Семинары по «Введению в ХХ-ХХIвв.
Вопросы к курсу «Введение в русск.лит.ХХ-ХХI вв.». РКИ. 2012.
1. Основные особенности литературного процесса ХХ века. Глубина взаимосвязи литературы с историческими событиями столетия. Неразрывность внутренних связей с классическим наследием.
2. Основные особенности литературного процесса ХХ века. Разделение единого литературного потока после 1917 года. Феномен литературы Русского Зарубежья.
3. Мир поэзии О. Мандельштама. Мировая культура и стихия языка как источники творчества. Образы Петербурга-Петрополя, века.
4. Проблематика и художественное своеобразие «Театрального романа» М. Булгакова.
5. Пьеса М. Булгакова «Бег». Проблематика и художественные особенности. Историческая драма. Реальность быта и фантастичность бытия. Проблема нравственного выбора.
6. Развитие жанров автобиографической, дневниковой и мемуарной прозы в ХХ веке. Анализ 1 произведения по выбору студента (Н. Берберова, «Курсив мой»; О. Волков, «Погружение во тьму»; Н. Мандельштам, «Воспоминания»; Ю. Нагибин, «Дневник»; И. Одоевцева, «На берегах Невы» и др.).
7. «Призвал нас к бою воинский закон». Фронтовая поэзия К. Симонова, Ю. Друниной, М. Кульчицкого, А. Твардовского и др.
8. Основные мотивы лирики И. Бродского.
9. Драматургия ХХ века. Е. Шварц. Преломление жанра сказки в пьесах «Тень», «Дракон». Проблема выбора, страха, деформации души, тоталитарного сознания.
10. А. Арбузов. Секрет обаяния арбузовских героев. Развёрнутость во времени как черта сюжетов ряда пьес. Любовь – катализатор личности в пьесах «Таня», «Мой бедный Марат», «Сказки старого Арбата» (1 по выбору).
11. Своеобразие драматургии А.В. Вампилова. Проблема разрушения личности и семьи («Утиная охота»). Драматичность поиска любви и взаимопонимания («Прошлым летом в Чулимске»).
12. Драма любви и нравственного выбора в русской фантастике ХХ века: Е. Замятин (роман «Мы», 1920), О. Ларионова (рассказ «Сказка королей», 1976), Ю. Ивановой (повесть «Последний эксперимент», 1973,82).
13. Поэтическое начало в прозе Ю.П. Казакова. Тема первой любви («Голубое и зелёное»); проблема взаимопонимания («Двое в декабре», «Адам и Ева»).
14. Рассказы Ю.П Казакова. Исследование процесса самопознания личности («Некрасивая»); постижение тайн детской души («Во сне ты горько плакал», «Свечечка»).
15. Мотив растревоженной совести в творчестве В.М. Шукшина. Самобытность образа «чудика» в одноимённом рассказе. Роль обстоятельств в раскрытии сущности человека («Волки»). Разнообразие душевных проявлений героев («Сапожки», «Микроскоп», «Срезал», «Мастер»).
16. Цикл рассказов В.И. Белова «Воспитание по доктору Споку». Глубинные истоки внутреннего конфликта в современной семье.
17. Многообразие философских вопросов в цикле рассказов А.И. Солженицына «Крохотки».
18. Рассказы Л. Петрушевской. Язык, типы героев, повторяющиеся сюжеты. Анализ 2-3 рассказов.
19. Абсурд мира и способы противостояния ему в прозе C. Довлатова (1-2 по выбору).
20. Творческие индивидуальности в поэзии 1980-1990-х: Т. Бек, И. Лиснянская, О. Николаева, Б. Рыжий и др. Портрет одного поэта.
21. Характеры и обстоятельства рассказов Л. Улицкой (2-3 по выбору).
22. Мистика и реальность в пьесах Нины Садур: «Чудная баба», «Уличённая ласточка», «Панночка» и др. (1 пьесу на выбор).
23. Роман-житие С. Василенко «Дурочка» (1998) – художественное осмысление духовной катастрофы ХХ века.
24. Своеобразие романа-идиллии А. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени».
25. Своеобразие рассказов Т. Толстой (Анализ 1-2 на выбор: сюжет, художественные особенности).
26. Жанр рассказа в творчестве В.Г. Распутина. Становление души юного человека («Рудольфио», «Век живи – век люби»). Тема вины и прощения («Василий и Василиса», «Что передать вороне?»). Проблема духовной основы любви в рассказе «Женский разговор».
27. Проблемы постсоветской деревни в рассказах Б. Екимова («За тёплым хлебом», «Фетисыч», «Возвращение» и др.). Сюжеты, художественные особенности.
28. Мотив противостояния в повести Р. Гальего «Белое на чёрном».
29. Проблема вины и прощения в повести И. Васильковой «Садовница».
30. Драма деспотической любви в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом».
31. .Религиозная тема в современной прозе. Произведения Майи Кучерской «Современный патерик», Олеси Николаевой «Кукс из рода серафимов», Ярослава Шипова «Долгота дней» (по выбору).
32. Современное состояние жанра литературной биографии. Писатели о писателях в книгах М. Рощина «Иван Бунин»; П. Басинского «Горький»; Д. Быкова «Борис Пастернак»; А. Варламова «Пришвин», «Александр Грин», «Алексей Толстой» (обзор 1 произведения по выбору студента).
33. Проблемы семьи и общества в повести А. Варламова «Рождение».
34. Поминальная тема в современной поэзии (на примере циклов И. Лиснянской «Без тебя» и Р. Бухараева «Небесный сын мой»).
35. Современный поэт, который мне интересен (Л. Губанов, Р. Бухараев, Е. Жумагулов, Д. Воденников, В. Павлова и др.).
36. Феномен литературных премий в современной словесности как самоидентификация творческого сообщества. Виды премий. Специфика отбора. Имена призёров.
37. Новинки современной драматургии (Николай Коляда, Олег Богаев, Михаил Угаров, Елена Гремина и др.). 1-2 пьесы.
Тема 5.
1. Цикл рассказов В.И. Белова «Воспитание по доктору Споку»http://lib.rus.ec/b/6062/read. Глубинные истоки внутреннего конфликта в современной семье.
Тема 6. «Это стоит почитать». 7-8-минутные доклады о новинке прозы, поэзии и драматургии (2000-е годы).
1. Коротко об авторе (если есть материал). Основные моменты сюжета.
2. Проблематика. Особенности стиля, языка, композиции.
3. Краткая характеристика главных героев.
4. Ваши впечатления о тексте. Критика о произведении (если есть).
Тема 7.
А. Варламов. «Рождение» (1995) http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1995/7/varlam.html
1. Почему у героев повести нет имён?
2. Проблема семейного двоемирия: мир мужчины и мир женщины. Нераздельность и неслиянность.
3. Смысл страданий в варламовском преломлении.
Тема 8.С.Василенко. Дурочка. Роман-житие.http://webreading.ru/prose_/prose_contemporary/svetlana-vasilenko-durochka.html
1. Своеобразие жанра. Библейские мотивы.
2. Образы центральных героев. Ганна, Харыта, Тракторина и др.
3. Проблема веры, искупления, насилия, атеизма.
Вопросы к курсу «Введение в русск.лит.ХХ-ХХI вв.». РКИ. 2012.
1. Основные особенности литературного процесса ХХ века. Глубина взаимосвязи литературы с историческими событиями столетия. Неразрывность внутренних связей с классическим наследием.
2. Основные особенности литературного процесса ХХ века. Разделение единого литературного потока после 1917 года. Феномен литературы Русского Зарубежья.
3. Мир поэзии О. Мандельштама. Мировая культура и стихия языка как источники творчества. Образы Петербурга-Петрополя, века.
4. Проблематика и художественное своеобразие «Театрального романа» М. Булгакова.
5. Пьеса М. Булгакова «Бег». Проблематика и художественные особенности. Историческая драма. Реальность быта и фантастичность бытия. Проблема нравственного выбора.
6. Развитие жанров автобиографической, дневниковой и мемуарной прозы в ХХ веке. Анализ 1 произведения по выбору студента (Н. Берберова, «Курсив мой»; О. Волков, «Погружение во тьму»; Н. Мандельштам, «Воспоминания»; Ю. Нагибин, «Дневник»; И. Одоевцева, «На берегах Невы» и др.).
7. «Призвал нас к бою воинский закон». Фронтовая поэзия К. Симонова, Ю. Друниной, М. Кульчицкого, А. Твардовского и др.
8. Основные мотивы лирики И. Бродского.
9. Драматургия ХХ века. Е. Шварц. Преломление жанра сказки в пьесах «Тень», «Дракон». Проблема выбора, страха, деформации души, тоталитарного сознания.
10. А. Арбузов. Секрет обаяния арбузовских героев. Развёрнутость во времени как черта сюжетов ряда пьес. Любовь – катализатор личности в пьесах «Таня», «Мой бедный Марат», «Сказки старого Арбата» (1 по выбору).
11. Своеобразие драматургии А.В. Вампилова. Проблема разрушения личности и семьи («Утиная охота»). Драматичность поиска любви и взаимопонимания («Прошлым летом в Чулимске»).
12. Драма любви и нравственного выбора в русской фантастике ХХ века: Е. Замятин (роман «Мы», 1920), О. Ларионова (рассказ «Сказка королей», 1976), Ю. Ивановой (повесть «Последний эксперимент», 1973,82).
13. Поэтическое начало в прозе Ю.П. Казакова. Тема первой любви («Голубое и зелёное»); проблема взаимопонимания («Двое в декабре», «Адам и Ева»).
14. Рассказы Ю.П Казакова. Исследование процесса самопознания личности («Некрасивая»); постижение тайн детской души («Во сне ты горько плакал», «Свечечка»).
15. Мотив растревоженной совести в творчестве В.М. Шукшина. Самобытность образа «чудика» в одноимённом рассказе. Роль обстоятельств в раскрытии сущности человека («Волки»). Разнообразие душевных проявлений героев («Сапожки», «Микроскоп», «Срезал», «Мастер»).
16. Цикл рассказов В.И. Белова «Воспитание по доктору Споку». Глубинные истоки внутреннего конфликта в современной семье.
17. Многообразие философских вопросов в цикле рассказов А.И. Солженицына «Крохотки».
18. Рассказы Л. Петрушевской. Язык, типы героев, повторяющиеся сюжеты. Анализ 2-3 рассказов.
19. Абсурд мира и способы противостояния ему в прозе C. Довлатова (1-2 по выбору).
20. Творческие индивидуальности в поэзии 1980-1990-х: Т. Бек, И. Лиснянская, О. Николаева, Б. Рыжий и др. Портрет одного поэта.
21. Характеры и обстоятельства рассказов Л. Улицкой (2-3 по выбору).
22. Мистика и реальность в пьесах Нины Садур: «Чудная баба», «Уличённая ласточка», «Панночка» и др. (1 пьесу на выбор).
23. Роман-житие С. Василенко «Дурочка» (1998) – художественное осмысление духовной катастрофы ХХ века.
24. Своеобразие романа-идиллии А. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени».
25. Своеобразие рассказов Т. Толстой (Анализ 1-2 на выбор: сюжет, художественные особенности).
26. Жанр рассказа в творчестве В.Г. Распутина. Становление души юного человека («Рудольфио», «Век живи – век люби»). Тема вины и прощения («Василий и Василиса», «Что передать вороне?»). Проблема духовной основы любви в рассказе «Женский разговор».
27. Проблемы постсоветской деревни в рассказах Б. Екимова («За тёплым хлебом», «Фетисыч», «Возвращение» и др.). Сюжеты, художественные особенности.
28. Мотив противостояния в повести Р. Гальего «Белое на чёрном».
29. Проблема вины и прощения в повести И. Васильковой «Садовница».
30. Драма деспотической любви в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом».
31. .Религиозная тема в современной прозе. Произведения Майи Кучерской «Современный патерик», Олеси Николаевой «Кукс из рода серафимов», Ярослава Шипова «Долгота дней» (по выбору).
32. Современное состояние жанра литературной биографии. Писатели о писателях в книгах М. Рощина «Иван Бунин»; П. Басинского «Горький»; Д. Быкова «Борис Пастернак»; А. Варламова «Пришвин», «Александр Грин», «Алексей Толстой» (обзор 1 произведения по выбору студента).
33. Проблемы семьи и общества в повести А. Варламова «Рождение».
34. Поминальная тема в современной поэзии (на примере циклов И. Лиснянской «Без тебя» и Р. Бухараева «Небесный сын мой»).
35. Современный поэт, который мне интересен (Л. Губанов, Р. Бухараев, Е. Жумагулов, Д. Воденников, В. Павлова и др.).
36. Феномен литературных премий в современной словесности как самоидентификация творческого сообщества. Виды премий. Специфика отбора. Имена призёров.
37. Новинки современной драматургии (Николай Коляда, Олег Богаев, Михаил Угаров, Елена Гремина и др.). 1-2 пьесы.
Семинары по «Введению в ХХ-ХХIвв.
Тема 1. Творчество Иосифа Бродскогоhttp://lib.ru/BRODSKIJ/brodsky_poetry.txt
1. Темы смерти и бессмертия, утраты и исчезновения в поэзии И.Б. «Большая элегия Джону Донну»; «На смерть Т.С.Элиота»; «На смерть Жукова»; «Похороны Бобо»; «Бабочка»; «Осенний крик ястреба»; «Натюрморт» и др.
2. Образ творческой личности в мире Бр.: «На столетие Анны Ахматовой»; «Я входил вместо дикого зверя в клетку»; «Новые стансы к Августе»; «Конец прекрасной эпохи»; «Литовский ноктюрн: Томасу Венцлова» и др.
3. Религиозные мотивы тв-ва И.Б.: «Исаак и Авраам», «Рождество 1963 года», «В деревне Бог живёт не по углам...»; «24 декабря 1971 года»; «Сретенье» и др.
4. Античные реминисценции в поэзии И.Б.: «Письма римкому другу»; «Дидона и Эней»; «По дороге на Скирос»; «Postaetatemnostram”; “AnnoDomini” и др.
5. Любовная лирика Бродского. Стихи к М.Б. “Дебют”; “Любовь”; “Горение”; “Переселение”; “Я обнял эти плечи...”; “Ниоткуда с любовью”; “Прачечный мост”; “Я был только тем...”; “Строфы” (“На прощанье – ни звука...”); “Шесть лет спустя” и др.
6. Ирония и сарказм в поэзии Бр. “Из школьной антологии”; “Двадцать сонетов к Марии Стюарт” и др.