам понравился больше всего? Почему?

Домашнее задание:выразительно читать рассказ, подготовить ответы на вопросы 8, 9 учебника (с. 88).

Урок 50
Н. НОСОВ. «ОГОРОДНИКИ»(окончание)

Цели:развивать мышление, речь учащихся, умение работать с текстом; учить детей передавать при чтении различные интонации; воспитывать нравственные качества.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение.

– О чем прочитанный нами рассказ Н. Носова «Огородники»? Почему автор озаглавил свой рассказ именно так?

– Какой из эпизодов вы хотели бы прочитать всему классу?

Конкурс «Я – диктор».

– Представьте себе, что вы поступили в школу юных дикторов. (Диктор – работник радио или телевидения, который читает текст перед микрофоном.) Перед каждым из вас будто бы поставлен микрофон. Попробуйте прочитать понравившийся отрывок из рассказа Носова правильно и выразительно.

После выразительного чтения подводятся итоги.

Ответ на вопрос 8 учебника.

– Какое важное событие не отражено в плане рассказа?

III. Работа по теме урока.

Чтение по частям.

– Какими словами заканчивается 1-я часть? 2-я часть? И т. д.

– Что говорится в рассказе о двух друзьях? Как работали мальчики?

– Какие слова из текста доказывают то, что Мишка хотел быть первым?

– Почему вожатый предлагает взять Мишку на буксир? Как относится сам Мишка к этому предложению?

– Почему Мишке пришла идея копать огород ночью? Чем увенчалась эта попытка?

2. Словесное составление портретов главных героев по плану:

1. Внешний вид.

2. Черты характера.

3. Поведение.

4. Отношение друг к другу, к товарищам, к работе.

Чтение по ролям.

Сначала учащиеся работают в парах, «репетируют» чтение по ролям любого отрывка рассказа, а затем чтение по ролям вслух.

4. Работа с пословицами(вопрос 7 учебника, с. 88).

IV. Подведение итогов урока.

– Интересно ли вам было читать рассказ Н. Носова? Похожи ли эти ребята на вас?

– Кто из ребят вам понравился больше?

Домашнее задание:подготовить пересказ рассказа от лица любого из героев.

Урок 51
Н. НОСОВ. «КЛЯКСА»

Цели:развивать речь, память учащихся, творческие способности; совершенствовать навык чтения; воспитывать нравственные качества.

Оборудование: выставка работ учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Представьте себя на месте одного из героев рассказа Н. Носова «Огородники». Как бы вы изложили эту историю?

Пересказ текста учащимися с опорой на план.

III. Работа по теме урока.

Целевая установка.

Чтение рассказа Н. Носова «Клякса» учащимися вслух.

3. Работа в парах над содержанием рассказа.

Игра «Ты мне – я тебе».

– Какие вопросы по содержанию вы хотели бы задать друг другу?

Заслушиваются, обсуждаются и оцениваются некоторые вопросы. «Авторы» задают вопросы классу, вызывая для ответа по своему усмотрению любого ученика.

Вопросы учителя.

– О ком рассказал Носов в рассказе «Клякса»? Каков этот рассказ по характеру?

– Похож ли этот рассказ Носова на предыдущий? Если да, то чем?

– Каким предстает перед читателем главный герой рассказа Федя Рыбкин в начале произведения?

– Изменился ли Федя? Что заставило его это сделать?

– Каким образом отреагировала Зинаида Ивановна на проделку Феди?

– Почему же учительница повела себя именно так?

– Представьте себя автором этого рассказа. Что бы вы изменили?

5. Творческое задание.

Ребята по желанию могут придумать свою версию.

Работа с иллюстрацией учебника.

Подготовка к чтению по ролям.

Учащиеся перечитывают текст еще раз и обозначают, где чьи слова.

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:читать рассказ Н. Носова «Клякса» по ролям.

Урок 52
Н. НОСОВ. «КЛЯКСА»(окончание)

Цели:развивать воображение, речь, творческие способности учащихся, умение работать в группах; способствовать воспитанию нравственных качеств.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение рассказа по ролям.

После чтения проводится анализ прочитанного: что получилось, а на что обратить внимание.

III. Работа над новым материалом.

Целевая установка.

– Сегодня на уроке перед вами ставится непростая задача – составление диафильма по рассказу Носова.

Составление диафильма.

Учащиеся делятся на группы. Каждая группа выбирает художников, режиссеров, авторов слов.

Для составления диафильма учащиеся перечитывают рассказ еще раз в группах. Выбирают эпизоды для иллюстрирования. Работа над диафильмом идет по плану:

1. Установление, где и когда происходят события фильма.

2. Определение того, сколько кадров будет в каждой части фильма.

3. Характеристика тех персонажей, которые будут включены в кадр.

4. Подбор титров.

5. Подготовка рисунков.

Демонстрация» диафильма.

Каждая группа «демонстрирует» свой фильм всему классу: показывают рисунки в определенном порядке и читают титры к ним.

Наши рекомендации