Литературно-художественный стиль

Занимает особое положение по отношению к другим стилям, потому что там могут использоваться языковые средства всех других стилей, но в измененной функции – эстетической, и литературному в целом, так как объединяет диалог, монолог, устную, письменную речь, может включаться нелитературные разновидности языка: просторечие, жаргоны, арго, диалекты. Поэтому Граудина, Ширяев не выделяют его в особый стиль, т. к. функциональные стили выделяются в пределах литературного языка, а художественная речь – нечто более широкое и свободное, вбирает весь национальный язык. М. Н. Кожина считает, что это особый стиль. Аргументы за то, чтобы выделять как особый стиль: есть стилеобразующие факторы, следовательно, явление однопорядковое с другими стилями.

Цель – нарисовать живую картину, передать чувства.

Сфера – искусство.

Жанры: проза (роман, повесть и т. д.), поэзия (поэма, стихотворение и т. д.).

Стилевые черты:

1. Конкретность.

2. Образность (Колокола спорили, рябина зажглась).

3. Эмоциональность.

Языковые особенности:

1. Конкретная лексика.

2. Эмоционально-оценочная лексика (Ключик, звездочка).

3. Вопросительные, побудительные, восклицательные предложения.

4. Использование лексики в переносном значении, образных средств (тропов и риторических фигур) (Море огней).

5. Использование лексики всех функциональных стилей (В. М. Шукшин использовал лексику разговорного стиля).

Таким образом, книжные стили противопоставляются разговорному, в котором могут использоваться средства всех стилей. Функциональные стили не образуют замкнутую систему, существует взаимодействие, нет четких границ.

Публицистический стиль

Цель – воздействие.

Функции: 1. информационная; 2. воздействующая, (информационно-воздействующая).

Сфера: СМИ, публичные выступления на общественно-значимые темы (речь на митинге).

Жанры: статьи (газетные и журнальные); репортаж; отзыв; публичное выступление.

Стилевые черты:

1. Лаконичность изложения при информационной насыщенности

2. Эмоциональность.

3. Использование образных средств (тропы и риторические фигуры).

4. Обязательно присутствует авторская точка зрения (явная или скрытая).

Языковые черты:

1. Эмоционально-окрашенная лексика (Геноцид, оголтелый, новый русский, мафия).

2. Общественно-политическая фразеология (Уровень жизни, продовольственная корзина, бандитское нападение, положить конец).

3. Речевые штампы публицистического стиля (Белая смерть, белое золото, черное золото).

4. Короткие предложения с прерывистой информацией – «рубленая фраза».

5. Повторы и инверсии (обратный порядок слов в предложении).

6. Риторические вопросы.

7. Побудительные, восклицательные предложения, которые содержат оценку (ирония, презрение).

Научный стиль

Цель – сообщение объективной информации, доказательство истинности научного знания.

Функция – информативная

Сфера функционирования – наука, общение между специалистами той или иной области научного знания.

Жанры, в которых реализуется: статьи; монографии; доклады; курсовые работы, реферат, диплом; защитное слово.

Стилевые черты:

1. Подчеркнутая логичность (М. Н. Кожина).

2. Отсутствуют образные средства. Есть науки, где образность используется, например, астрономия (Больная медведица, Ковш).

3. Скрытая эмоциональность или безэмоциональность.

4. Смысловая точность, однозначность, которая выражается в использовании языковых средств, не допускающих двусмысленности.

5. Абстрактность и обобщенность.

6. Объективность изложения, сухость.

7. Сжатость высказывания, жанры ограничены количеством страниц.

Языковые особенности:

1. Терминология научного характера. Термин – слово или словосочетание, которое служит для обозначения научных понятий (Интеграл, факториал в математике).

1. Общенаучная лексика – термины, которые встречаются в разных областях науки (Функция, род, вид).

3. Абстрактные существительные (Свойство, отношение).

4. Авторское «мы».

5. В синтаксисе: причастные и деепричастные обороты.

6. Сложные союзы, вводные слова, предлоги логического характера (В течение, в связи с тем, что, во-первых).

Официально-деловой стиль

Цель – информативная.

Сфера, в которой используется, – обслуживает сферу деловых отношений, стиль учреждений.

Функция – сообщение прагматически значимой информации.

Жанры, в которых реализуется: государственные акты; договоры; инструкции; заявления; официальные сообщения и т. д.

Стилевые черты:

1. Сжатость, компактность изложения.

2. Подчеркнутая стандартизованность – документы оформляются но определенной схеме, от которой нельзя отступать, в их оформлении происходят постоянные изменения.

Документы, отпечатанные заранее: бланки на почте; заявление; справки.

Языковые особенности:

1. Нейтральная лексика.

2. Официальная терминология (Протокол, судебный иск).

3. Клишированность – употребляются устойчивые сочетания (В установленном порядке, справка дана по месту жительства).

4. Преобладают именные части речи: прилагательные и существительные на — ние, глаголов мало (Не осуществлять, а осуществление, выполнение, вручение).

5. Преобладают простые осложненные предложения, длинные, большого объема.

6. Много повторов, чтобы не было двусмысленности, была ясность и точность.

РаЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ

Цель – общение.

Сфера, в которой реализуется, – в повседневной жизни, используется в непринужденных беседах со знакомыми людьми (с незнакомыми – смешение стилей).

Функция – обмен информацией, коммуникативная.

Жанры, в которых реализуется: разговор (межличностный – контактный, по телефону – дистантный); беседа (деловая, личная); рассказ.

Стилевые черты:

1. Непринужденность и неофициальность общения.

2. Свобода в выборе слов и предложений (не задумываемся, какие слова произносить).

3. Обязательно передается отношение автора к предмету речи и собеседнику.

1. Действует закон экономии речевых усилий (Сашь, Машь, Сан Саныч).

Языковые особенности:

1. Широкое употребление обиходно-бытовой лексики (словарный запас) и фразеологии (устойчивые словосочетания). Ну ты и вымахал (вырос). Бытовизмы: электричка (электропоезд), картошка (картофель), окошко (окно).

2.Эмоционально-оценочные слова, чаще с уменьшительно-ласкательными или с увеличительными суффиксами: Красненький, солененький, ручищи, ручонка. ручка, рученька, большущий. Ну что ты халтурить. За стенкой кто-то пиликает.

3. Включение в речь частиц, вводных слов, междометий и обращений. Ах, боже мой, кто пришел!

4. Преобладание простых предложений всех типов: вопросительные. восклицательные, прямая речь. В устной речи – не более 5±2 слов в предложении.

5. Не используются причастные и деепричастные обороты

6. Использование нелексических средств (интонация, паузы, мимика, жесты, позы).

7. Сокращение слов (Ма, па, студик, зачетка, универ, столовка).

Наши рекомендации