Общаяхарактеристикадвижения «новаядрама». ОсобенностидраматургииИбсена, Стриндберга, Шоу, Гауптмана, Метерлинка.
«Новаядрама» (Ибсен, Шоу, Гауптман, Метерлинк)
Формированиенарубежевековтакназываемой «новойдра-
мы» втворчествеИбсена, Стриндберга, Шоу, Гауптмана, Ме-
терлинкаидр.).
Характерныечерты «новойдрамы»:
· стремлениекдостоверностиизображения;
· актуальностьизлободневностьпроблематики;
· социальнаяприродаконфликта;
· влияниеразличныхидейно-стилевыхтеченийишкол.
Основныежанры. Эволюция.
«Новаядрама» какначалодраматургииХХв.
Ибсенкакосновоположниксовременнойфилософскойи
психологическойдрамы.
ПериодизациятворчестваИбсена.
«Драмаидей» ипринципретроспективной («аналитической») композиции; проблемахудожественногометодаИбсена (синтезначалреализма, натурализма, символизма).
Идейно-художественноесвоеобразиепьес «Кукольныйдом (Нора)», «Привидения», «СтроительСольнес».
ЭстетическаятеориясимволистскоготеатраМетерлинка (книга
«Сокровищасмиренных»):
· пониманиесущноститрагического;
· концепциядвоемирияипринцип «второгодиалога»;
· идеяРока;
· «театрмолчания».
· Мотивожиданияводноактныхпьесах-притчах
Метерлинка «Слепые», «Непрошеная», «Там, внутри».
Б. Шоу. Периодизациятворчества. Литературно-критическая
деятельностьмолодогоШоу, влияниефабианстванаписателя.
ШоуиИбсен («Квинтэссенцияибсенизма»). Особенностидрама-
тургииШоу 90-хгг. («Неприятныепьесы», «Приятныепьесы»).
Темаэмансипации («ПрофессиямиссисУоррен»). Новаторство
драматургическогометодаШоу: жанрсоциально-интеллектуаль-
нойдрамы-дискуссии («Шоколадныйсолдатик», «ЦезарьиКле-
опатра», «Пигмалион»).Шоуиперваямироваявойна. Проблема
интеллигенциивпьесе «Дом, гдеразбиваютсясердца».
ТворческийметодГауптмана, периодизациятворчества.
НатурализмраннегоГауптмана («Передвосходомсолнца»).
Образ «массовогогероя» вдраме «Ткачи», новаторствопьесы. НеоромантизмисимволизмвтворчествеГауптмана («Затонувшийколокол») иК.Гамсуна («Голод», «Пан», «Виктория», «Мистерии»).
Примерновойдрамы: (ктонечиталэтопроизведение, тотможетчего-тонепонять, такчтозапомнитето, чтовыделеножирнымшрифтом)
«Кукольныйдом» Ибсена – «драмаидей»
Первойдрамой, вкоторойнаиболееполноотобразилисьновыепринципы, стал «Кукольныйдом». 1879 г., (годрождения «драмыидей», тоестьреалистическойсоциально-психологическойдрамыснапряженнымиидейнымистолкновениями).
- проблемаправженщиныперерастаетвпроблемусоциальногонеравенствавобщем
ретроспективнаякомпозициясоздаетвозможностьдляпроникновениявскрытуюотпостороннегоглазанастоящуюсущностьсоциальныхиморальныхвзаимоотношений, когдаженщинабоитсясознатьсявтом, чтоонаспособнанасамостоятельныеблагородныепоступки( спасениебольногомужаиограждениеумирающегоотцаотволнений) агосударственныезаконыиофициальнаяморальквалифицируютэтидействиялишькакпреступление.
Подделаннаяподписьнавекселепредставляет «тайну», характернуюдляметодаИбсена. Выяснениесоциальнойиморальнойсутиэтой «тайны» являетсянастоящимсодержаниемдрамы.
-Конфликтвозникзавосемьлетдоначаласценическогодействия, нонебылосознан. События, которыепроходятпереднашимиглазами, превращаютсяввыяснениесутиразногласия, котороевозникловпрошлом. Конфликтуютофициальныевзглядыиестественно-человеческиенужды.
Темнеменее, финалдрамынедает, какэтобылосвойственнодраматургиидоИбсена, развязкиконфликта: Нора покидаетдоммужа, ненайдяположительногорешения, нонадеясьспокойноразобратьсявтом, чтослучилосьиосознатьего. Незаконченностьдействияподчеркиваетсятем, чтоХельмер, еемуж, остаетсявожидании «чудаизчудес» — возвращенияНоры, ихвзаимногоперерождения.
Незавершенностьдействия, «открытыйфинал» являетсяследствиемтого, чтоуИбсенаконфликтуютнеотдельныеразногласия, которыеможноотстранитьврамкахдраматическоговремени, нодраматургпревращаетсвои произведениявфорум, накоторомобсуждаютсяглавнейшиепроблемы, решитькоторыеможнолишьусилиямивсегообществаиневрамкаххудожественногопроизведения.
Ретроспективнаядрамаявляетсякульминацией, котораявозниклапослесобытий, которыеейпредшествовали, изанейпоявятсяновыесобытия.
ХарактернойособенностьюдрамыИбсенаявляютсяпреобразованиясоциальныхпосвоейсутиразногласийвморальныеирешениеихвпсихологическомаспекте.Вниманиеконцентрируетсянатом, какНоравоспринимаетсвоипоступкиипоступкидругих, какизменяетсяеевосприятиемираилюдей. Еестраданиеитяжелоепрозрениестановятсяосновнымсодержаниемпроизведения.
ВпсихологическойдрамеИбсеназначительнуюрольсыграетсимволика. Маленькаяженщинабунтуетпротивобщества, онанехочетбытькуклойвкукольномдоме. Символичнымявляетсяиназваниепьесы — «Кукольныйдом».
Символ «кукольныйдом» указываетнаглавнуюидеюдрамы — назапустениечеловеческоговчеловеке.
Драматургдостигтого, чтозрительсталего «соавтором», аегогероирешалитесамыепроблемы, которыеволновализрителейичитателей.