Знакомство с новой для учащихся басней Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

– Кто из вас, ребята, видел лебедя?

– Где он живет? Как выглядит?

– Видел ли кто эту большую птицу в полете?

– Расскажите, как передвигается рак.

– А кто расскажет о щуке?

– Что значит слово «поклажа»? Когда его используют? (Когда говорят о грузе, багаже.)

Чтение басни учителем наизусть.

2) Вопросы учителя:

– Понравилась ли вам история, рассказанная баснописцем?

– Удалось ли героям тронуть с места воз с поклажей? Почему?

Чтение басни учащимися про себя.

– Чему же учит эта басня?

Чтение басни детьми в парах сменного состава.

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:выучить басню наизусть; по желанию выполнить рисунок к басне «Лебедь, Щука и Рак».

Урок 32
И. А. КРЫЛОВ. «МЫШЬ И КРЫСА»

Цели:развивать мышление учащихся, умение делать выводы; отрабатывать навыки выразительного чтения.

Оборудование: портрет И. А. Крылова; выставка книг «Басни
И. А. Крылова»; выставка рисунков учащихся к басне «Лебедь, Щука и Рак».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Конкурс чтецов.

Учащиеся выразительно читают наизусть басню «Лебедь, Щука и Рак».

Вопросы учителя.

– Какие еще басни И. А. Крылова вы знаете?

– А что такое басня?

– Басня – это почти всегда живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится. В басне, даже самой короткой, помещается целый рассказ о чьей-нибудь удаче или неудаче, а к нему еще и вывод: почему вышло так, а не иначе, кто был прав, а кто виноват.

III. Работа по теме урока.

Подготовка к чтению басни «Мышь и Крыса».

– Кто среди хищных зверей считается самым сильным и грозным? Его еще нередко называют «царем зверей». Какого он размера?

– А какого размера кошка?

– Для кого она может быть очень страшной?

– Кто сможет объяснить смысл слова «молва»? (Слухи.)

– А кто объяснит смысл слова «весть, известие»? (Сообщение о чем-нибудь.)

Чтение басни учителем.

Вопросы учителя.

– Понравилась ли вам эта басня Крылова?

– Кого же боялись больше всего на свете Мышь и Крыса?

Чтение басни учащимися про себя.

5. Ответы на вопросы 1 и 2 учебника (с. 11).

6. Работа над содержанием басни.

– Почему молва, которая дошла до Кошки, названа ею «доброй»?

– Какой смысл она вложила в это слово?

– Объясните смысл слова «вбежавши».

– Что изменилось, если бы было сказано, допустим, «навестив», «придя», «войдя», «посетив», «заглянув»?

– От чего надеялась отдохнуть Мышь?

– Какая строка басни стала поговоркой?

– Как ты ее понимаешь?

Подготовка к чтению по ролям.

– Сколько в басне действующих лиц?

– Как, с какой интонацией вы будете читать слова Мыши? Крысы?

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:подготовить выразительное чтение по ролям басни «Мышь и Крыса».

Урок 33
И. А. КРЫЛОВ. «ДВЕ БОЧКИ»

Цели:развивать речь, мышление учащихся, их умение работать с текстом басен, находить основную мысль; работать над выразительным чтением.

Оборудование: портрет И. А. Крылова; «волшебная» шкатулка.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– С какой басней познакомились на прошлом уроке? Кто автор?

– В какой фразе заключен основной смысл басни «Мышь и Крыса»?

Чтение басни по ролям.

III. Игра «Волшебная шкатулка».

– Я из «волшебной» шкатулки буду доставать карточки, на которых записаны разговорные фразы, а вы должны вспомнить близкую по смыслу афористическую фразу из басни И. А. Крылова.

1) Если все делать вразнобой, то дело не сдвинется с места. («Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука».)

2) Дело остается без всякого движения. («Да только воз и ныне там».)

3) Не радуйся чужой неудаче, не злорадствуй. («Вперед чужой беде не смейся, Голубок».)

4) Смеялся над другими, а сам же и попал в такую же неприятность. («Ан смотришь, тут же сам запутался в силок. И дело!».)

IV. Работа по теме урока.

Целевая установка.

– Сегодня на уроке вы познакомитесь с басней «Две Бочки», которую сочинил И. А. Крылов.

Выразительное чтение басни учителем.

– Прослушав басню, что вы можете о ней сказать?

Чтение басни учащимися про себя.

– Кто главные герои басни?

– Почему слова «Бочка», «Бочки» написаны с прописной буквы?

– Что (кто) подразумевается под этими словами?

– Каким характером, нравом обладает первая Бочка? Вторая?

Чтение учащимися басни «по цепочке».

Работа по вопросам учебника.

V. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:выразительное чтение басни, подготовить ответ на вопрос 6 учебника, с. 13.

Урок 34
Л. ТОЛСТОЙ. «ЛЕВ И ЛИСИЦА».
С. МИХАЛКОВ. «ПРОСЧИТАЛСЯ»

Цели:развивать логическое мышление, речь учащихся, умение делать выводы и обосновывать свои ответы; работать над правильным, выразительным чтением.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Наши рекомендации