Учись у них – у дуба, у березы.

Учись у них - у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Вопросы для обдумывания:

1. Что вы прочитали? Что «увидели», «услышали» и т.д.?

2. Какое чувство осталось после чтения? Почему?

3. Насколько совершенен текст произведения? (Вспомните определения «художественности». Возникло ли у вас при восприятии произведения желание что-то менять, уточнять, заменять в тексте?)

Ответы запишите в тетрадь

Произведение №2.

Я радуюсь тому, что я живу…

Я радуюсь тому, что я живу.

Я радуюсь снегам и майским радугам…

И птицам, прилетевшим в синеву,

И солнцу в небе бесконечно радуюсь…

Я радуюсь твоим глазам в ночи,

Когда они так близко счастьем светятся.

Когда слова, как руки, горячи…

Я рад всему во что с тобой нам верится.

Пусть никогда не покидает нас

Подаренная нам земная радость.

Хоть у судьбы велик ее запас, -

Храни ту радость и душой и взглядом.

Я радуюсь, что встретилась любовь.

Хотя казалось – встречи не случится.

Я радуюсь, что мой услышан зов,

Когда рассвет упал на наши лица.

И что бы ни пришлось изведать мне,

Я всё приму, к чему был небом призван…

Нет ничего прекрасней на Земле,

Чем просто радоваться жизни.

Вопросы для обдумывания:

1. Чем второе произведение похоже на первое ?

2. Отличается ли (и чем именно отличается, если отличается) ваше восприятие текста второго произведения от текста произведения первого?

3. Если за эталон художественности взять пушкинское «Я вас любил», как соотносятся с этим эталоном 1 и 2 прочитанные вами произведения? (Ответ запишите. Свою точку зрения мотивируйте ссылками на текст).

Еще раз перечитайте текст В.Д. Берестова «Прощание с другом».

Перечитаем 16 стихотворных строк, составляющих этот текст. Что услышали, увидели, о чем задумались?

А что пережили и поняли? Каков тот опыт, которым мы обогатились? Запишите.

Проанализируем еще один пример-произведение того же автора - «Воробушки».

Читаем текст:

О чем поют воробушки

В последний день зимы? —

Мы выжили!

Мы дожили!

Мы живы!

Живы мы!

Прочитали? Перечитали? Вчитались? Что увидели? Что почувствовали? Что пережили? О чем задумались? Результаты работы запишите в тетрадь.

3. Итог занятия.

Семинар № 10

Тема: Основы стиховедения. Метр и ритм. Системы стихосложения. Рифма. Строфа.

Литература:

1. Абрамович Г.Л..Введение в литературоведение. – М.: Просвещение, 1970. - С. 194-225. – «Элементы стиховедения».

2. Основы литературоведения/ В.П. Мещеряков, А.С. Козлов и др. Под общ ред. В.П. Мещерякова. – М.: Дрофа, 2003.

3. Сосновская О.В. Теория литературы и практика читательской деятельности. – М.:Академия, 2008. – Глава 4, параграф 4.3.

4. Федотов О.И. Основы теории литературы. – М.:Владос, 2003. – Часть 2, глава 1, 11.

План занятия:

1. Проверка теоретических знаний.

2. Упражнения по определению размера (метра) в поэтических произведениях детской литературы.

3. Определение видов рифмы в детских стихах из книг, принесенных студентами на занятие.

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

Теория литературы

1. Основные подразделения стиховедения. Проблема специфики стихотворной речи.

2. Рифма в стихе и за его пределами.

3. Ритм и ритмическая система.

4. Метр, ритм и размеры.

5. Виды строф. (Литература 2, с.163-168).

6. Ритм художественной прозы.

7. Силлабическая система стихосложения.

8. Силлабо-тоническая система стихосложения.

9. Тоническая система стиха.

10. Внесение новых терминов и их определений с примерами в собственный Словарик литературоведческих терминов (проверяется преподавателем на занятии)

11. Ответы на вопросы для самопроверки из пособия О.В. Сосновской с.97).

Практика читательской деятельности

Для закрепления теоретического материала прочитайте главу «Понятие о русской стиховой культуре (Из истории стиховедения) из книги Н.Н. Светловской «Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности» )» и выполните предложенные автором практические задания.

Принесите на занятие детские издания со стихами детских поэтов: С.Маршак, К.И. Чуковский, А. Барто, В. Берестов, Р. Сеф. Г. Сапгир и др.

Семинары №11-12

Тема: Русская стиховая культура

Цель занятия: определить заглавное понятие, выяснить особенности ритмики и строфики русского стиха (на первоначальном уровне), определить стратегию освоения учителем начальных классов русской стиховой культуры.

План занятий:

1. Проверка теоретических знаний:

ритмика, метрика, строфика, фоника, рифма.

2. Истоки русской стиховой культуры: фольклорные и литературные корни русского стиха. (Что первично в развитии русской литературы: стихи или проза? Какую роль в организации русских былин, лирических, обрядовых, исторических песен играл музыкальный напев?)

3. Определение размера в отрывках из стихотворений, адресованных детям: А.Н. Плещеев «Шаловливые ручонки», А. Барто «Мы вчера играли в стадо», В. Маяковский «Тучкины штучки», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» и др.

4. Понятие «стиховая культура».

5. Виды рифм. Практическая работа по определению видов и типов рифм.

6. Обсуждение основных положений статьи С.Маршака «Свободный стих и свобода от стиха»

Задания для самостоятельной работы:

1) Подобрать примеры из детской литературы, демонстрирующие различные стихотворные размеры.

2) Подобрать из ДЛ примеры спондея в ямбе и хорее.

3) Проследить совершенствование русской стиховой культуры в течение 18 века.

Текущий контроль: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, проверка ведения Словаря Литературоведческих терминов.

Рекомендуемая литература

1. В. С. Баевский «История русской поэзии». – Смоленск: «Русич», 1994.

2. М.Л. Гаспаров. Метр и мысль– М, 1999

3. А. Твардовский. Статьи и заметки о литературе. – М: «Советский писатель», 1953. – с. 130-131.

4. Л. Тодоров. Жизнь стиха: как читать и понимать стихи. М: Мегатрон, 1999.

5. О.И. Федотов «Основы теории литературы» в 2 частях.; часть 2 «Стихосложение и лит.процесс», М. – 2003, с.59-60.

6. Фесенко Э.Я. Теория литературы, М: 2005.

Дополнительная литература

· В.К. Тредиаковский. Новый и краткий способ к сложению российских стихов - 1735 г.

· М.В. Ломоносов. Письмо о правилах российского стихотворства - 1739 г.

· В.В. Маяковский. Гуляем.

· А.Д. Кантемир. Чисты нравы…

· В.К.Тредиаковский. С одной страны гром…

· М.В. Ломоносов. Услыхали мухи…

· А.Д. Кантемир. Не любити тяжело…

· Симеон Полоцкий. Песни новы составляйте…

· В.К.Тредиаковский. Начну на флейте стихи…

· Симеон Полоцкий. Витаем тя, царю…

Семинар №13

Тема:Автор, герой и читатель

Цель занятия: рассмотреть различные фрагменты литературных произведений для детей с целью выявления степени присутствия автора в тексте, расположения персонажей и влияние идей на читателя.

План занятия:

1. Проверка теоретических знаний

ü типология авторства;

ü различная терминология персонажей;

ü персонаж и характер;

ü средства раскрытия характера;

ü система персонажей в произведении;

ü роль читателя в литературном процессе;

ü участие читателя в процессах творчества и восприятия;

ü формы автоинтерпретации.

2. Практические задания по овладению навыками выделения всех названных компонентов в конкретных текстах детской классической литературы

Текущий контроль: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, проверка ведения Словаря Литературоведческих терминов.

Рекомендуемая литература:

1 Введение в литературоведение: Учеб.пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш.шк., 2004. – 680 с.

2 Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977.

3 Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М., 1987.

4 Хрестоматия по теории литературы / Сост. Л.Н. Осьмакова. – М., 1982.

Семинар №14

Тема:Закономерности литературного процесса

Цель занятия: сформировать представление о литературном процессе, смене литературных направлений и течений, сущности каждого из направлений

План занятия:

3. Проверка теоретических знаний по теме.

· Ведущие термины и понятия данной темы.

· Стадиальность литературного развития.

· Литературный процесс как процесс смены ли­тературных направлений.

  • Классицизм, сентиментализм, ро­мантизм, реализм в детской литературе. Особенности современного этапа развития литературы.

4. Практическая работа.

1) Определите, какие закономерности литературного процесса должен знать учитель начальных классов. Свое мнение аргументируйте примерами.

2) Отнесение произведений детской литературы к тем или иным направлениям литературного процесса (Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», баллады В. А. Жуковского, «Сказка о царе Берендее», В. Катаев «Цветик-семицветик»).

Задания для самостоятельной работы

1. Прочитайте и законспектируйте по любому из имеющихся у Вас учебников (например В.Е. Хализев.Теория литературы. -М.: Высшая школа, 1999 или Электронный ресурс: http://philologos.narod.ru/texts/halizev-litproc.htm) материал темы «Литературный процесс».

2. Выпишите в Словарь литературоведческих терминов ведущие понятия данной темы.

3. Повторите уже имеющиеся у Вас знания из истории литературы о сущности каждого современного литературного направления (символизм, экспрессизм, неореализм. Модернизм, постмодернизм, постреализм) и отразите результаты самостоятельной работы в тетрадях.

4. Выпишите в Словарик определение понятия «Литературная школа».

Текущий контроль:фронтальный опрос, проверка Словаря литературоведческих терминов, индивидуальный опрос, проверка выполнения самостоятельной письменной работы.

Семинар №15

Тема:Теория литературы – научная основа читательской деятельности. Понятие читательской деятельности

Цель занятия: рассмотреть основные понятия теории литературы, которые необходимо усвоить учащимся начальных классов.

План занятия:

1. Проверка остаточных теоретических знаний:

· разделы теории литературы

· основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины

· автор, герой, художественный образ;

· жанры (рассказ, повесть, сказка, басня, стихотворение, пьеса);

· рамочные компоненты текста (заголовок, пролог, эпилог);

· сказка (зачин, концовка, троекратные повторы);

· басня (аллегория, мораль);

2. типология и структура художественных образов (образ – персонаж, образ – портрет, образ – пейзаж, образ-интерьер);

3. Логика правильной читательской деятельности.

4. Практические задания по организации читательской деятельности с целью развития активности, интереса читателя младшего школьного возраста.

Рекомендуемая литература:

1 Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. – М., 1954.

2 Введение в литературоведение: Учеб.пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш.шк., 2004. – 680 с.

3 Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977.

4 Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М., 1987.

5 Паскевич Н.Я. Уроки Мастеров слова: Учеб.пособие по литературе. - Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2000. – 120 с.

6 Францова Н.В. Литература: Анализ эпизода: Анализ стихотворения: Учеб-метод.пособие / Н.В. Францова, Т.В. Доронина, Н.С. Генералова. – М.: Издат. «Экзамен», 2005. – 352 с.

7 Хрестоматия по теории литературы / Сост. Л.Н. Осьмакова. – М., 1982.

Семинар №16

Тема: Понятие читательской деятельности. Профессиональный взгляд учителя начальных классов на чтение и читательскую деятельность.

Задание для самостоятельной работы студентов:Попробуйте ответить на предложенные вопросы дважды: до изучения предложенного ниже теоретического материала и после его изучения.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Чтение как благо и зло.

2. Какие виды чтения вам известны?

3. Основные виды читательской деятельности, их характеристика и систематизация.

4. Чтение-общение как универсальный вид читательской деятельности. Какие компоненты чтения-общения вам известны?

План занятия

1. Роль и место чтения в жизни современного человека. В.Даль о пользе и вреде грамоты.

2. Виды чтения.

3. Специфика чтения-общения.

4. Практическая работа:

Прочитайте следующий отрывок и скажите, о каком виде чтения в нем идет речь: «Начинающие ученики громко заучивали: буки-аз-ба, веди-аз-ва. Старшие учили каждый свой урок. При чтении никто не обращал ни малейшего внимания на смысл читаемого. Мне хотелось узнать, сохранилась ли в детях естественная, казалось бы, способность постигнуть смысл простой фразы, выраженной непонятными словами. У старших учеников, обучавшихся четвертый год в школе, служила книгой для классного чтения священная история. Я выбрал статью об Иосифе. Один ученик прочел фразу: «Иосиф был любимый сын Иакова».

Я спросил ученика, о чем он прочитал. Ответа не было. Я спросил его товарищей, - то же молчание. Я упростил вопрос и спросил, чей сын был Иосиф. Ответа никакого. Я заставил учеников вновь повторить эту, словно заколдованную фразу. Я помогал им наводящими вопросами, а дети смотрели на меня удивленными глазами. Они, казалось, даже не понимали, чего от них требуют. Было ясно, что они даже не подозревали о возможности пересказать прочитанное. Четырехлетняя привычка к бессмысленному, механическому чтению убила в них самую возможность разумного отношения к читаемому.

Но меня удивил один мальчик, только что поступивший в школу. Он не умел читать и учил азбуку. Прислушавшись к тому, что происходило в старшем отделении, он встал и сказал: «А я понял, о чем они прочитали: «Иосиф был сын Иакова и его любил отец».

И странное дело! То, что сказал новичок, ученик, еще не забитый механической долбней, сейчас же поняли старшие ученики. Они теперь знали, в чем дело, и повторили мне содержание измучившей нас всех фразы.

У меня явилась надежда на то, что теперь, может быть, и старшие ученики, ободренные успехом новичка, в состоянии будут понять смысл и другой какой-нибудь прочитанной фразы. Но моя надежда оказалась тщетной. Ученик прочитал далее: «Позавидовали Иосифу братья его, возненавидели его и ссорились с ним». И когда я спросил, о чем он прочитал, он быстро отвечал: «Иосиф был сын Иакова, и его любил отец».То же самое повторили и его товарищи. Я подумал, что если мы будем читать не об Иосифе, а о ком-нибудь другом, то ученики скорее отрешатся от единственной , усвоенной ими мысли; я перевернул в книге несколько страниц. «Моисей пас стада тестя своего, гнал овец по пустыне и пришел к горе Хориф», - прочел ученик. «Про кого ты прочитал?» - спрашиваю ученика. «Про Иосифа, - отвечал тот. – Иосиф был сын Иакова, и его любил отец»…

И это были самые обыкновенные дети. Учительница – черничка даже хвалила их.

Наверное, они поступили сюда, в эту ужасную школу, такими же живыми, любознательными и понятливыми, как этот новичок, разрешавший все наши недоумения с Иосифом. И если они оказались слабоумными и тупыми, то вся вина исключительно одной школы и царящих в ней методов обучения». (Вахтеров В.П. «Объяснительное чтение с воспитательной точки зрения» // ж. «Обозрение».- 1901.- №1).

5. Проработав материал, объясните, почему новичок понял смысл читаемого, а дети, читающие текст, смысла его уловить не могли. Не наблюдали ли вы нечто подобное сейчас, в XXI веке? Где, когда и что?.. Расскажите.

6. Ответьте на вопрос: Какие же компоненты и в какой последовательности составляют чтение-общение? Задание: А теперь запишите все пять компонентов по памяти в рабочую тетрать, а затем – в словарик.

Рекомендуемая литература

1. Куфаева М.Н. Книга в процессе общения. – М., 1927.

2. Поварнин С.И. Как читать книги. –М.: Книга, 1971.

3. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика. – М.: «Академия», 2003.

Семинары №17-18

Тема:Понятие читательской деятельности. Освоение способов работы с текстом художественного произведения для детей.

Цель занятия: формировать читателя и руководителя детского чтения, способного адекватно воспринимать, грамотно анализировать художественное произведение для детей, оценивать его как возможный учебный материал для обучения чтению, уметь «вычитывать» заложенный в произведение опыт.

План занятия

1. Проверка теоретических знаний по теме.

2. Знакомство со способами работы с текстом

художественного произведения: беседа по тексту, выборочное чтение и ответы на вопросы, постановка вопросов детьми, виды пересказа, словесное и графическое рисование, чтение по ролям, музыкальное «илллюстрирование» текста.

3. Приемы обучения выразительному чтению.

4. Проверка выполненной студентами самостоятельной работы.

5. Анализ принесенных студентами на занятие детских книг с профессиональной точки зрения.

Задание для самостоятельной работы студентов:

Повторите теоретический материал о видах чтения. Прочитайте два «коротких» художественных произведения и выполните предложенные ниже задания:

Пример 1:

Правду высказать

Недолго,

А соврешь –

Придется долго,

Долго-долго
Долго-долго.

Может быть – из чувства долга –

Без конца

Придется врать.

Лучше

Времени не трать.

(Б. Заходер. «О преимуществах правды»)

Пример 2:

Сидел смущенно в обществе лжецов,

Молчал, словечка вставить не пытался.

И не заметил сам в конце концов,

Как, не сказав ни слова, и з о л г а л с я

(В. Берестов. Эпиграммы)

Задание: Вчитайтесь в эти произведения и попробуйте определить содержательную сущность каждого из них. О чем заставило вас задуматься 1-ое? А второе?.. Сходные или различные чувства пережили вы, читая их? Как сформулировать опыт, ради которого творил свое послание вам Заходер? А Берестов?..Для правильного и полноценного ответа нужно будет очень потрудиться! А поможет вам в этом стихотворный диалог двух поэтов – С.Я. Маршака и Б.В. Заходера.

С.Я. Маршак:

О чем твои стихи? – Не знаю, брат.

Ты их прочти, коли придет охота,

Стихи живые сами говорят,

И не о чем-то говорят, а что-то.

Б.В. Заходер:

Стихи нам что-то говорят,

Но не всегда.

Не всем подряд.

Так, что они (стихи Б. Заходера и В. Берестова сказали вам?.. Обдумайте и запишите ответ в тетрадь.

Задание: Изучите предложенный теоретический материал из пособия Н.Н. Светловской и выполните данные ниже задания.

«В основе чтения-общения лежит особая человеческая способность – способность запоминать не «чужие слова», а «чужой опыт». Эта способность принимая его, или отвергая, представляя, переживая, обдумывая, словом, «присваивая» путем личного духовного труда, чтобы делать выводы для себя, и создает постепенно из «двуногого животного» - Человека, потому что заставляет нас самих совершать всю обязательную для нашего очеловечивания интеллектуально-эмоциональную работу над собой в том именно объеме и в такой мере, на которые каждый из нас в данный момент способен – ни больше, ни меньше. Но, если постоянно и правильно работать над собой с помощью чтения и книги, эта способность будет развиваться – и чем дальше, тем продуктивнее. Таким образом, чтение-общение т в о р и т ч е л о в е к а.

Почему? Да потому, что личность, как вы знаете, формируется только в процессе общения того, кто становится человеком, с другими личностями. И качество становящейся личности однозначно зависит как от качества тех личностей, с которыми субъект, становящейся человеком, общается, так и от качества самого общения. Это аксиома. Маугли, выросший среди зверей и ставший человеком-героем, - это не более чем красивая сказка. А быль – это Алеша Пешков, который, несмотря на свои прекрасные задатки, так и не стал бы ни человеком, ни писателем, если бы не Смурый и другие люди, з а с т а в и в ш и е и приучившие его читать хорошие книги. Иногда, но реже, читать хорошие книги побуждают и приучают человека форсмажорные обстоятельства. Об этом, в частности, свидетельствует, например, исповедь вора-рецидивиста в его книге «Записки Серго волка». Словом, у чтения-общения результат всегда один : книга-собеседник помогает каждой человеческой «особи» найти себя и в меру задатков стать собой. Ведь хорошие, а главное – подходящие книги – это и есть то самое качественное окружение, которого чаще всего недостает растущему человеческому детенышу, чтобы превратиться в неповторимого человека, т.е. в личность. Надо только научить и приохотить его к тому, чтобы он захотел и сумел отыскать для себя среди книг то окружение, которое нужно и полезно именно ему… Повторю: главное - захотеть и научиться помогать себе и другим искать и находить подходящее книжное окружение. Конечно – занятие это не простое, но увлекательное, нужное и полезное. И вот за то, сделает над собой нужные нужные усилия обучающийся читать ребенок или не сделает, будет он трудиться над собой, чтобы стать человеком, или не будет ,ОТВЕЧАЕТ именно его первый УЧИТЕЛЬ, т.е. вы!..

Но вы отвечаете и за себя: «Врачу, исцелися сам!». Нельзя никого обучить тому, чего не любишь и не умеешь ты сам!..

Поэтому задумайтесь, нашли ли вы сами для себя такое окружение? Каково же оно? Ответьте! Ответ запишите в тетрадь (это обязательное задание). Кстати, тут же сформулируйте и то, п о ч е м у это окружение для вас должно быть таким и чему это окружение в с е г д а вас учит…

Подсказкой, побуждающей к профессионально целесообразным размышлениям и ответам, могут послужить для вас, например, такие произведения»:

Рассказ по картинке

На третьем уроке рассказ по картинке

(Висела она на доске):

Две девочки в поле бегут по тропинке

И что-то несут в узелке.

И трактор стоит вдалеке.

И каждый из нас

Из нескольких фраз

Составил рассказ,

Куда и зачем по тропинке

Девчонки бегут на картинке.

Звонок. Перемена. И снова звонок.

А я позабыть про картинку не мог,

Про трактор, который стоит вдалеке,

Про завтрак, который несут в узелке.

А может, не завтрак, но целый обед?

И сами сварили его или нет?

И кто они, эти девчонки?

Подружки? А может, сестренки?

И ночью мне было совсем не до сна:

Я девочкам этим давал имена.

(В. Берестов).

Злыдня.

…Назвали речку Злыдней, -

Что может быть обидней?

Она так весело текла,

Не причиняла людям зла.

Она текла среди камней,

Сбегала вниз с обрыва.

Плохое мнение о ней

Совсем несправедливо!

Она так весело текла,

Была прозрачнее стекла.

Она бежала вниз, журча,

И вдаль спешила снова…

Какой-то путник сгоряча

Ей бросил злое слово.

Забрел в овраг куда-то,

А речка виновата.

Теперь на долгие года

Ей называться Злыдней.

Остаться Злыдней навсегда,

Не причинив другим вреда,-

Что может быть обидней?

(А. Барто.)

Строгий отец

«Отец! Мы здесь живем в Крыму,

Покорны слову твоему,

Но мы хотим пойти туда…»

«Куда?»

«На Карадаг встречать рассвет!» -

«Нет!».

«Отец! Ты видишь склоны гор,

Там хорошо разжечь костер,

Он будет сверху виден всем…»

«Зачем?»

«Отец! Отец! Ты обещал,

Что мы увидим перевал,

Ты говорил, что мы пойдем…»

«Потом!»

«Отец! Есть бухта за горой,

Такой на свете нет второй.

И нас в поход зовут друзья…»

«Нельзя!»

«Отец! Отец! Скажи, когда

Ты нам ответишь словом «да»,

И что нам делать, наконец,

Скажи, отец!»

«Вы – дети! Вы должны меня

Не раздражать в теченье дня…

И понимать, в конце концов,

Что я похож на всех отцов!»

«Отец! Ты прав. Все это так.

Но мы идем на Карадаг

Твоим советам вопреки…»

«Да как вы смеете, щенки?!

Я тоже многого хочу

И в мыслях далеко лечу,

Но часто слышу я в ответ:

«Зачем?» «Потом!» «Не надо», «Нет».

А впрочем… ладно. Не беда,

Валяйте, братцы!»

«Можно?»

«Да!»

(С. Михалков)

Другие «подсказки»: «Однажды я разбил стекло» А. Барто, или «Долг» и «Велосипедист» В. Берестова, или «Пилот» и «Горнист» С.В. Михалкова (рекомендуем обязательно прочитать эти стихотворения!).

Задание: Задумайтесь, почему эти стихи - подсказка для вас? Что они вам подсказывают? И зачем?.. И почему в виде подсказки вам прежде всего предложены с т и х и , а не проза? Ответ запишите в тетрадь.

Семинар №19

Тема:Принципы организации читательской деятельности детей младшего школьного возраста

Цель занятия: рассмотреть и практически обосновать реализацию принципов организации читательской деятельности.

План занятия:

1.Проверка теоретического материала.

1) Организация читательской деятельности учеников начальной школы: из истории вопроса.

2) Принципы анализа художественного произведения: возможные подходы.

2. Выполнение практических заданий.

1) Логика правильной читательской деятельности в комплекте Р.Н. и Е.В. Бунеевых и комплекте Н.Н. Светловской, Т.С. Пиче-оол: сопоставительный анализ.

2) Формирование компонентов чтения-общения у младших школьников при чтении стихотворения А. Блока Зайчик: умение «увидеть» автора- собеседника, умение услышать его речь, умение запомнить эту речь, умение понять и представить все то, о чем говорит ребенку автор-собеседник, умение обдумать, пережить, то есть осмыслить сказанное собеседником, оценить значимость этой беседы «для себя».

Рекомендуемая литература:

1 Бегак Б.А. Классики в стране детства. – М., 1978.

2 Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / З.А. Гриценко. – М.: Академия, 2004. – 320 с.

Семинар №20

Тема:Критерии отбора художественных произведений для детского чтения и литературного образования

Цель занятия: проанализировать учебный материал по литературному чтению в начальных классах и выделить основные критерии отбора художественных произведений для детского чтения.

План занятия:

1. Проверка теоретических знаний:

ü фольклор и его воспитательная ценность;

ü авторские сказки и их значение;

ü многообразие современной детской литературы;

ü зарубежная литература в детском чтении.

2. Практические занятия по обеспечению литературного образования младших школьников, посредством знакомства с художественными произведениями.

Рекомендуемая литература:

1 Арзамасцева И.Н. Детская литература / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – М., 2001.

2 Бегак Б.А. Дети смеются. – М., 1983.

3 Бегак Б.А. Классики в стране детства. – М., 1978.

4 Белинский В.Г. О детской литературе / В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.В. Добролюбов. – М., 1983.

5 Будур Н.В. Зарубежная детская литература. – М.: Академия, 2000.

6 Очерки о детских писателях. Справочник для учителей начальных классов. – М.: Баласс, 2002.

7 Трыкова О.Ю. Современный детский фольклор и его взаимодействие с художественной литературой. – Ярославль, 1997.

8 Черебникова М.П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. – Ульяновск, 1995.

9 Чуковский К.И. От двух до пяти. – М., 1989.

10 Чуковский К.И. О художественном переводе. – М., 1988.

Семинары №21-22

Тема:Моделирование фрагментов организации читательской деятельности при работе с художественной и научно-познавательной литературой: проблема умений и навыка

Литература: Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение, М.: Академия, 2001. – С.49.

Цель занятия: формирование личности руководителя детского чтения, способного учитывать в воспитании квалифицированного читателя особенности учебного материала

План занятий 19-20

1. Проверка самостоятельной работы.

2. Занятие 19: моделирование фрагментов читательской деятельности при работе с художественным текстом: А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге», «Вурдалак». В Драгунский «Он живой и светится».

Занятие №20: : моделирование фрагментов читательской деятельности при работе с научно-познавательным текстом: рассказы С. Алексеева (по выбору студента), Н. Сладков «Загадочный зверь», В. Бианки «Мышонок Пик».

3. Самооценка уровня собственной читательской деятельности студентами.

Задание для самостоятельной работы студентов:

1. Чтение произведений А.С. Пушкина (в том числе наизусть) по выбору преподавателя (А.С. Пушкин «Анчар», «Вурдалак», «Русалка»).

2. Осмыслить вопрос, отчего из ХЛ выделяется ДХЛ, как особый раздел:

- Вспомнить и сформулировать понятие ХЛ.

- Вспомнить и сформулировать функции ХЛ.

- Подтвердить мнение С.Я. Маршака о специфике ДЛ.

Анализ и оценка собственной читательской эрудиции и умений

Попробуйте ответить на данные ниже вопросы, привлекая материал лекций и известных вам пособий по теории литературы.

1. Что такое ХЛ и чем она отличается от всех других разновидностей литературы?

2. Что надо знать о литературе нехудожественной?

3. Почему, читая ХЛ, над ней надо думать?

4. На чём прежде всего должно быть сосредоточено внимание читателя , если он хочет совершенствоваться в чтении-общении ХЛ?

5. Отчего из ХЛ выделяется детская ХЛ как особый раздел?

Прочитайте предложенный ниже материал и вернитесь вновь к поставленным вопросам.

Приступая к освоению обозначенного в теме раздела курса «ТЛ и практика ПЧД», надо сначала понять и запомнить, что такое проблема.

Проблема – это важный вопрос, от решения которого зависит продвижение к цели и в теории, и в практике.

Вопрос этот в какой-то мере (на данный день и час, однако никогда окончательно!),может быть решен в науке, но при этом, к глубокому прискорбию, не только не решен, а даже не поставлен работником-практиком, хотя этот вопрос должен был бы постоянно привлекать внимание практиков и уже может быть решен в практике, если бы от практиков требовали соответствия в работе уровню развития современной науки. Самое же важное для вас и удивительное для нас, специалистов, состоит именно в том, что проблемы, о которых ниже пойдет речь, именно такими и являются: наукой они разрешены уже в 70-е годы XX века, а учитель начальных классов все еще не может состояться как читатель-профессионал, поскольку он сам проблемные вопросы, составляющие суть его обязательной подготовки к обучению младших школьников чтению, по разным причинам перед собой не ставит. Не делает этого почему-то и официальное руководство РФ, а потому учителя следят за тем, как эти вопросы решаются в базовых для их практической профессиональной читательской деятельности науках. А в каких это науках? Назовите!

Да, в науке о становлении человека средствами чтения-общения и в литературоведении как науке о ХЛ.

Теперь обратимся к первому из такого рода проблемных вопросов, а именно к вопросу о том, насколько отчетливо представляет себе учитель начальных классов, что такое ХЛ и чем она отличается от других видов литературы.

Из курса «Детской литературы » (см. гл. IV кн.: «Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение») вы знаете, что художественная литература – это основной учебный материал для обучения младших школьников чтению-общению, что это вид искусства, причем искусства всесторонне действующего на человека, искусства, если можно так выразиться, всеобъемлющего, словесного, которое – в отличие от всех прочих искусств – при целенаправленном и правильно включенном в человеческую жизнь (особенно в жизнь ребенка) обучении развивает в том, к кому оно обращено, и ум, и чувства, и волю – разумеется, в меру сил и способностей каждого обучающегося.

Задание № 1. Вспомните и повторите, а если нужно, перечитайте и изучите вступление к статье В.Г. Белинского «Разделение поэзии на роды и виды».

Напомним основное содержание этого вступления.

1. Если любое искусство – это «мышление в образах» и потому «непосредственное содержание истины», то художественная литература (или поэзия) – это, по мнению В.Г Белинского, высший вид искусства.

2. Правомерность данного утверждения становится очевидной, если сравнить ХЛ с другими видами искусства. Действительно, трудно не согласиться, что «архитектура» - это еще не мысль, воплотившаяся в художественную форму, но художественная форма, только еще «намекающая на мысль»; скульптура – «схватывает только один момент мысли лица, положение тела», ограничиваясь главным образом внешними его формами; живописи доступен весь человек и его окружение, да еще и внутренний мир души, но снова лишь одномоментно: звуки музыки «много говоря душе, ничего не выговаривают ясно и определенно уму»… А поэзия, т.е. ХЛ?!

3. Поэзия, - как считает В.Г. Белинский, - выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление (если читатель умеет и привык всё это находить в ней, читая ХЛ, - добавим мы).

Вывод один: «…поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из искусств. Поэзия представляет собою всю целость искусства, всю его организацию и, объемля собою все его стороны, заключает в себе ясно и определенно все его различия» (с.224).

Одним словом, художественная литература – сложнейший, всеобъемлющий вид искусства и потому полноценное ее восприятие без специального обучения для большинства людей практически невозможно.

Как вид искусства, художественная литература не только дает нам новые знания, но вызывает у хорошего, обученного читателя эмоционально-эстетическую оценочную реакцию на то, что он как бы увидел за страницами текста, и это увиденное нередко влияет на него значительно более сильно, чем сама жизнь, хотя ХЛ – это, конечно же, не жизнь. Художественная литература – это образное отражение жизни художником слова, нацеленное на то, чтобы это образное отражение воспринималось нами как правдоподобие жизни. И чем мы лучше подготовлены к чтению-общению, тем ярче мы видим за текстом ЛХП изображенное там художником правдоподобие жизни, тем лучше понимаем и острее чувствуем происходящие и представленные нам писателем события и явления, а следовательно, тем сильнее воздействует на нас т<

Наши рекомендации