Лирика Лермонтова: темы, образы и мотивы

Художественный мир Лермонтова настолько тонок и многогранен, что вряд ли возможно пронумеровать и разложить по полочкам все темы, им затронутые, и образы, им созданные. Однако можно выделить ос­новные мотивы, которые красной нитью проходят через все творчество поэта. Среди них — тема родины, сво­боды, одиночества, поэта и поэзии и, конечно же, тема любви. Эти темы, безусловно, не новы, но в творчестве Лермонтова они получили своеобразное развитие.

Пожалуй, самой знаковой для поэта стала тема сво­боды. Она является определяющей во всей его лирике, как бы пронизывая все произведения. Пожалуй, это то, без чего Лермонтов не был бы Лермонтовым. Свобода — это его муза, его идеал. Окружающий мир, общество с его несовершенством почти всегда — противополож­ность свободе. Образ тюрьмы, например, в стихотворе­нии «Узник», на мой взгляд, следует трактовать широ­ко: как символ не только физического, но и духовного закрепощения личности. Лермонтовское свободолюбие стихийно, буйно, безудержно и бесстрашно.

ще одна отличительная черта лирического героя Лермонтова — вечное одиночество. Мотив одиночест­ва придает стихам поэта нотки таинственной печали, задумчивой, но светлой грусти. Так, например, в сти­хотворении «На севере диком» одиночество трагично, безысходно. Оно воплощено в образах сосны и паль­мы, которым никогда не суждено сблизиться. Здесь природа как бы повторяет человеческие судьбы. Лер­монтов часто использует и прием противопоставле­ния. В стихотворении «Тучи», написанном перед отъ­ездом в ссылку, он противопоставляет беспечность и холодность тучек тяжелой судьбе человека, которо­му его изгнанничество приносит душевные страдания. Но, наверное, самое «одинокое» стихотворение Лер­монтова — «Парус». Ощущение уязвимости паруса увеличивается за счет сопоставления с громадным простором моря, в руках которого он не более чем хрупкая игрушка.

Мотив одиночества важен и для гражданственной лирики; герой поэта одинок в обществе, у себя на ро­дине; одинок в своем несогласии с системой.

Тема родины по-разному преломляется в стихах Лермонтова. С одной стороны, в его гражданственной лирике нередки прямые выпады в сторону несправед­ливого государственного устройства николаевской Рос­сии. Так, например, в стихотворении «Жалобы турка» поэт, проводя параллели между жестким турецким де­спотизмом и русским обществом (сравнение отнюдь не в пользу последнего!), с сожалением констатирует:

Там стонет человек от рабства и цепей!..

Друг! этот край… моя отчизна!

Но, пожалуй, наиболее открыто и дерзко звучит со­циальный протест в стихотворении 1841 года «Прощай, немытая Россия». Лермонтов безжалостно обличает «па­шей» (снова параллель с турецким деспотизмом), клей­мит позором тех, кто этот позор заслужил. Однако нуж­но признать, что в этих строках слышится не только ос­корбительная ирония, но и глубочайшая скорбь. Поэту небезразлична судьба «страны рабов, страны господ», которая так несправедлива и неблагосклонна к нему.

Лермонтов презирает государство, но не страну. И несмотря на свое часто враждебное отношение к ус­тройству общества, он не может не любить родину. Эту «странную любовь» он выразил в стихотворении «Родина», создав живой, удивительно поэтичный образ России. В начале стихотворения сам поэт определяет, что значит для него любить родину. Общепризнанные ценности отходят для него на второй план; его привле­кают совершенно другие вещи, простые, привычные, но очень близкие душе поэта. Лермонтов не пытается приукрасить, идеализировать русскую жизнь, как это часто делают писатели, считающие себя народными. Поэт просто правдиво изображает то, что находит жи­вой отклик в его сердце. Сельская жизнь показана здесь такой, какая она есть, безо всякой ретуши, без приторного умиления.

Хоть Лермонтов и говорит, что равнодушен к «сла­ве, купленной кровью», в стихотворении «Бородино» все же явно чувствуется гордость автора за славное прошлое своего народа. Но и здесь Лермонтов выходит за привычные рамки, показав знаменитое сражение глазами простого солдата, дав тем самым объективную оценку историческим событиям, свободную от излиш­него пафоса, ханжества и ура-патриотизма.

Тема родины в творчестве Лермонтова тесно пере­плетается с темой поэта и поэзии, потому что поэт не­однократно подчеркивает социальное предназначение поэта. В произведениях, где затрагивается тема по­эзии, звучит позиция Лермонтова относительно роли поэта в обществе: поэт должен быть пророком и бор­цом за справедливость и свободу. В стихотворении «Поэт» (1838) Лермонтов осуждает тех своих собратьев по перу, чьи строки, утратив былую остроту и силу, стали ненужным украшением, подобно боевому кинжа­лу, висящему на стене. Лермонтов убежден, что поэт должен использовать свой талант как оружие, чтобы защитить не только себя, но и весь народ. Настоящий поэт должен быть непримирим; должен следовать го­лосу своей совести. Идеалом такого поэта-борца для Лермонтова был Пушкин. Продолжая пушкинские традиции, Лермонтов изображает поэта в образе про­рока. Судьба пророка незавидна: его отовсюду гонят, ему не хотят верить. В бедствиях пророка угадывается судьба самого Лермонтова, да и не только его:

Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья:

Наши рекомендации