Общаяхарактеристикадвижения «новаядрама». ОсобенностидраматургииИбсена, Стриндберга, Шоу, Гауптмана, Метерлинка.

«Новаядрама» (Ибсен, Шоу, Гауптман, Метерлинк)

Формированиенарубежевековтакназываемой «новойдра-

мы» втворчествеИбсена, Стриндберга, Шоу, Гауптмана, Ме-

терлинкаидр.).

Характерныечерты «новойдрамы»:

· стремлениекдостоверностиизображения;

· актуальностьизлободневностьпроблематики;

· социальнаяприродаконфликта;

· влияниеразличныхидейно-стилевыхтеченийишкол.

Основныежанры. Эволюция.

«Новаядрама» какначалодраматургииХХв.

Ибсенкакосновоположниксовременнойфилософскойи

психологическойдрамы.

ПериодизациятворчестваИбсена.

«Драмаидей» ипринципретроспективной («аналитической») композиции; проблемахудожественногометодаИбсена (синтезначалреализма, натурализма, символизма).

Идейно-художественноесвоеобразиепьес «Кукольныйдом (Нора)», «Привидения», «СтроительСольнес».

ЭстетическаятеориясимволистскоготеатраМетерлинка (книга

«Сокровищасмиренных»):

· пониманиесущноститрагического;

· концепциядвоемирияипринцип «второгодиалога»;

· идеяРока;

· «театрмолчания».

· Мотивожиданияводноактныхпьесах-притчах

Метерлинка «Слепые», «Непрошеная», «Там, внутри».

Б. Шоу. Периодизациятворчества. Литературно-критическая

деятельностьмолодогоШоу, влияниефабианстванаписателя.

ШоуиИбсен («Квинтэссенцияибсенизма»). Особенностидрама-

тургииШоу 90-хгг. («Неприятныепьесы», «Приятныепьесы»).

Темаэмансипации («ПрофессиямиссисУоррен»). Новаторство

драматургическогометодаШоу: жанрсоциально-интеллектуаль-

нойдрамы-дискуссии («Шоколадныйсолдатик», «ЦезарьиКле-

опатра», «Пигмалион»).Шоуиперваямироваявойна. Проблема

интеллигенциивпьесе «Дом, гдеразбиваютсясердца».

ТворческийметодГауптмана, периодизациятворчества.

НатурализмраннегоГауптмана («Передвосходомсолнца»).

Образ «массовогогероя» вдраме «Ткачи», новаторствопьесы. НеоромантизмисимволизмвтворчествеГауптмана («Затонувшийколокол») иК.Гамсуна («Голод», «Пан», «Виктория», «Мистерии»).

Примерновойдрамы: (ктонечиталэтопроизведение, тотможетчего-тонепонять, такчтозапомнитето, чтовыделеножирнымшрифтом)

«Кукольныйдом» Ибсена – «драмаидей»

Первойдрамой, вкоторойнаиболееполноотобразилисьновыепринципы, стал «Кукольныйдом». 1879 г., (годрождения «драмыидей», тоестьреалистическойсоциально-психологическойдрамыснапряженнымиидейнымистолкновениями).

- проблемаправженщиныперерастаетвпроблемусоциальногонеравенствавобщем

ретроспективнаякомпозициясоздаетвозможностьдляпроникновениявскрытуюотпостороннегоглазанастоящуюсущностьсоциальныхиморальныхвзаимоотношений, когдаженщинабоитсясознатьсявтом, чтоонаспособнанасамостоятельныеблагородныепоступки( спасениебольногомужаиограждениеумирающегоотцаотволнений) агосударственныезаконыиофициальнаяморальквалифицируютэтидействиялишькакпреступление.

Подделаннаяподписьнавекселепредставляет «тайну», характернуюдляметодаИбсена. Выяснениесоциальнойиморальнойсутиэтой «тайны» являетсянастоящимсодержаниемдрамы.

-Конфликтвозникзавосемьлетдоначаласценическогодействия, нонебылосознан. События, которыепроходятпереднашимиглазами, превращаютсяввыяснениесутиразногласия, котороевозникловпрошлом. Конфликтуютофициальныевзглядыиестественно-человеческиенужды.

Темнеменее, финалдрамынедает, какэтобылосвойственнодраматургиидоИбсена, развязкиконфликта: Нора покидаетдоммужа, ненайдяположительногорешения, нонадеясьспокойноразобратьсявтом, чтослучилосьиосознатьего. Незаконченностьдействияподчеркиваетсятем, чтоХельмер, еемуж, остаетсявожидании «чудаизчудес» — возвращенияНоры, ихвзаимногоперерождения.

Незавершенностьдействия, «открытыйфинал» являетсяследствиемтого, чтоуИбсенаконфликтуютнеотдельныеразногласия, которыеможноотстранитьврамкахдраматическоговремени, нодраматургпревращаетсвои произведениявфорум, накоторомобсуждаютсяглавнейшиепроблемы, решитькоторыеможнолишьусилиямивсегообществаиневрамкаххудожественногопроизведения.

Ретроспективнаядрамаявляетсякульминацией, котораявозниклапослесобытий, которыеейпредшествовали, изанейпоявятсяновыесобытия.

ХарактернойособенностьюдрамыИбсенаявляютсяпреобразованиясоциальныхпосвоейсутиразногласийвморальныеирешениеихвпсихологическомаспекте.Вниманиеконцентрируетсянатом, какНоравоспринимаетсвоипоступкиипоступкидругих, какизменяетсяеевосприятиемираилюдей. Еестраданиеитяжелоепрозрениестановятсяосновнымсодержаниемпроизведения.

ВпсихологическойдрамеИбсеназначительнуюрольсыграетсимволика. Маленькаяженщинабунтуетпротивобщества, онанехочетбытькуклойвкукольномдоме. Символичнымявляетсяиназваниепьесы — «Кукольныйдом».

Символ «кукольныйдом» указываетнаглавнуюидеюдрамы — назапустениечеловеческоговчеловеке.

Драматургдостигтого, чтозрительсталего «соавтором», аегогероирешалитесамыепроблемы, которыеволновализрителейичитателей.

Наши рекомендации