Тема: Литературные роды, виды и жанры

План занятия

1. Проверка усвоения теоретического материала.

· Родовая принадлежность произведения.

· Эпос.

· Драма.

· Лирика.

· Литературные жанры. Понятие о жанре. Системы жанров в литературном процессе. Основные принципы жанровой классификации литературных произведений. (Поспелов)

· Эпические жанры. Какие романы, адресованные младшим школьникам Вам известны? (См Литература 4, с.54). Какие из них Вы читали? В чем отличие таких жанров, как повесть и рассказ?

· Драматические жанры. Назовите драматические произведения, адресованные младшим школьникам. Какие пьесы-сказки С.Я. Маршака Вы читали?

· Лирические жанры.

· Лиро-эпические жанры.

2. Проверка выполнения практических заданий 2-4 Самостоятельной работы студентов.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов.

1) Перечитайте статью В.Г. Белинского «Разделение поэзии на роды и виды». Ответьте на следующие вопросы:

а) Что автор называет поэзией?

б) На какие роды он делит всю поэзию?

в) какие виды выделяет внутри каждого рода?

г) Далее ответьте на вопросы на стр.13 пособия О.В. Сосновской и заполните предложенную на стр.13 Таблицу1.

2) Подготовьтесь к обсуждению на занятии вопроса «Насколько важно для овладения спецификой детского чтения разделение поэзии на роды и виды?» (Дополнительная литература 9, с.-172-185). Помочь разобраться в сложной иерархии литературных произведений помогут схемы на с.182-184. Рекомендуем перенести их в Словарик литературоведческих терминов.

3)Выполните задание 2 (с.184) из того же пособия Н.Н. Светловской, Т.С. Пиче-оол письменно,попробуйте привести пример таких произведений из современной детской литературы для младших школьников. Можете обратиться к известным вам словаорям литературоведческих терминов. Например: Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М. Педагогика, 1987 и послед. При поиске произведений можете воспользоваться следующими адресами Интернет-ресурсов для детского чтения.

http://www.rgdb.ru - Сайт Российской государственной детской библиотеки
http://bibliogid.ru – БиблиоГид
http://deti.spb.ru– Региональный сайт детских библиотек Лениградской области под руководством ЛОДБ
http://ch-lib.ozersk.ru – Сайт Централизованной системы детских и школьных библиотек г. Озерска.
http://www.dedushka.net – Детская сетевая библиотека
http://www.skazka.com.ru– Сайт «Сказки»
http://lel.khv.ru/poems – Стихи и песни для детей
http://lib.ru– библиотека Максима Мошкова.
http://www.murzilka.org – Журнал «Мурзилка»
http://www.kostyor.ru/main.html– Журнал «Костер»
http://www.cofe.ru/read-ka – Сказочный альманах «Почитай-ка».

4) Определите жанровую принадлежность (приведите убедительные аргументы) одного-двух произведений из данного списка. Знакомиться с данными текстами рекомендуем обязательно в детском издании.

1. Майн Рид. Затерянные в океане.

2. И. Туричин. Крайний случай.

3. В.В. Бианки. Мышонок Пик.

4. Н.И.. Сладков. Планета чудес.

5. Н.К. Чуковский. Морской охотник.

6. Л. Давыдычев. Лелишна из третьего подъезда.

7. А.С. Пушкин. Руслан и Людмила.

Семинар №3

Тема:Литературное произведение как целостная структура

Литература : О.И. Федотов Основы теории литературы: Учеб. Пособие для студ. высш.уч.заведений: В 2 ч. – М.:Владос, 2003. – Ч.1 (главы 4-Дополнительная литература указана в «Вопросах для подготовки»

Цель занятия:сформировать представление о литературном произведении как целостной структуре.

1. Проверка теоретических знаний

o Понятие художественной целостности.

o Соотношение окончательного текста произведения и черновиков.

o Проблема соотношения формы и содержания в художественном произведении.

2. Практическая работа.

1.Форма и содержание художественного произведения: определение идеи, темы и проблематики художественного произведения (русская народная сказка «Заяц-хваста» в пересказе Л.Толстого).

Литература: Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2000.Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995. Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины. – М., 1999.

2.Сюжет.Определение сюжета и фабулы художественного произведения. Термин «архитектоника». Соотношение сюжета и фабулы художественного произведения – на материале рассказа Л. Пантелеева «Честное слово».

3. Выстроить описанные в рассказе события в хронологическом порядке.

· Составить план сюжета и план фабулы.

· Указать места хронологических смещений.

· Объяснить сюжетную логику текста.

4. Композиция сюжета. Понятие композиции. Анализ композиции стихотворения А.С.Пушкина «Цветок».Характеристика следующих композиционных приемов: повтор, параллелизм, противопоставление, отступление, вставной эпизод. Анализ композиции сюжета:

5. Система персонажей в произведении

· Соотношение понятий «герой», «персонаж», «(действующее) лицо». Образ-пейзаж, образ-интерьер, образ-ситуация в произведениях детской литературы.

· Понятие системы персонажей.

· Проверка самостоятельной работы по созданию системы персонажей.

Задания для самостоятельной работы

· Создать и объяснить системы персонажей произведений А.Гайдара «Голубая чашка», «Дальние страны», «Судьба барабанщика» (произведение по выбору студента).

· Перечитайте программные произведения К.Г. Паустовского, Б.С. Житкова, С.В. Михалкова, С.Я. Маршака, В.В. Бианки (автор по выбору студента). Установите, какие композиционные формы предпочитаются выбранным Вами писателем. Попробуйте объяснить – почему?

· Объяснить принцип композиционной организации сюжета в рассказе К. Паустовского «Заячьи лапы».

Семинар № 4

Тема: Общее понятие о литературном произведении как литературном явлении и проблемах, связанных с его осмыслением.

План занятия

1. Проверка теоретических знаний.

1. Что такое литературное произведение как литературное явление?

2. Чем вызваны и в чем состоят объективные трудности воссоздания читателем мыслей и чувств, заложенных в ЛХП его автором?

3. Каково содержание понятий «целостность» и «самодостаточность» ХЛП и как они соотносятся друг с другом?

2. Практическая работа по применению знаний

4. Анализ избранных русских народных песенок (например, «Тень-тень-потетень»), а также народных и литературных сказок (например, «Заяц-хваста», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», перевод А.В. Ганзен) с точки зрения «вычитывания» заложенного в них опыта. Работа с детскими изданиями.

Задания для самостоятельной работы

1. Чтение художественных произведений из плана занятия.

2. Сопоставление различных переводов сказки «Дюймовочка».

3. Работа с детской книгой как инструментом для чтения.

Текущий контроль: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, проверка ведения Словаря Литературоведческих терминов.

Литература:

1. Н.Н. Светловская. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности. – М, 1993.

2. Н.Н. Светловская и Т.С. Пиче-оол «Учим читать книги». – М: 2006.

3. Н.Н. Светловская. Из истории методики обучения читателя в России. Лекционно-практический курс. – М: Мегатрон, 2000.

4. В.Г. Белинский. Разделение поэзии на роды и виды (статья).

5. Заяц-хваста (русская народная сказка).

6. Тень-тень-потетень (русская народная песенка).

7. Г.Х. Андерсен. Дюймовочка (перевод А.В. Ганзен).

Семинары №5

Тема: Содержание и форма литературно-художественного произведения. Тема. Идея. Сюжет и фабула

Цель занятия: рассмотреть основные компоненты содержательно-формальной стороны художественного произведения, их соотношение и взаимовлияние.

План занятия:

1. Проверка теоретических знаний:

ü понятие о содержании и форме как неразрывно связанных сторонах художественного текста;

ü тема художественного произведения;

ü идея художественного произведения;

ü пафос художественного произведения;

ü сюжет и фабула, их соотношение, основные и факультативные элементы сюжета, различные трактовки понятий.

2. Практические задания по овладению навыками выделения всех названных компонентов в конкретных текстах литературы для детей (Л.Н. Толстой «Акула», Л. Пантелеев «Честное слово», В. Бианки «приспособился»), В. Берестов «Рассказ по картинке», «Как хорошо уметь читать!», К. Паустовский «Барсучий нос» и др.).

Рекомендуемая литература:

1 Введение в литературоведение: Учеб.пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш.шк., 2004. – 680 с.

2 Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977.

3 Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М., 1987.

4 Хрестоматия по теории литературы / Сост. Л.Н. Осьмакова. – М., 1982.

Самостоятельная работа студентов:

1. Прочитать указанные в плане занятия произведения.

2. Изучить теоретическую литературу и подготовить ответы на вопросы:

1. - Какие компоненты и структуры и как обеспечивают целостность и самодостаточность ЛХП?

2. - В чем состоит значимость учета формы и содержания ЛХП для читателя?

3. Подобрать примеры из детской литературы элементов сюжета ЛХП (основных и факультативных) и разновидностей композиций ЛХП

Текущий контроль: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, проверка ведения Словаря Литературоведческих терминов.

Семинар №6

Тема: Единство формы и содержания. Содержательные компоненты и структуры, организующие ЛХП как единый художественный образ, или предмет из слов.

План занятия:

1. Целостность и самодостаточность художественного произведения.

2. Виды пафоса.

3. Анализ произведения А. Куприна «Барбос и Жулька». Тема и идея произведения.

4. Анализ произведения А.С. Пушкина «Узник».

5. Анализ русских народных сказок (по выбору).

Самостоятельная работа студентов:

1. Прочитать указанные в плане занятия произведения, попытаться разыскать их и принести на занятие в детских изданиях.

2. Определить пафос этих произведений.

3. Найти в современных школьных хресмтоматиях по чтению произведения, данные в отрывках. На примере двух-трех отрывков сделать вывод о том, к чему приводит «лоскутная» подача художественного произведения.

Рекомендуемая литература:

1. В. Аксенов. Искусство худ. слова./ Под общ. ред. действ. члена АПН РСФСР В.Н. Шацкой. – М., Изд. АПН РСФСР, 1962, с.88

2. Словари литературных терминов (любые).

3. Н.Н. Светловская. О ЛП и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. Статья 2. Журнал «Начальная школа», №5, 6, 2005

4. Н.Н. Светловская. Введение в науку о читателе. М, «Академия», 1998.

5. Н.Н. Светловская. О ЛП и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. Статья 2. Журнал «Начальная школа», №5, 6, 2005

6. О.И. Федотов. Основы теории литературы, М., 2003.

7. Б.В. Томашевский. Теория литературы: Поэтика, М: Л, 1930, с.93, 134.

8. Энциклопедический словарь юного литературоведа

Текущий контроль: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, проверка ведения Словаря Литературоведческих терминов.

Семинар № 7

Наши рекомендации