Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки

Урок развития речи

I. Королевич Елисей. Победа добра над злом
Заканчиваем разговор по эпизодам, выразительно читаем каждый отрывок, работаем с лексикой и ритмом сказки.
Эпизод восемнадцатый. «К красну солнцу наконец // Обратился молодец...»
Эпизод девятнадцатый. «Только месяц показался, // Он за ним с мольбой погнался...»
Эпизод двадцатый. «Елисей, не унывая, // К ветру кинулся, взывая...»
Обратим внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число три: столько раз королевич обращается к силам природы.
— Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру?
Обращения Елисея к солнцу, месяцу и ветру приближают пушкинскую сказку к фольклорной. В них проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении главного вопроса:

Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?

Эпизод двадцать первый. «И о гроб невесты милой // Он ударился всей силой...»
— Найдите эпитеты в этом отрывке. Какое настроение создает автор с их помощью?
— Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту?
Строки о королевиче Елисее звучат сказочно-романтической кульминацией: «И о гроб невесты милой // Он ударился всей силой».
То, что хрустальный гроб будет разбит и царевна оживет, становится ясно. Мы ожидаем именно счастливой кульминации и развязки.
— Нравится ли вам иллюстрация Е. Пашкова к этому эпизоду сказки (с. 107 учебника)? Почему?
— Сравните строки: «И молва трезвонить стала: // Дочка царская пропала!» — со словами: «И трубит уже молва: // Дочка царская жива!» В чем разница настроения и музыкального тона этих строк? В чем причина этой разницы? (12-й вопрос учебника, с. 109.) Какие картины вам представляются, когда вы слышите эти строки?
Первое двустишие звучит неуверенно, второе — уверенно, утверждающе, радостно. Разницу в настроении и музыкальном тоне строк создают звуки, из которых складываются слова. Например, слово трезвонить начинается теми же буквами, что и слово трубит. В первом случае неуверенность, ощущение надтреснутости создает мягкий звук [р’], сочетание [зв], второе двустишие звучит уверенно ([р] твердый, четко слышится звук [у]), его укрепляет слово «уже», в котором тоже звук [у].
В первом двустишии ударение падает на предпоследние слоги строк, и это тоже создает впечатление неуверенности. Во втором двустишии ударение на последних слогах строк, и это помогает утверждению чувства радости.
Эпизод двадцать второй. «Лишь ее похоронили, // Свадьбу тотчас учинили...»
Заметим, что злая мачеха сидела «в ту пору без дела».
— Отчего умерла злая царица?
— Какие качества царевны вознаграждаются в сказке?
Кротость, доброта и терпение вознаграждаются. Девушка становится королевной. Однако она не поступает подобно своей мачехе.
— Сравните финал сказки Пушкина и немецкой сказки «Белоснежка и семь гномов».
В немецкой сказке падчерица заставляет злую мачеху на своей свадьбе плясать в раскаленных железных башмаках до тех пор, пока та не умирает. Пушкинская царевна не делает и не может сделать такого. Она остается искренней и светлой в своих словах, обращенных к людям: «Всех я вас люблю сердечно...»
— Какой традиционный элемент русской народной сказки вводит автор в свою сказку?
Ученики находят и читают концовку.
II.Самостоятельная работа по стилистике сказки А. С. Пушкина
Письменно выполняем задание рубрики учебника «Будьте внимательны к слову» (с. 109). Из предложенных в учебнике выражений выпишем только те, которые могут встретиться лишь в авторской сказке: восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, в горести душевной, сотворив обряд печальный, вдруг погасла жертвой злобе.
Трудность могут вызвать фразы: с мольбой погнался, трубит уже молва. Остальные перечисленные в учебнике выражения характерны для народной речи.
Пятиклассники работают самостоятельно, затем зачитывают выписанные выражения, обсуждают правильность выбора.
III. Музыкальность пушкинской сказки
Обратимся к вопросам рубрики учебника «Живопись, музыка, кино, театр» (с. 109—110). Предложим ученикам 3-й вопрос:
— Какая музыкальная мелодия, по вашему мнению, — грустная или веселая, быстрая или медленная, резкая, четкая или плавная — могла бы сопровождать стихотворные строки, посвященные первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?
Дадим детям возможность высказаться. Строки, посвященные первой царице, могла бы сопровождать медленная, плавная и грустная мелодия. Строки, посвященные царевне, — не очень быстрая и тоже плавная; царице-мачехе — резкая мелодия с перепадами ритма, т. е. то быстрая, то медленная. Богатырям соответствует четкая, веселая, удалая музыка. Елисею — лирическая и в то же время решительная.
— Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны?
Подготовленный ученик расскажет, что по сказкам А. С. Пушкина Н. А. Римским-Корсаковым созданы оперы «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», Д. Д. Шостакович написал оперу по «Сказке о попе и о работнике его Балде». Б. Кравченко написал детскую комическую оперу «Ай да Балда!». Наиболее известна опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила», написанная по одноименной поэме Пушкина.
Фрагменты этих музыкальных произведений использовались режиссерами при создании мультфильмов по пушкинским сказкам.
Хорошо, если у учителя будет возможность дать детям послушать несколько заранее выбранных отрывков из этих произведений.
По «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина поставлены художественный фильм и мультфильм. Существуют два диафильма: с рисунками художников Е. Мешкова и Л. Панова. Если кабинет литературы достаточно оснащен, можно посмотреть фрагменты фильма или одного из диафильмов.
IV. Выразительное чтение наизусть отрывков сказки
Оставшееся время слушаем выразительное чтение наизусть тех эпизодов, которые ученики готовили дома.
Домашнее задание
Прочитать поэму «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина. Подготовиться к уроку внеклассного чтения (исходя из замысла учителя).





Наши рекомендации