Закономерности литературного процесса
1. Стадиальность литературного развития.
2. Литературный процесс как процесс смены литературных направлений.
3. Классицизм. Классицизм в детской литературе.
4. Сентиментализм. Сентиментализм в детской литературе.
5. Романтизм.
6. Реализм как литературное направление. Реализм в детской литературе.
7. Особенности современного этапа развития литературы, сочетание в ней реалистических, модернистских и постмодернистских тенденций.
8. Русская классическая литература, ее специфика и место в литературном процессе.
Самостоятельная работа студентов:. Прочитайте Главу 5 из пособия Н. Н. Светловской «Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности» и подготовьте ответы на вопросы:
1) Каковы ведущие термины и понятия данной темы?
2) Возможности систематизации ХЛП в рамках литературного процесса.
3) Знания о литературном процессе и их профессиональная оценка учителем начальных классов.
4) Словосочетание «русская классическая литература» как термин.
2. Прочитайте и законспектируйте по любому из имеющихся у Вас учебников (например В.Е. Хализев.Теория литературы. -М.: Высшая школа, 1999 или Электронный ресурс: http://philologos.narod.ru/texts/halizev-litproc.htm) материал темы «Литературный процесс».
3. Выпишите в Словарь литературоведческих терминов ведущие понятия данной темы.
4. Повторите уже имеющиеся у Вас знания из истории литературы о сущности каждого современного литературного направления (символизм, экспрессизм, неореализм. Модернизм, постмодернизм, постреализм) и отразите результаты самостоятельной работы в тетрадях.
5. Выпишите в Словарик определение понятия «Литературная школа».
Текущий контроль:фронтальный опрос, проверка Словаря литературоведческих терминов, индивидуальный опрос, проверка выполнения самостоятельной письменной работы.
Лекция №16
Теория литературы – одна из научных основ читательской деятельности
1. Теория литературы как раздел особой науки и обязательная часть подготовки учителя начальных классов к обучению младших школьников чтению художественной литературы.
2.Изучение вопроса о родах, видах, жанрах, типах литературы в истории науки и на современном этапе.
3.Как и чем связана теория литературы с теорией формирования типа правильной читательской деятельности и с чтением-общением
Самостоятельная работа студентов:
Прочитайте Тему 3 из пособия Н. Н. Светловской «Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности» и подготовьте ответы на вопросы:
1) Как связаны понятия теория и наука и что они означают?
2) Что такое «теория литературы»? Какая наука является ее истоком? Что изучает?
3) Почему мы будущий учитель начальных классов должен профессионально освоить основные выводы (теории) этой науки?
4) Как и чем связаны теория литературы и ТФ ТПЧД?
Лекции №17-18
Теория формирования читательской самостоятельности младших школьников.
1. Из истории создания теории формирования типа правильной читательской деятельности.
2. Система основных понятий теории формирования читательской самостоятельности.
3. Тип правильной читательской деятельности.
4. Читательская самостоятельность.
5. Книга как инструмент для чтения.
6. Читатель квалифицированный и неквалифицированный.
7. Читательский кругозор и его характеристики.
Самостоятельная работа студентов:
1. Разыщите и принесите на занятие разные типы детских книг по формату и наполняемости литературными произведениями.
2. Составьте вопросы для определения читательского кругозора первоклассников.
3. Определите широту, глубину и упорядоченность собственного читательского кругозора.
Лекция №19
Понятие читательской деятельности. Освоение способов работы с текстом
1. Метод чтения-рассматривания детских книг.
2. Логика правильной читательской деятельности.
3. Интерес к чтению и читательский интерес.
4. Основные виды читательской деятельности и их характеристика.
5. Чтение механическое. Чтение информативное. Чтение-общение как универсальный вид читательской деятельности.
6. Компоненты чтения-общения.
Самостоятельная работа студентов:
1. Прочитайте Тему 2 из пособия Н. Н. Светловской «Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности» и подготовьте ответы на вопросы:
1. Чтение как благо и зло.
2. Какие основные виды читательской деятельности Вы узнали? Каковы их характеристики?
2. В чем опасность информативного чтения? Приведите примеры.
Лекция №20
Принципы организации читательской деятельности учащихся начальных классов.
1. Из истории формирования читателя в России. Три системы внеклассного чтения, их достоинства и недостатки.
2. Обучение младших школьников логике правильной читательской деятельности.
3. Принципы анализа художественного произведения: возможные подходы.
4. Формирование компонентов чтения-общения у младших школьников: умение «увидеть» автора- собеседника, умение услышать его речь, умение запомнить эту речь, умение понять и представить все то, о чем говорит ребенку автор-собеседник, умение обдумать, пережить, то есть осмыслить сказанное собеседником, оценить значимость этой беседы «для себя».
Лекция №21
Критерии отбора учебного материала для чтения и литературного образования детей младшего школьного возраста.
1. Понятие «учебный материал по чтению». Можно ли считать хрестоматию учебным материалом для обучения чтению.
2. Книга как учебный материал. Особенности детской книги как инструмента для чтения.
3. Виды детских книг. Основные классификации детских книг. Книги «хорошие» и «плохие».
4. Виды книг, адресованных только детям (книжки-игрушки). Круг чтения как методическое понятие.
5. Важнейшие параметры систематизации круга чтения. «Золотой фонд» литературы для детей. Книги о писателях как сектор круга детского чтения.
6. Основные критерии выбора книг на каждом из этапов обучения.
Самостоятельная работа студентов:
1. Подготовьтесь продемонстрировать на занятии «хорошие» и «плохие» образцы детских изданий.
2. Разыщите и принесите на занятие разные виды книжек-игрушек. Подготовьтесь представить одну книгу на занятии.
3. Продемонстрируйте одну книгу из «золотого фонда». На основании каких параметров Вы отнесли эту книгу в данный сектор круга детского чтения?
Лекция №22