Художественный мир произведения

1. Художественный мир произведения как совокупность всех его формально-содержательных элементов.

2. Субъектный уровень (уровень организации повествования) художественного произведения. Сюжетно-композиционная организация произведения.

3. Пространственно-временная организация произведения (понятие хронотопа).

4. Система персонажей. Моноцентричный и полицентричный художественные миры.

5. Способы изображения героя: портрет, речь, психологизм, формы поведения, цепь поступков, взаимодействие с другими героями. Художественный конфликт. Художественная речь. Характер образности. Стиль.

Самостоятельная работа студентов (3 часа):

1) Прочитайте и кратко законспектируйте главу 13 «Читатель и “внутренний мир” литературного произведения. Художественное время, пространство, событие» из «Хрестоматии для студентов филологических факультетов»
(Автор-составитель Н. Д. Тамарченко). (Электронный ресурс: http://www.bsu.ru/content/hec/hr/hr13.html. Дата обращения 15 сентября 2011г)

2) Выделите такие определения художественного пространства и времени, которые так или иначе отграничивают их природу и основные свойства от реального времени и пространства, характеризующих не мир героя, а мир автора и читателя. По каким именно признакам и критериям проводится такое отграничение?

3) Выпишите несколько определений системы персонажей из Темы 20 «Система персонажей и авторская позиция» указанного выше пособия (Электронный ресурс:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Tamar/20.php. Дата обращения 15 сентября 2011г). Какая из трактовок представляется Вам наиболее обоснованной?

Лекция №8

Язык художественного произведения

1. Стилевое многообразие художественного текста.

2. Особенности языка художественного произведения. Лексические средства художественной выразительности.

3. Тропы (эпитеты, сравнения, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония и т.п.).

4. Синтаксические средства художественной выразительности. Фигуры.

Самостоятельная работа студентов:

1. Прочитайте главу «Тропы и фигуры» из пособия по риторике (Электронный ресурс: http://ayp.ru/library/ritorika-osnovy-teorii/5327. Дата обращения 21 сентября 2011.). Какую классификацию фигур дал Цицерон?

2. Выпишите высказывание Ю.М. Лотмана о соотнесенности тропов с определенными эпохами.

3. Выпишите в литературоведческий словарь примеры тропов из художественных текстов, приведенные в данной главе (по одному-два примера).

Лекция №9-10

Основы стиховедения

1. Метр и ритм.

2. Размер.

3. Рифма. Виды рифм.

4. Строфа.

5. Основные типы стихотворной интонации (элементы смелодики стиха).

6. Общекультурные и специальные знания, необходимые учителю для умения ценить и читать стихи.

Самостоятельная работа студентов:

1. Воспользуйтесь литературоведческими словарями и выпишите в Ваш словарик литературоведческих терминов определения следующих понятий:

акцентный стих,

аллитерация
анжабаман (enjambement)
ассонанс
белый стих
венок сонетов
верлибр
вольный стих
гекзаметр
дактиль
звукопись
клаузула (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая)
мелодика
октава
онегинская строфа
пиррихий
размер
рифма
ритмика
силлабика
силлабо-тоника
спондей
стансы
стих
стопа
строфа
тоническое стихосложение
фоника
цезура

2. Прочитайте стихи, приведенные ниже. Попробуйте определить размер (задание выполняется в тетрадях для практических работ) На Арбате в магазине,За окном устроен сад.Там летает голубь синий,Снегири в саду свистят.(А.Барто. «Снегирь»). Уснули телята, уснули цыплята,Не слышно веселых скворчат из гнезда.Один только мальчик – по имени Ванька,По прозвищу Встанька – не спит никогда…(С.Я. Маршак. «Ванька-Встанька»).

3. Обратили ли вы внимание на разницу в звучании стихов, написанных двусложным или трехсложным размером? В чем же это различие? Попробуйте объяснить (письменно). Давая объяснение, не забудьте, о единстве формы и содержания в подлинных ЛХП. Проверьте ваше мнение, обратившись к другим стихам, написанным двусложным или трехсложным размером. Сопоставьте их звучание и содержание. Ответ обсудите в группе.

4. Тому, кого вопросы стиховедения и стихосложения интересуют глубоко, при размышлениях о взаимозависимости двусложных или трехсложных размеров с содержанием художественного . стихотворного текста надо знать, что эта проблема в теории литературоведения исследована недостаточно. Поэтому мы располагаем лишь ответами-гипотезами. Два из них вы можете найти , прочитав работу М.Л. Гаспарова «Метр и смысл». – М, 1999.

5. Определите виды рифм в следующем отрывке (письменно):

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык

И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.

Лекции №11-12

Принципы анализа художественного произведения Автор, герой и читатель в художественном произведении.

2. Описание и анализ. Контекстуальное изучение.

3. Роль читателя в литературном процессе. Участие читателя в процессах творчества и восприятия.

4. Автор как субъект словесно-художественного произведения. Типология авторства. Терминология персонажа.

5. Персонаж и характер. Портрет. Средства раскрытия характера.

6. Система персонажей в произведении. Природа. Пейзаж. Время. Пространство. Элементы сюжета.

7. Типы авторской эмоциональности. Образ как форма выражения содержания в художественной литературе.

8.Герой, автор, читатель в художественном произведении.

Самостоятельная работа студентов:

1. Прочитайте и кратко законспектируйте главу 1 «Источник информации в художественном тексте из книги Е.В. Джанджаковой «Стилистика художественного прозаического текста (Структурно-семантический аспект)». (Электронный ресурс: http://philologos.narod.ru/dzhandz/stylprose.htm.Дата обращения 29 сентября 2011). Ответьте на вопросы

1) Какие три композиционных типа повествования Вам теперь известны?

2) Связан ли тип повествования с типом содержания?

3) В каких случаях наблюдается усложнений ликов повествователя?

2.Выполните Задание 8 из указанного выше пособия: Сравните в двух редакциях рассказа Чехова «Шуточка» употребление разговорно-просторечной лексики и фразеологии, а также иноязычных вкраплений. Как это отражается на образе рассказчика, персонажа, «читателя» и собственно авторской позиции? (http://philologos.narod.ru/dzhandz/stylprose.htm#_chv). Тексты даны в Приложении.

3. Определите тип повествования в рассказах К. Паустовского «Заячьи лапы» и «Барсучий нос», в сказке П. Ершова «Конек-горбунок».

Лекции №13-15

Наши рекомендации