Жанр романов: религиозные, философские, идеологические, полифонические романы – таргедии.
Религиозный – термин обозн-ет «связь», проблема бога и человека явл-ся центр.проблемой всех произв-ий. Философ-й – Д. подн-ет вечные проблемы, над кот-ми бьется мысль чел-ая. Корякин в кн. «Д. и канун 21 в.»: «понаст-у антропологич-е откр-я Д., пророческий дар Д. станет понятен людям 21 в.». Проблемы: 1. ч-к и тайны ч-ка. 2. бог и бессметрие. 3. правды и истины. 4. крови по совести (могут ли быть сит-ции, когда ч-к м-т разрешить себе кровопролитие). 5. цели и средств (выс. Ц. допускает дурные ср-ва или нет). 6. прест. и нак. (в каждом р-не присутствует детектив.сит-ция, преступник известен с самого начала).7+ по лекции: проблема униженных и скорбленных ( одни жертвы, изнчально предопределена эта роль или это следствие неправильного устройства чел-ка); прблема переустройства жизни и будущего Росси (м. чел-к создать рай или это невозможно) Идеологический – в отличие от своих совр-ков Д. понял, какую огром. роль играют идеи в чел. жизни Во имя идеи ч-к м-т пойти на велик.подвиг и на преступ-е. Кажд. герой Д. – носитель опр. идеи, т.е. св. слова о мире. Поэтому в р-нах Д. сталкива-тся и ведут напряж. диалог – разные идеи, разное слово о мире. Само понятие слова – онтологично (проявление сущ-ти)(либо Бахтин, Либо Всеволод Иванов- лучше не говорить!). Для Д. важно показать становление и развитие идеи внутри ч-ка. Ч-к важен как носитель идеи. Основной конфликт идейный, идейный поединок- Соня и Раскольников, их идеи сначало противопоставлены, но в истогеобъедин-т христинакая любовь. Полифонический – в зо-е гг. 20 в. ввел уч-й-филолог Бахтин. За эт кн. его сослали - мир ром-в Д. – мир большого диалога, это многоголосие, кажд. герой несет св. идею, автор подобен дирижеру в симфон. оркестре, но он невидим. Это не понравилось Сталину. Голос чистого автора – звучит крайне редко, как правило у Д. повествование от лица автора-повест-ля, к-рыйяв-ся или хроникером («Подросток»), или жителем города («Бр. Кар.»), или автор берет ф-июдревнерусс. летописца, яв-ся свидетелем, повествователем. Лихачев: лир.полифония. В кажд. герое Д. есть частичка пережитого, перечувст-ого автором. Роман–трагедия (Иванов дал, потом Мочульский развивал) – романы – пятиактные трагедии. Д-й ставит героев в кризисные ситуации, которые требуют от героя решения, выбора, судьбоносного для жизни и мира в целом. Сознание этих ситуаций дает название трагедии. В романах присутствуют ситуации надрыва, скандала, придающие повествованию остродраматический смысл. Во всех романах трагедия человека показана как трагедия от падения, от Бога и веры, то есть духовную.
Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. Главная мысль романа раскрывается как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненным процессом, отвергающим эту теорию. Как же шел главный герой романа к этой теории? (Невыносимые условия жизни в трущобах,встречи с унижен.иоскорблен.,наблюдения за жизнью «сильных»,кот.издеваются над людьми,развратничают привели Р-ва к выводу о 2-х типах людей:одним позволено всё,другимничего.Ктоон?Если позволено Наполеону,Лужину,Свид-ву ради эгоистич-х целей,то почему ему,честному порядочному Р-ву совершить преступление ради матери Марм-ых.Почему ему нельзя пролить кровь по совести,чтобы принести счастье людям?Можно и пролить…,если ты чел-к необыкновен-й и руководствуешься благими намерениями.Отсюда один шаг до преступления. Герой Достоевского утверждает свое право пролить кровь «по совести», то есть исходя из своего личного убеждения. Писатель показывает, что это еще более страшно, чем «официальное разрешение кровь поливать», потому что открывает широкую дорогу для полного произвола. Раскольников хочет помочь людям, но в то же время и узнать, способен ли он быть человеком, который может управлять судьбами людей. «Тварь я дрожащая или право имею?». Письмо от матери о том,что Дуня выходит замуж за Лужина по необходимости наталкивает на мысль:«Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!» Давняя тоска, давние думы, терзавшие его, сконцентрировались в одном пункте. То, что месяц тому назад и даже еще вчера было только «мечтой требовало под угрозой гибели самых близких людей, немедленного разрешения, немедленного действия. Раскольников просто так никого бы не убил, даже в случае самозащиты. А вот за мать, за честь сестры, охраняя ребенка, за идею готов убить - и убил. В преддверии преступления Раскольникова звучит фраза, подслушанная им в трактире: «Убей ее и возьми ее деньги, - с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу». Он задумал убить старуху-процентщицу - злую, беззастенчиво грабящую людей, - к как бы «отомстить» ей за обездоленных. Вместе с тем, он собирался с помощью старухиных денег помочь бедным и несчастным, смягчить жизнь матери и сестре, создать себе независимое положение, чтобы затем использовать его для «счастья всего человечества».Страшный сон снится Раскольникову еще перед «делом», сон, в котором истязают маленькую, тощую крестьянскую клячонку, - символический сон, вобравший в себя все его думы о зле и несправедливости в мире. Такие сны не снятся людям, утратившим всякую совесть и примирившимся с вековечной и всеобщей неправдой мирового порядка.Хотел совместить Наполеона и Христа,а совершил самоубийство:Я себя убил,а не старушонку.Наказание Р-ва не столько в боязни разоблачения,а в боли одиночества ужаса отъединенности от людей.
Одной из особенностей Достоевского является прием создания героев-двойников. Это двойники- отражение идей одного из героев.Достоевский ставит Раскольникова между двух зеркал и его идея отражается в другом герое( Свидригайлов и Лужин).В проекции на Лужина- проекция опошляется, обнаруживая свою себялюбивую сущность.Он – крайнее проявление теории Раскольникова, главный её идеолог, он – это рассказ нам автора о том, что будет, если все начнуть пользоваться теорией: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует ...» В проекции Свид-ва – он более сложный двойник. В нем идея Раск-ва о праве на кровь получает свое логическое завершение. Свид-в обладает гипнотическими свойствами, Рас-ва тянет к нему. На совести Свид-ва не одно преступление( Жена, слуга Филипп, девочка-утопленница).По Свид-ву эти преступления были психологическими экспериментами, где он проверял себя на право преступания каких бы то ни было нравственных ценностей, поступков. Свид-в убежден в абсолютной бессмысленнице мира. Весь окружающий мир- объект твоего сознания, поэтому над человеком нет и не может быть никаких нравственных законов. Свид-в экспериментирует над собой, жизнью, пробуя себя во зле. Но Свид-в в романе больше добрых дел сделал, развязав все узлы материальной жизни, и застрелился.Казалось бы, что никакой тайны не осталось, но Раскольников убедился, что ее нет, что это обыкновенный преступник. “Делай что хочешь, т.к. ничего святого в жизни нет”- говорит Свид-в.У Свидригайлова тоже есть «своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!» Свидригайлов - сильный человек с сильным характером. И эти его слова не в коей мере не говрят о том, что он также как и Раскольников строит свою жизнь согласно теориям. Он не задумывается над тем «тварь ли он дрожащая или право имеет». Нет, он просто всю свою жизнь считает, что имеет право. Он не выводит постулаты, как поступать хорошо, а как плохо. Он делает гадости, сознательно потом делая добро, чтобы загладить свою вину. Жизнь Свидригайлова – это видоизменненная теория Раскольникова, ставшая реальностью. Автор хочет нам показать, что стало бы, если бы планам Раскольникова суждено было сбыться. Свидригайлов не проверяет себя, и если он и виновен в смерти других людей, он предпочитает думать, что так и должно было быть. Ничем не прикрытый, всепоглощающий цинизм – вот итог всех наполеоновских теорий, когда жизнь человеческая оценивается в медный грош. Однако, Свидригайлов не так порочен и глуп, как кажется на первый взгляд. Он понимает, что в жизни все должно быть уравновешено, и поэтому вслед за злом он делает добро, чтобы сильно не отягчать свою совесть. Оттого и приследуют Свидригайлова мистические сны и приведения. И как Раскольников преступил через жизнь, через кровь старухи-процентщицы, так и Свидригайлов преступает через кровь, только через свою собственную. Смерть, самоубийство Свидригайлова – это отказ. Отказ от собственных наполеоновских теорий, отказ от того факта, что одна личность может распоряжаться жизнью и смертью других людей, но также смерть эта – это еще одна жертва принесенная на алтарь теории всевластия, но жертва во имя искупления грехов. Может быть, от этого так мучительно Раскольникову, когда он разговаривает со Свидригайловым, потому что он понимает, что смотрится в зеркало, и видит там свой собственный призрак, хотя еще недавно смеялся над видениями Свидригайлова. И так же как Раскольников отправляется на каторгу, в путешествие ксвое душе, так и Свидригайлов отправляется в это самое путешествие, открывать свою «Америку» и покаятся: «- Ну, брат, это все равно. Место хорошее; коли тебя станут спрашивать, так и отвечай, что поехал, дескать, в Америку. Он приставил револьвер к своему правому виску…»