Чтение рассказа «Глоток молока» «по цепочке».

– Догадались ли вы, как называется это «волшебное» лекарство?
(Ласка.)

– Какие слова из текста подтверждают это?

– Известны ли вам случаи, когда именно ласка помогла больному выздороветь?

– Почему автор озаглавил свой рассказ именно так?

IV. Подведение итогов урока.

– С какими рассказами М. М. Пришвина вы познакомились сегодня на уроке? Что объединяет эти рассказы? (Оба рассказа пронизаны любовью к животным.)

– Можно ли рассказы Пришвина отличить от рассказов других авторов? В чем их особенность? (Рассказы написаны простым языком, короткие. В них открываются секреты привычных вещей.)

Домашнее задание:выразительно читать рассказы М. Пришвина, подготовить пересказ любого из них. По желанию выполнить рисунок к одному из них.

Урок 37
н. сладков. «в норе»

Цели:развивать внимание, память, речь учащихся, умение работать с текстом; познакомить учащихся с содержанием рассказа Н. Сладкова, совершенствовать навык чтения, прививать любовь к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Игра «Внимательный читатель».

Можно провести игру в парах или сделать так: один ученик выходит к доске и играет роль учителя, называя начало предложения; продолжение должны найти в тексте и прочитать остальные учащиеся.

Пересказ рассказов М. Пришвина учащимися.

Выставка рисунков учащихся.

III. Работа по теме урока.

Целевая установка.

– Сегодня мы познакомимся с рассказом Н. Сладкова «В норе». Знакомы ли вы с творчеством этого писателя?

– Как вы думаете, о чем может идти речь в рассказе с таким названием?

2. Чтение рассказа «В норе» начинает учитель, а продолжают учащиеся, по абзацам.

3. Работа над содержанием рассказа.

– От чьего лица ведется рассказ? О чем это свидетельствует? (Что история произошла с автором.)

– Что поучительного в этом рассказе? Как нужно вести себя, чтобы не привлекать внимание змеи? Зачитайте.

– Что же спасло автора от трагического исхода?

Работа по вопросам 2, 3 учебника (с. 28).

Повторное чтение рассказа учащимися про себя.

6. Творческое задание.

Устное составление диафильма. Учащиеся описывают 4–5 кадров, подбирают к ним текст.

IV. Подведение итогов урока.

– Понравился ли вам рассказ Н. Сладкова?

– Как вы думаете, почему автор дал именно такое название рассказу?

– Случались ли в вашей жизни подобные ситуации?

Домашнее задание:выразительно читать рассказ «В норе»; подготовить подробный пересказ. По желанию придумать свою историю.

Урок 38
К. ПАУСТОВСКИЙ. «ЗАЯЧЬИ ЛАПЫ»

Цели:развивать речь, воображение учащихся, умение работать с текстом и анализировать прочитанное; учить вдумчивому, осознанному чтению; воспитывать чувство сострадания, сопереживания и милосердия.

Оборудование: портрет К. Паустовского; выставка книг «Произведения К. Паустовского».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Пересказ рассказа Н. Сладкова «В норе» учащимися «по цепочке».

– Кто, ребята, смог придумать похожую историю?

Выслушиваются версии учащихся.

III. Работа над новым материалом.

Вступительная беседа.

Учитель обращает внимание детей на портрет писателя и выставку книг.

– С произведениями К. Паустовского мы с вами встречались и раньше. О чем пишет К. Паустовский?

– Какие рассказы К. Паустовского вы читали?

– Обратите внимание на заглавие рассказа в учебнике. Как вы думаете, о чем будем читать сегодня?

– Проверьте свои ответы, рассмотрев иллюстрацию к рассказу.

– Кто действует в рассказе?

– Что случилось в лесу?

– Рассказ большой, сейчас вы прочитаете только первую его часть. О чем рассказ, вы уже догадались, теперь прочтите о том, что же случилось с зайцем. Проверим свои предположения. Ведь только чтение даст полный ответ на вопрос, правы ли мы в своих предположениях.

Чтение I части рассказа учащимися вслух «по цепочке».

Беседа по вопросам.

– Итак, что же случилось с зайцем?

– В какую беду он попал?

– Правы ли мы были в своих предположениях?

Вторичное чтение I части рассказа учащимися про себя.

– Прочтите I часть еще раз и отметьте в ней все, что автор сообщает о зайце, главном персонаже рассказа.

Выборочное чтение.

– Зачитайте отмеченные вами предложения.

1. Ваня принес маленького теплого зайца.

2. Заяц плакал и часто моргал красными от слез глазами.

3. Это заяц особенный: его дед прислал, велел лечить.

4. Лапы у него пожженные.

5. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.

6. Пожженный он, дедушкин заяц.

7. На лесном пожаре лапы себе пожег, бегать не может. Вот-вот, гляди, умрет.

8. Заяц стонал.

9. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.

10. Заяц молчал.

11. Заяц повел рваным ухом и закрыл глаза.

Учитель заранее записывает эти предложения на обратной стороне доски, чтобы после разрозненного чтения учащиеся перечитали еще раз все подряд.

– Каким вы представляете себе зайца? Опишите его.

Учащиеся, используя предложения, записанные на доске, составляют короткий рассказ о зайце.

(Он маленький, завернут в засаленную куртку. Лапы у зайчика пожженные, а ухо – рваное. Глаза у него красные, а из них катятся слезы. Зайчик часто моргает. Когда особенно больно, он дрожит.)

– Найдите и прочитайте предложения, в которых говорится сначала об отношении Вани и бабки Анисьи, а потом ветеринара к бедному зайчишке.

Беседа.

– Ребята, как вы думаете, будет ли спасен бедный зайчишка?

– Кто поможет ему? Ведь не все люди жалеют его. Вот ветеринар не пожалел. А кто жалеет зайчика?

– Как вы относитесь к беде зайца?

– Помогли бы вы ему в такой беде?

– Значит, каких людей больше на свете?

– Правильно, конечно, добрых и сердечных людей больше. Давайте прочитаем, спасли ли нашего зайчика.

Наши рекомендации