Работа по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

– Сегодня на уроке обратимся к картине, которая так и называется – «Богатыри». Написана она известным русским художником В. М. Васнецовым. Многие картины художника созданы на сюжеты русских народных сказок и былин. Прежде чем приступить к созданию своей знаменитой картины «Богатыри», художник тщательно изучал былины, долго собирал материал, позволивший ему правдиво изобразить богатырей. Глядя на картину, мы видим живую историю Древней Руси. Около 20 лет трудился В. Васнецов над созданием полотна и написал картину, которая вызывает чувство гордости и восхищения, волнует нас и сейчас. Нам трудно представить богатырей иначе, чем они изображены на картине.

– Рассмотрите репродукцию картины. Определите, кто здесь Илья Муромец, кто Добрыня Никитич, а кто Алеша Попович. Как их изобразил художник? Что их объединяет?

– Обратите внимание на то, что три богатыря зорко стоят на страже Русской земли. Число три в народе имело значение множественности, поэтому трое богатырей, стоящих на заставе и зорко охраняющих Русскую землю, воспринимается так, словно весь народ охраняет свою землю.

– Какой пейзаж окружает богатырей? (Пейзаж степной. Степь поросла ковыльной травой, вдали видны холмы с перелесками. Над привольной степью нависли холодные тучи, напоминающие врагов. Пейзаж не отвлекает внимание, а наоборот, помогает сосредоточиться на главных героях картины, то есть богатырях.)

– Как вы думаете, кто является старшим? Опишите внешность Ильи. (Лицо Ильи благородно, окаймлено бородой с проседью. Он хорошо вооружен: на голове – шлем, в левой руке – щит, с правой руки свешивается палица, виден колчан со стрелами.)

– Какими чертами характера обладает этот богатырь? (Он честен, смел, верно служит своей Родине. Во всем облике богатыря чувствуется мощь и сила, и даже конь ему под стать. Илья как бы сливается со своим конем.)

– Теперь обратите свое внимание на другого богатыря – Добрыню Никитича. Каков внешне Добрыня? Какими чертами характера обладает? (У Добрыни Никитича светлые волосы и борода, удлиненный нос, полные губы. Он так же, как и Илья Муромец, служит Земле Русской, он могуч, силен, смел, но не так сдержан. Обратите внимание: он уже сжимает рукоятку меча, чтобы кинуться на врага. Но Добрыня отличается от других богатырей «вежеством», «знает, как речи вести», обучен игре на гуслях, сам сочиняет песни.)

– Как одет Добрыня Никитич? (Одет Добрыня Никитич богато и нарядно: высокий узорчатый шлем, щит из красного металла, отделанный золотом, нарядные сапоги бирюзового цвета.)

– Как изобразил художник третьего богатыря – Алешу Поповича? Что объединяет его с Ильей и Добрыней? Каков он по характеру? Внимательно рассмотрите его лицо и одежду. Каково вооружение Алеши? Как ведет себя его конь? (Внимательно рассмотрев картину, можно сказать, что Алеша по сравнению и Ильей и Добрыней не так уж силен, но смел и храбр. Взгляд этого богатыря свидетельствует о хитрости, так как он смотрит на врага искоса. Вооружение Алеши – это лук со стрелами. Одежда его также красива: на нем богатая пластинчатая кольчуга и шлем с наушниками. Наверное, об Алеше можно сказать, что там, где он не может взять силой, он берет ловкостью и хитростью.)

– Совпадают ли образы героев на картине с теми, которые вы представляли себе, читая былины?

Работа с пословицами.

– Объясните, почему так говорят:

Былина старину любит.

Быль молодцу не укор.

Быль не сказка, из нее слова не выкинешь.

Быль за сказкой не угоняется.

Чтение понравившихся эпизодов.

– Вы знаете, что раньше былины пели, сопровождая пение игрой на старинном музыкальном инструменте – гуслях. Прочитайте вслух понравившийся эпизод любой былины.

– Уловили ли вы напевность, мелодичность былин? Какое настроение у вас возникло?

IV. Подведение итогов урока.

– Так что же такое былина?

– Кто является героями былин?

– Кого народ называет богатырями?

– С какими былинами мы с вами познакомились?

Домашнее задание:перечитать понравившиеся эпизоды; по желанию выполнить рисунок.

Урок 30.
Г.-Х. АНДЕРСЕН. «ЭТА БАСНЯ СЛОЖЕНА ПРО ТЕБЯ».
ЭЗОП. «ЛИСИЦА И КОЗЁЛ»

Цели:развивать речь, мышление; сформировать понятие «басня»; совершенствовать навыки чтения, воспитывать нравственные качества.

Оборудование: выставка книг на тему «Басни».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

Целевая установка.

– Сегодня мы начинаем изучение нового раздела нашего учебника «Уж сколько раз твердили миру…». (Тема записана на доске.)

– Как вы думаете, с какими произведениями мы встретимся на страницах этого раздела? (С баснями.)

– Какие басни вам знакомы? Кто авторы этих басен?

Обращение к выставке книг.

– А какое произведение называют басней? (Басня – это краткий, чаще всего стихотворный рассказ, в котором имеется иносказательный, нравоучительный смысл.)

– К этому жанру обращались многие писатели и поэты. И всем нам известный датский сказочник. Г.-Х. Андерсен не остался в стороне. Он пересказал басню древних мудрецов, которую мы сейчас и прочитаем.

Наши рекомендации