Чтение басни заранее подготовленными учащимися.

Беседа по вопросам.

– Какой способ высказывания правды придумали мудрецы? (Басню.)

– Как мудрецы называли басню? (Чудесным зеркалом.)

– Почему чудесным зеркалом? Найдите слова подтверждения в тексте басни. («…зрелище сколь занимательное, столь и поучительное…»)

– Почему люди не могли рассердиться на басню?

Чтение текста учащимися про себя.

– Как же можно ответить на вопросы Г.-Х. Андерсена, заданные в последнем абзаце текста?

Работа над басней Эзопа «Лисица и Козёл».

Название басни записано на доске: «Лисица и Козёл».

сведения об эзопе

Создателем басни как самостоятельного жанра литературы считается Эзоп – легендарный древнегреческий баснописец.

Словесный портрет Эзопа, данный его современниками.

Эзоп – баснописец, величайший благодетель человечества, – по доле своей был раб, а по роду – фригиец из самой Фригии (географическая область в центральной части Малой Азии. В древности на этой территории располагалось Фригийское царство. В данном случае подчеркивается, что Эзоп – чужеземец). С виду он был урод уродом: для работы негож, брюхо вспученное, голова что котел, курносый, грязный, кожа темная, увечный, косноязычный, руки короткие, на спине горб, губы толстые – такое чудовище, что и встретиться страшно. А еще того хуже – был он немой и совсем не мог разговаривать.

– Внимательно рассмотрите все подробности описания Эзопа и попробуйте доказать, что в этом описании он весь в отметинах чужого мира, мира «наоборот».

– Ну а теперь прочитайте басни, которые написал не сказочный персонаж, но реальный великий Эзоп.

– Что вы заметили при чтении басни? (Названия животных написаны с большой буквы.)

– Почему?

Чтение басни учащимися по абзацам.

Беседа по содержанию басни.

– Какие мысли у вас возникли после прочтения этой басни?

– Какой изображена Лисица? (Хитрой.)

– А каким изображен Козел? (Глупым.)

– Что же высмеивает Эзоп? (Глупость.)

– В каких строках заключена мораль басни? (Умный человек не должен браться за дело, не подумав прежде, к чему это может привести.)

Работа с пословицей.

– Есть такая народная пословица: «Не за бороду – за ум жалуют». Как вы ее понимаете?

– Подходит ли эта пословица к басне «Лисица и Козел»?

III. Подведение итогов урока.

– Что такое басня?

– Что обязательно должно присутствовать в басне? (Мораль – нравоучение, совет: что надо делать и чего не надо.)

Домашнее задание: прочитать выразительно басни Г.-Х. Андерсена и Эзопа; выполнить задание 2 учебника, ч. 2 (с. 9).

Урок 31
И. А. КРЫЛОВ. «ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК»

Цели:развивать логическое мышление учащихся, умение делать выводы; развивать их творческое воображение, способствовать формированию художественного вкуса; пробуждать у детей добрые чувства; отрабатывать навыки выразительного чтения.

Оборудование: портрет И. А. Крылова; «волшебная» шкатулка; карточки с выдержками из изученных басен.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Дома вы должны были сочинить свою историю к морали басни «Лисица и Козел». Как вы справились с этим заданием, мы сейчас и проверим.

Несколько учащихся рассказывают свои истории.

III. Работа по теме урока.

Вступительное слово учителя.

– Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему мы говорим «русский»? Почему великий? Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Своим поэтическим словом он выступал против самодержавного строя, высмеивал зло. Глубоко и серьезно работал над своими баснями. За свою жизнь написал около двухсот басен, обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.

На доске написаны слова М. Исаковского:

Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Дети читают текст с доски.

Повторение изученных басен.

– В «волшебной» шкатулке лежат карточки с выдержками из басен Крылова.

Выходят несколько учеников, открывают шкатулку, читают выдержки из басен; остальные дети отгадывают название басни, действующих лиц и выполняют задание, записанное на карточке. Шкатулка должна быть яркая, красочная.

Карточки:

1) Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный?

(«Стрекоза и Муравей».)

Выразительное чтение наизусть или по книге.

2) Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу

клонит.

(«Мартышка и Очки».)

Чтение по ролям по книге.

3) Проказница Мартышка, Осел, Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли играть Квартет.

(«Квартет».)

Вспомните действующих лиц и назовите их.

4) Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

(«Зеркало и Обезьяна».)

Вспомните действующих лиц и объясните выдержку.

5) Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна;

Но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

(Ворона и Лисица».)

Инсценирование басни.

Наши рекомендации