Чтение рассказа «Глоток молока» «по цепочке».
– Догадались ли вы, как называется это «волшебное» лекарство?
(Ласка.)
– Какие слова из текста подтверждают это?
– Известны ли вам случаи, когда именно ласка помогла больному выздороветь?
– Почему автор озаглавил свой рассказ именно так?
IV. Подведение итогов урока.
– С какими рассказами М. М. Пришвина вы познакомились сегодня на уроке? Что объединяет эти рассказы? (Оба рассказа пронизаны любовью к животным.)
– Можно ли рассказы Пришвина отличить от рассказов других авторов? В чем их особенность? (Рассказы написаны простым языком, короткие. В них открываются секреты привычных вещей.)
Домашнее задание:выразительно читать рассказы М. Пришвина, подготовить пересказ любого из них. По желанию выполнить рисунок к одному из них.
Урок 37
н. сладков. «в норе»
Цели:развивать внимание, память, речь учащихся, умение работать с текстом; познакомить учащихся с содержанием рассказа Н. Сладкова, совершенствовать навык чтения, прививать любовь к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Игра «Внимательный читатель».
Можно провести игру в парах или сделать так: один ученик выходит к доске и играет роль учителя, называя начало предложения; продолжение должны найти в тексте и прочитать остальные учащиеся.
Пересказ рассказов М. Пришвина учащимися.
Выставка рисунков учащихся.
III. Работа по теме урока.
Целевая установка.
– Сегодня мы познакомимся с рассказом Н. Сладкова «В норе». Знакомы ли вы с творчеством этого писателя?
– Как вы думаете, о чем может идти речь в рассказе с таким названием?
2. Чтение рассказа «В норе» начинает учитель, а продолжают учащиеся, по абзацам.
3. Работа над содержанием рассказа.
– От чьего лица ведется рассказ? О чем это свидетельствует? (Что история произошла с автором.)
– Что поучительного в этом рассказе? Как нужно вести себя, чтобы не привлекать внимание змеи? Зачитайте.
– Что же спасло автора от трагического исхода?
Работа по вопросам 2, 3 учебника (с. 28).
Повторное чтение рассказа учащимися про себя.
6. Творческое задание.
Устное составление диафильма. Учащиеся описывают 4–5 кадров, подбирают к ним текст.
IV. Подведение итогов урока.
– Понравился ли вам рассказ Н. Сладкова?
– Как вы думаете, почему автор дал именно такое название рассказу?
– Случались ли в вашей жизни подобные ситуации?
Домашнее задание:выразительно читать рассказ «В норе»; подготовить подробный пересказ. По желанию придумать свою историю.
Урок 38
К. ПАУСТОВСКИЙ. «ЗАЯЧЬИ ЛАПЫ»
Цели:развивать речь, воображение учащихся, умение работать с текстом и анализировать прочитанное; учить вдумчивому, осознанному чтению; воспитывать чувство сострадания, сопереживания и милосердия.
Оборудование: портрет К. Паустовского; выставка книг «Произведения К. Паустовского».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Пересказ рассказа Н. Сладкова «В норе» учащимися «по цепочке».
– Кто, ребята, смог придумать похожую историю?
Выслушиваются версии учащихся.
III. Работа над новым материалом.
Вступительная беседа.
Учитель обращает внимание детей на портрет писателя и выставку книг.
– С произведениями К. Паустовского мы с вами встречались и раньше. О чем пишет К. Паустовский?
– Какие рассказы К. Паустовского вы читали?
– Обратите внимание на заглавие рассказа в учебнике. Как вы думаете, о чем будем читать сегодня?
– Проверьте свои ответы, рассмотрев иллюстрацию к рассказу.
– Кто действует в рассказе?
– Что случилось в лесу?
– Рассказ большой, сейчас вы прочитаете только первую его часть. О чем рассказ, вы уже догадались, теперь прочтите о том, что же случилось с зайцем. Проверим свои предположения. Ведь только чтение даст полный ответ на вопрос, правы ли мы в своих предположениях.
Чтение I части рассказа учащимися вслух «по цепочке».
Беседа по вопросам.
– Итак, что же случилось с зайцем?
– В какую беду он попал?
– Правы ли мы были в своих предположениях?
Вторичное чтение I части рассказа учащимися про себя.
– Прочтите I часть еще раз и отметьте в ней все, что автор сообщает о зайце, главном персонаже рассказа.
Выборочное чтение.
– Зачитайте отмеченные вами предложения.
1. Ваня принес маленького теплого зайца.
2. Заяц плакал и часто моргал красными от слез глазами.
3. Это заяц особенный: его дед прислал, велел лечить.
4. Лапы у него пожженные.
5. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.
6. Пожженный он, дедушкин заяц.
7. На лесном пожаре лапы себе пожег, бегать не может. Вот-вот, гляди, умрет.
8. Заяц стонал.
9. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.
10. Заяц молчал.
11. Заяц повел рваным ухом и закрыл глаза.
Учитель заранее записывает эти предложения на обратной стороне доски, чтобы после разрозненного чтения учащиеся перечитали еще раз все подряд.
– Каким вы представляете себе зайца? Опишите его.
Учащиеся, используя предложения, записанные на доске, составляют короткий рассказ о зайце.
(Он маленький, завернут в засаленную куртку. Лапы у зайчика пожженные, а ухо – рваное. Глаза у него красные, а из них катятся слезы. Зайчик часто моргает. Когда особенно больно, он дрожит.)
– Найдите и прочитайте предложения, в которых говорится сначала об отношении Вани и бабки Анисьи, а потом ветеринара к бедному зайчишке.
Беседа.
– Ребята, как вы думаете, будет ли спасен бедный зайчишка?
– Кто поможет ему? Ведь не все люди жалеют его. Вот ветеринар не пожалел. А кто жалеет зайчика?
– Как вы относитесь к беде зайца?
– Помогли бы вы ему в такой беде?
– Значит, каких людей больше на свете?
– Правильно, конечно, добрых и сердечных людей больше. Давайте прочитаем, спасли ли нашего зайчика.