Новые черты литературного процесса 1790-х.
Развитие русской общественной мысли и литературы 90-х гг было обусловлено углублением кризиса феодально-крепостнической системы, ростом крестьянских волнений. На развитие общественной мысли в России (в частности – на Радищева) повлияла и французская революция.
В 90-х гг возникли наиболее радикальные произведения: «Путешествие из Питера в Москву» Радищева(первое произведение, которое несло идеи революции), «Ябеда» Капниста, «Вадим Новгородский»,сатирическая журналистикаКрылова.
Возникают литературно-политические кружки («Общество друзей словесных наук», которое выпускало журнал «Беседующий гражданин»). Там печатались нравоучительные статьи, связанные с религиозной моралью (кружок был связан с масонами). Там печатался и Радищев (статья «Беседа о том, что есть сын Отечества».
Прогрессивные идеи нашли отражение и в «Санкт-Петербургском журнале» Пнина (это не опечатка) и Бестужева. Это был один из известнейших и прогрессивных журналов: велась пропаганда просвещения, ответственности царя перед законом, даже была скрытая критика политики Павла 1 относительно крепостничества. Известная статья Пнина – «Гражданин», написанная под влиянием «Беседы…». Но Пнину идея революции чужда.
Сложность развития литературного процесса 90-х обуславливалась противоречиями русской социальной действительности, усилением правительственной реакции в конце правления Екатерины и недолгого – Павла. Они были напуганы крестьянскими волнениями, поэтому многие были подвергнуты репрессиям (Радищева сослали в Сибирь).
Исторической предпосылкой сентиментализма (господствующего направления в 90-х; далее – просто с.!) была реакция на абсолютизм. Классицизм в 90-х еще сохраняет свое влияние, особенно в драматургии Княжнина, Николаева, Капниста (в их трагедиях пропагандировалась борьба против тирании, в комедиях выступали на первый план социальные проблемы). Но с. уже громко заявляет о своих правах. Плюс развиваются реалистические тенденции (Радищев, Крылов), а в отдельных сентиментальных повестях Карамзина видны черты предромантизма.
Вообще с. возник в Англии в конце 20-х гг 18 в., отразив кризис феодальной идеологии. Люди начали ценить человеческую личность вне зависимости от сословия, пропагандировалось преобладание чувства над рассудком и т.д. С. присущи чувствительность, эмоционально-выразительная образность, новая лексика и изобразительность. Основа с. – чувствительность вместо разума. Авторское миросозерцание – на первом плане. Важен пейзаж, который отражает переживания героя (можно встретить у Юнга, Грея). Также известны романы Ричардсона, Гольдсмита, но их произведениям присущи реалистические черты – что будет характерно и для русского с. (Карамзин, Радищев). На наших большое влияние оказал роман Стерна «Сентиментальное путешествие». Расцвет французского сентиментализма – Руссо, «Новая Элоиза».
Процесс формирования с. в России: 1) 60-е гг 18 в. – Херасков и Муравьев; 2) 70-80 гг – Эмин, Левшин, драмы Хераскова, Веревкина. Но только в 90-х с. получил законченное теоретическое обоснование в произведениях и статьях Карамзина. После крестьянской войны уже предшественники Карамзина начали понимать, что наступает кризис старых основ крепостнической системы. Это способствовало формированию новых соц.-политических взглядов дворянства, которые побуждали бежать из мира потрясений и искать утешения в с. В отличие от европейского, наш с. носил преимущественно дворянский характер, т.к. новая буржуазная идеология была еще недостаточно развита. Характерно было отрицательное отношение к правительству, но сентименталисты стояли в пассивной оппозиции – они утверждали свободу человеческой личности от государства и необходимость искать успокоения во внутреннем мире, что уводило от действительности с ее проблемами.
Раскрытие чувств в с. привело к развитию жанров писем, дневников, путешествий, повестей; в поэзии – элегий, посланий, идиллий.
Ябеда» Капниста.
Вас. Вас. Капнист – прогрессивный, либерально настроенный дворянский писатель. Начал лит. деятельность в 1780г «Одой на надежду», в которой видны гражданские, политические мотивы. В «Оде на рабство», появившейся после указа о закрепощении крестьян некоторых украинских наместничеств (К. был украинцем), выражал антикрепостнические идеи. Слезы, горе, тирады против тирании. Когда Екатерина издала указ, где разрешала на официальных бумагах подписываться не «раб», а «верноподданный» (большое дело), К. написал «Оду на истребление в России звания раба»,где всячески хвалил Екатерину.
Входил в дружеский кружок Львова вместе с Хемницером, Державиным. Мотивы поэзии членов кружка характерны и для поэзии К.: прославление покоя, тишины, уединения, радости общения в кругу семьи и друзей.
В значительнейшем произведении «Ябеда» К. обличает судопроизводство, крючкотворство, взяточничество и др. социальные пороки. К. сумел раскрыть это социальное зло как явление типическое. Беззаконие – система всего бюрократического государства. Разгул произвола и грабежа чиновников – тема «Я.». К. и самому пришлось столкнуться с судебными порядками, что придало комедии жизненно правдивый характер.
Богатый помещик Праволов, «злой ябедник», старается отнять имение у своего соседа помещика Прямикова. Праволов подкупает чиновников Гражданской палаты, готовясь даже в интересах дела породниться с ее председателем. Тип помещика Праволова характерен для русских помещиков. Честный Прямиков сталкивается с организованной и властной щайкой грабителей. Кажется, что на взяточников нет никакой упавы – ибо в других учреждениях России царят те же порядки.
«Я.» поражала своей жизненной правдивостью. Общественное негодование К. особо проявляется в сценах попойки чиновников и судебном заседании. В конце комедии порок наказан – хотя это не внушает светлых надежд. Комедию высоко оценил Белинский.
«Я.» написана по правилам классицизма: 5 актов, единства, строго + и – персонажи, говорящие фамилии (Хватайко, Кривосудов, пьяница Бульбулькин). Ямбический стих и живая разговорная речь, афористичность, поговорки. Реалистические тенденции: сатирическая направленность и типически обобщенные образы, язык.
«Я.» поставили в 1798 г, но после 4 представлений была «высочайше» запрещена.
Краткий пересказ «Ябеды»
Эта дурацкая «Ябеда» была найдена только в несколько сокращенном варианте в хрестоматии, но уж извиняйте. В полном виде ее нет ни в библиотеке, ни в инете. Тут половина – мой пересказ, половина – переписанный пересказ их хрестоматии (как раз пропущенные действия).
Действующие лица: Праволов (отставной асесcор), Кривосудов (председатель Гражданской палаты), Фекла – его жена, София – его дочь, Прямиков (подполковник, служащий), Бульбулькин, Атуев, Радбын – члены Гражданской палаты, Паролькин, Хватайкин (прокурор), Кохтин (секретарь Гп), Добров (повытчик), Анна (служанка Софии), Наумыч (поверенй Праволова), Архип (слуга Праволова).
Все происходит в доме Кривосудова. Встречаются Прямиков и Добров. Прямиков рассказывает Доброву, что в этот дом он пришел из-за своего соседа – Праволова, который, когда Прямиков вернулся из армии, завел с ним тяжбу. В двух судах Праволов уже проиграл, теперь вот пришел в Гражданский. А Добров ему рассказывает все: что Праволов – злой ябедник, мошенник, корыстный негодяй, который знает, кому надо заплатить и дать взятку, чтоб добиться своего. Кривосудов – взяточник и тоже тот еще гад. Члены совета – все как один пьяницы, заседатели – картежники, прокурор – «чтоб в рифму мне сказать, существеннейших вор». Секретарь – тож из их шайки, «стибрит» лююбой документ. Прямиков говорит, что, мол, закон – его щит, а Добров говорит: «законы святы, но исполнители – лихие супостаты» (вообще, надо сказать, афористичный и приятный язык в произведении).
Добров сообщает, что у Кривосудов сегодня двойной праздник: его именины и сговор дочери. Прямиков же рассказывает, что он познакомился с Софьей и полюбил ее ще до отъезда в армию, у тетки в Москве, где она воспитывалась. Прямиков просит у Кривосудова руки его дочери, но получает уклончивый ответ.
Разговаривают Кривосудов и Добров. К. говорит, что жениха дочке хочет найти такого, чтоб зарабатывал, и кто-то у него на примете уже есть. Добров говорит, что три дела за три года так и не разрешились: у одного соседи завладели его змлей и дом сожгли, каких-то жворян помещик записал в подушный оклад, а ще одного за поземельный спор избили во дворе у помещика; Кривосудов отговаривается в духе, что, мол, сами напрсились.
Праволов с Наумычем передает подарки Кривосудову; Праволова приглашают на ужин. Наумыч заводит речь о «сопернике» - Прямикове, который любит Софию; Праволов отвечает, рассматривая подарочки, что у него все под контролем.
Затем подкупленные Праволовым предведатель палаты, чиновники, прокурор во время попойки решают отнять у Прямикова имение по ложному иску Праволова. Наутро Прямиков является к Кривосудову, чтобы предупредить его о грозящей Гражданской палате беде за неправо решнные в пользу ябедника Праволова прежние дела. Однако Фекла, которая решила выдать Софью за Праволова, выгоняет Прямикова из дома. Собравшиеся чиновники подписывают неправый приговор.
Праволову приносят присланное предписание: сенат постановил Праволова за грабежи-разбои-беспутства взять под стражу, а всем присутственным местам устроить строгий обыск, и всх остальных негодяев препроводить в присутственную палату. Он в ужасе убегает. Затем этот документ читают другие и тоже ужасаются (только Добров радуется, он добрый). Потом об этом узнает Фекла и долго возмущается – мол, «в одном лишь разве здесь суде засели воры?» А потом приходит Прямиков и говорит – я знаете ли, несмотря на всю эту ситуацию, Софию не разлюбил и хочу на ней жениться. Фека с Кривсудовым уже полностью за. Хэппи энд – виновные наказаны, все женятся, но понятно, что в общем ничего с мошенниками не случится.