Тема 1 Введение. Античная мифология

Содержание

Пояснительная записка_________________________________

Тематический план____________________________________

Содержание курса_____________________________________

Список литературы____________________________________

Пояснительная записка

Античная литература – одна из первых историко-литературных дисциплин, которую изучают студенты первого курса филологического факультета. Задача курса – дать представление об общем процессе развития античной литературы как древнейшей европейской литературы; рассмотреть творчество наиболее выдающихся древнегреческих и древнеримских писателей; раскрыть художественную ценность отдельных произведений, их значение в античной литературе и влияние на литературу нового времени, в том числе русскую. Данная программа нацеливает преподавателя и студентов на изучение античной литературы как первой европейской литературы, поэтому особое значение приобретают межпредметные связи. Данная программа учитывает и специализацию студентов педагогического вуза – “учитель русского языка и литературы в средней школе”.

На курс античной литературы учебным планом отводится 38 часов, из них - 20 лекционных и 18 часов практических занятий.

Лекции строятся на сочетании обзорных и монографических тем. Особое значение имеет вводная лекция-консультация, на которой студенты получают общее представление обо всём литературном курсе, формах отчётности, а также советы по организации самостоятельной работы. В качестве условия, способствующего успешному усвоению курса, студентам предлагается график “опережающего чтения” произведений античной литературы – таким образом, чтобы к очередной лекции студент уже успел прочитать рассматриваемые в ней художественные тексты. Это избавляет преподавателя от пересказа сюжета и даёт возможность обратиться непосредственно к анализу текста.

Самостоятельная работа студентов по усвоению лекционного материала включает также работу с терминологией: к каждой лекции приводится список понятий, значение которых студенту необходимо знать. Работа с текстом художественного произведения находит отражение в читательском дневнике.

Среди обзорных тем важное место занимает тема “Античная мифология”, поскольку без знания мифологии невозможно понимание и усвоение античных произведений. Данной теме посвящена отдельная лекция и практическое занятие. На лекции рассматриваются понятие о мифологии, теория мифа, своеобразие греческой и римской мифологии. На практическом занятии анализируются типы и циклы мифов, сюжеты и образы греческой и римской мифологии, периоды развития мифологии; студенты определяют, каково значение мифологии в древнем общественном сознании, религии, искусстве; получают представление о мифологической школе в литературоведении. Особый интерес вызывает задание: “Привести примеры и объяснить значение “крылатых” слов и выражений, связанных с античной мифологией”. В практическое задание к зачёту входит лексический комментарий к текстам с античными реминисценциями (используются отрывки из произведений русской классической литературы).

В обзорных лекциях ставится задача дать общее представление о литературном процессе рассматриваемой эпохи, о литературных жанрах и стилях; историко-литературный материал сочетается с теоретическим. Таким образом, обзорные темы становятся своеобразной базой для монографических тем, которые посвящены творчеству отдельных авторов.

На практических занятиях анализируются произведения различных литературных жанров, ставятся вопросы об их возникновении и особенностях развития. Главная задача на практических занятиях – конкретный анализ художественных произведений с опорой на имеющиеся у студентов-первокурсников теоретические знания. Здесь активизируются межпредметные связи, студенты используют информацию, полученную не только в курсе античной литературы, но и по “Устному народному творчеству”, “Введению в литературоведение”.

Проблеме античных реминисценций и влияний в русской литературе по возможности уделяется внимание и на лекциях, и на практических занятиях. Так, практическое занятие, посвящённое античной лирике, содержит вопрос “Традиция литературного памятника в античной и русской поэзии”. Данное занятие нацеливает студентов на сравнительно-типологическое изучение стихотворений разных эпох, народов, художественных направлений. Кроме того, занятие имеет определённую педагогическую направленность, поскольку оно непосредственно связано со школьной программой по литературе: при изучении в школе “Памятников” Державина и Пушкина учителю необходимо рассказать об истоках этой традиции, которые уходят в античную лирику. Кроме того, студенты осваивают методику сопоставительного анализа античных и русских стихотворений, прослеживают возникновение и развитие традиции литературного “Памятника” (Солон – Гораций – Овидий; Ломоносов – Державин – Пушкин). Студентам предлагается ответить на вопросы: “Какова структура стихотворений-памятников? “В чём каждый поэт видит ценность своего труда, чем мотивирует бессмертие своего творчества? и т.п. Анализируя стихотворения, студенты используют подготовленный заранее лексический комментарий к ним (объяснение античных слов и выражений) и сравнительную характеристику текстов.

Каждый студент в течение семестра работает над рефератом, который будет защищать на экзамене в качестве третьего вопроса. Общая тема рефератов – “Античность в русской литературе XVIII – XIX вв.”. Работая над конкретной узкой тематикой, студент должен выявить, каковы особенности восприятия и изображения античности в творчестве избранного им поэта, каковы особенности использования в его произведениях античных сюжетов, мотивов, образов. В реферате обязателен самостоятельный анализ художественных произведений с “расшифровкой” и комментированием античных реминисценций. Интересные, самостоятельные рефераты станут основой для выступлений на студенческой научной конференции.

Тематический план

Наименование разделов и тем Всего трудо-емкость В том числе аудиторных часов Индиви-дуальная самост. работа
    Всего Лекции. Семинар. ЛПЗ  
1.Введение. Античная мифология.    
2. Греческая литература архаического периода. Гесиод.  
3.Героический эпос. Гомер  
4. Лирика.  
5. Греческая литература классического периода. Древнегреческая трагедия. Эсхил. Софокл. Еврипид.  
6. Древнегреческая комедия. Аристофан.  
7. Эллинистический период античной литературы. Новоаттическая комедия. Менандр  
8. Греческая проза. Её жанры. “Дафнис и Хлоя” Лонга.      
9. Зарождение римской литературы. Драматургия Плавта и Теренция, проблематика их произведений, принципы изображения характеров.      
10. Римская литература “века Августа”. Поэзия Горация. Вергилий и его поэма “Энеида”.  
11. Римская любовная элегия. Творчество Овидия. Поэма Овидия “Метаморфозы”  
12. Развитие прозаических жанров в поздней римской литературе. Петроний, Сатирикон”. Апулей, “Метаморфозы”, или Золотой осел”.      
Всего:  

Тема 1.3. Греческая лирика

1. Возникновение лирики в VII в. до н.э. как результат изменения общественного сознания и общественной психологии.

2. Развитие декламационной лирики (элегии Тиртея, Солона, Феогнида, ямбы Архилоха).

3. Развитие сольной лирики в творчестве Сапфо, Алкея, Анакреонта.

4. Хоровая лирика (Алкман, Арион, Пиндар, Вакхилид)

5. Античная лирическая традиция в последующие эпохи. Анакреонтика. Мотивы и образы древнегреческой лирики в русской поэзии.

Прочитать к лекции:

Стихотворения Тиртея, Солона, Феогнида, Архилоха, Сапфо, Алкея, Анакреонта, Алкмана, Ариона, Пиндара, Вакхилида.

Литература

· Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе.

· Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995.

· Гринбаум Н.С Художественный мир античной поэзии:

· Творческий поиск Пиндара. М., 1990.

· Давыдова М.Ю. К вопросу о происхождении древнегрече­ской драмы // Эпохальные рубежи в истории искусства Запада. М., 1996. С. 17-33.

· Доватур А.И. Феогнид и его время. Л., 1989.

· Лурье С.Я. Неугомонный: Рассказ о древнегреческом по­эте Архилохе. М., 1962.

· Кибалъник С.А. Возникновение в русской лирике “антологического рода” поэзии // Русская литература. 1984. №2.

· Федоров Н.А. Греческая лирика. М., 1963.

· Ярхо В.П., Полонская К.П. античная лирика. М., 1967.

Тема 1.4. Греческий театр

Тема 1.5. Софокл

(ок. 496 - 406 гг. до н.э.)

1. Личность, мировоззрение и роль Софокла в истории ан­тичной культуры.

2. Драматургическое новаторство Софокла. Общая харак­теристика творчества. Особенности проблематики и поэтики его трагедий.

3. Трагедия “Антигона”: особенности композиции, драма­тического конфликта, системы образов; психологизм образов.

4. Трагедия “Царь Эдип”: конфликт, композиция, психо­логизм образов.

Прочитать к лекции:

Трагедии Софокла “Эдип-царь”, “Антигона”, “Эдип в Колоне”,

Литература

· Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по

· античной литературе.

· Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995.

· Фёдоров Н.А.. Греческая трагедия. М., 1960.

· Ярхо В Н. Античная драма: Технология мастерства. М., 1990.

· Ярхо В.Н. Трагедия Софокла “Антигона”. М., 1986.

· Ярхо В.Н. Трагический театр Софокла // Софокл. Драмы.

М., 1990. С 467-508.

Тема 1.6. Еврипид

(ок. 484 - 406 гг. до н.э.)

1. Еврипид - драматург-“философ”. Характеристика твор­чества. Проблематика и поэтика трагедий Еврипида. Критическое отношение Еврипида к традиционной мифологии.

2. Раскрытие борьбы чувств в трагедиях “Медея” и “Ипполит”; мастерство психологизма.

3. Трагедия “Ифигения в Авлиде”, выражение полисного патриотизма; мастерство психологизма.

Прочитать к лекции:

Трагедии Еврипида “Ифигения в Авлиде”, “Медея”, “Ипполит”.

Литература

· Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе.

· Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995.

· Гончарова Т.В. Еврипид. М., 1986,

· Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. М.. 1990.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие № 1 (2 часа)

Античная мифология

План

1. Понятия «миф» и «мифология». Мифологическое мировоз­зрение.

2. Сюжеты и образы греческой и римской мифологии.

3. Мифология и религия. Мифология и литература. Мифоло­гия и искусство.

Задание:

1. Прочитайте книгу: Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А.А. Нейхардт. М., 1990, или Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М, 1975.

2. В соответствии с вопросами плана практического занятия сделай­те выписки и конспекты из указанных ниже научных и справочных изданий.

3. Составьте в читательском дневнике таблицу «Олимпийские боги», в которую занесите сведения о четырнадцати богах, называвшихся у древних греков олимпийскими: укажите их греческие и римские имена, перечислите их функции, постоянные эпитеты, атрибуты, назовите их священных животных и растения, занесите сведения о характере божеств и укажите основные мифы, связанные с ними.

4. Составьте в тетради собственный «Мифологический слова­рик», в котором укажите:

1) основных героев и их подвиги;

2) фразеологизмы, происхождение которых связано с греческими мифами; объясните значение фразеологизмов и укажите (кратко) цикл мифов и мифологическую ситуацию.

Тексты и литература

Легенды и сказания Древней Греции и ДревнегоРима / Под ред. А.А. Нейхардт. М., 1990.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М. 1975.

Немировский А. И. Мифы Древней Эллады. М. 1992.

Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989.

Бекер К.Ф. Мифы древнего мира. Саратов, 1995.

Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. М., 1996.

Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992.

Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1995.

Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1987, 1988. (см.: Т. 1: «Вступ. статья», статья «Греческая мифология». Т. 2: статья «Римская мифология»).

Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. М., 1992.

Мифологический словарь / Сост. М.Н. Ботвинник. М., 1965.

Занятие № 2 (2 часа)

Поэмы Гомера «Илиада»

План

1. Своеобразие жанра поэмы «Илиада». Особенности изо­бражения троянской войны и композиция поэмы Гомера.

2. Единство действия и эпизодичность в «Илиаде». Осо­бенности эпического действия и стиля.

3. Система образов поэмы: боги, троянские и греческие герои, женские образы. Особенности их характеристики. Эпический идеал человека.

4. Идейное содержание поэмы. Общечеловеческое, «вечное» в со­держании поэмы.

Задание:

1. Прочитайте Мифы о Троянской войне по книге Куна Н.А. Немировского А. И. или Нейхардта А. А. (см. литературу к практическому занятию № 1).

2. Прочитайте поэму «Илиада», найдите и выпишите в читательский дневник:

- постоянные эпитеты, характеризующие основных героев поэмы;

- их портретные характеристики;

- детальные описания;

3. Составьте метрическую схему первых строк «Илиады», покажите, что поэма написана гекзаметром.

4. Выпишите в тетрадь определения понятий: гекзаметр и эпопея. Воспользуйтесь для этого учебниками по античной литературе (перечень специальных терминов дан в учебнике И. М. Тронского на с. 461-462, в учебнике Н.А. Чистяковой на с. 449-451) или Словарем литературоведческих терминов.

5. Прочитайте указанные ниже разделы монографий, сде­лайте выписки в соответствии с вопросами плана:

• Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. М., 1976. Гл.3-5. 9, 11. 14.

• Шталь И.В. Гомеровский эпос. М., 1975 («Стихотвор­ный размер», «Эпический идеал человека...», «Индивидуальная эпическая характеристика», «Эпическое действие», «Словесное вы­ражение»).

6. Охарактеризуйте взгляды В.Г. Белинского на поэму Го­мера как на выдающееся произведение эпической поэзии. Сде­лайте соответствующие выписки из статьи Белинского «Раз­деление поэзии на роды и виды» (см.: Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1978. Т.З. С. 296-304, 317-220).

7. Выпишите в тетрадь фразеологизмы, связанные с мифами о Троянской войне, объясните их значение и расскажите, к какой мифологиче­ской ситуации они относятся (напр., «яб­локо раздора», «суд Париса», «бойтесь да­найцев, и дары приносящих» и др.)

Тексты и литература

Мифы о Троянской войне.

Гомер. Илиада (в пер. А. Гнедича) – полный текст.

Война мышей и лягушек (Батрахомиомахия) - по хрестоматии.

Учебники и учебные пособия по античной литературе.

Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Бе­линский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. Т.З. М., 1978.

Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995. Т.I, гл. I. «Илиада» и гуманизм Гомера.

Гомеровы гимны. М., 1995.

Кравчук А. Троянская война: миф и история. М. 1991.

Лосев А. Ф. Гомер. М., 1996.

Сахарный Н. Л. Гомеровский эпос. М., 1976.

Флоренсов Н. А. Троянская война и поэмы Гомера. М., 1991.

Шталь И. В. Гомеровский эпос. М., 1975.

Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.

Занятие № 3 (2 часа)

Поэма Гомера «Одиссея»

План

1. Особенности сюжета

2. Особенности композиции.

3. Образ Одиссея как идеального эпического героя античности.

4. Образы мифологических персонажей в поэме.

Задание:

1. Прочитайте поэму Гомера «Одиссея» в пер. В.А. Жуковского.

2. Определите особенности композиции поэмы.

3. Выпишите в читательский дневник постоянные эпитеты, характеризующие Одиссея, его речевые и портретные характеристики.

4. Проанализируйте приключения Одиссея и определите ключевые черты (не менее десяти), которые свойственны ему как идеальному эпическому герою античности. Докажите, что указанные вами характеристики действительно свойственны личности Одиссея на конкретных примерах (каждая черта - три-четыре примера).

5. Опираясь на мифологические словари, а также на комментарии к тексту, выпишите в читательский дневник характеристики следующих мифологических персонажей: Эол, Гелиос, феакийцы, сирены, Скилла и Харибда, лотофаги, лестригоны, Цирцея (Кирка), циклопы, Каллипсо, Левкотея.

Тексты и литература

Мифы о Троянской войне

Гомер. Одиссея (в пер. В. Жуковского) - полный текст.

Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе.

Голинкович Т.Н. Читаем Гомера: Одиссея. Песнь I. Ком­ментарий. М., 1996.

Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. М., 1976.

Шталь И. В. «Одиссея» - героическая поэма странствий. М.,1978.

Шталь И. В. Гомеровский эпос. М., 1975.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983

Занятие № 4 (2 - 4 часа)

Античная лирика.

В античной и русской поэзии

План

1. Возникновение античной лирики. Роль лирики в грече­ском обществе VП-VI вв. до н.э. и в римском обществе эпохи Августа.

2. Виды и жанры античной лирики.

3. Мир человеческой души в лирике греческих поэтов (чтение и анализ стихотворений).

4. Традиция стихотворения-«памятника» в античной лите­ратуре: Солон - Гораций - Овидий.

5. Развитие этой традиции в русской лирике: М.В. Ломо­носов - Г.Р. Державин - А.С. Пушкин.

Задание:

1. По лекциям, учебникам и учебным пособиям прочитать соответствующие разделы о греческой и римской лирике, о творчестве античных поэтов.

2. Опираясь на материалы учебников и рекомендованной литературы, подготовьте сообщение об одном из античных поэтов.

3. Выпишите в читательский дневник образцы лирики Алкея, Сапфо, Анакреонта, Тиртея, Архилоха и др. поэтов и подготовьте анализ. Подготовьте чтение наизусть выбранного стихотвлрения.

4. В читательском дневнике или на полях лекций сделать допол­нения к материалу лекцией: об общественной роли античной лирики в VII-VI вв. до н.э., о ее возникновении и особенностях развития, о роли поэта в греческом и римском обществе.

5. Из хрестоматий или поэтических сборников выпишите в читательский дневник тексты шести «памятников»:

• Солон – «Народ созвал я...» (или, в пер. Вяч. Иванова, «Моей свидетельницей пред судом времен...»);

• Гораций – «Создал памятник я...» (ода III, 30) в пер. С.В. Шервинского;

• Овидий – «Вот завершился мой труд...» в пер.С.В. Шервинского;

• Ломоносов – «Я знак бессмертия себе воздвигнул...»;

• Державин – «Я памятник себе воздвиг чудесный, веч­ный...»;

• Пушкин – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

6. Используя материалы учебников и рекомендованной научной литературы, составьте пись­менные комментарии к каждому стихотворению. Комментируя стихотворения, ответьте на следующие вопросы:

• Кем был Солон? О чем он говорит в своем стихотворе­нии? Можно ли сказать, что стихотворение имеет итоговый характер? Чему именно подводится итог в стихотворении Со­лона?

• Почему именно стихотворение древнегреческого поэта послужило источником для «памятника» Горация? Что именно Гораций заимствовал из стихотворения Солона?

• Какова структура «памятника» Горация? Выделите основные идеи оды Горация, сравните с соответствующими идеями «памятников» Ломоносова, Державина и Пушкина. Отметьте в них черты сходства и различия, проследите развитие литературной традиции.

• Покажите, что в финале «Метаморфоз» (1-8 гг. н.э.) Ови­дий использовал идею «Памятника» Горация, опублико­ванного в 23 г. до н.э.

• В чем каждый из поэтов (античных и русских) видит свое право на бессмертие? Как они оценивают свою деятельность? В чем смысл их обращения к музе?

6. Выучите наизусть «Памятник» Горация в пер. М.В. Ломоносова или др. поэта.

Тексты и литература

· Стихотворения Тиртея, Солона, Феогнида, Архилоха, Сапфо,

Алкея, Анакреонта, Алкмана, Пиндара, Вакхилида.

· Тексты стихотворений-«памятников» Солона, Горация, Овидия, Ломоносова, Державина, Пушкина. - Любое издание.

Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе.

Боннар А. Архилох, поэт и гражданин / Греческая цивилизация. М., 1995. Т. I. Гл. IV.

Боннар А. Сафо с Лесбоса – десятая муза. Там же. Гл. V.

Боннар А. Солон и приближение демократии. Там же. Гл. VI.

Боннар А. Пиндар, владыка поэтов и поэт владык. Там же. Т. II. Гл.V.

Гринбаум Н.С Художественный мир античной поэзии:

Творческий поиск Пиндара. М., 1990.

Доватур А.И. Феогнид и его время. Л., 1989.

Алексеев М.П. Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг...» / Алексеев М.П. Пушкин и мировая литература. Л., 1987. С. 236 – 265.

Еремин М. Муза свободы: Стихотворение «Я памятник се­бе воздвиг нерукотворный...» / Вершины: Книга о выдающих­ся произведениях русской литературы. М., 1978.

Полонская К. П. Римские поэты эпохи принципата Августа. М., 1963.

Савельева Л. И. Античность в русской поэзии конца XVIII -начала XIX вв. Казань, 1980.

Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967.

Занятие № 5 (2 часа)

Греческая комедия

План

1. Идейные и художественные особенности комедий Аристофана.

2. Комедия «Облака». Особенности названия комедии.

3. Характеристика основных образов.

4. Изображение Сократа и софистов в комедии.

5. Особенности идейного содержания комедии.

6. Приемы комического в комедии.

7. Особенности новой аттической комедии. Комедия Менандра «Брюзга». Особенности построения характеров. Идейное содержание комедии.

Задание:

Прочитайте комедию Аристофана «Облака».

1. Сделайте в читательский дневник выписки, характеризующие главных героев комедии: Сократа, Стрепсиада, Федиппида.

2. Определите, какие приемы комического использует Аристофан при создании образов. Сделайте в читательский дневник соответствующие выписки.

3. Законспектируйте главу «Загадка Сократа» из монографии А. Боннара «Греческая цивилизация» (Т. II, гл. X). Опираясь на материалы данной главы, а также на соответствующие статьи Словаря античности или Философского словаря, ответьте на следующие вопросы: Кем был Сократ как историческая личность? Каким он был? Чем он прославился? Был ли он софистом? Что известно о его жизни и о его смерти? Кто такие софисты? Был ли Сократ софистом? Чем отличается литературный образ, созданный Аристофаном, от реального исторического образа Сократа? Что именно и с какой целью домыслил или переосмыслил Аристофан в образе Сократа? Как это связано с идейным содержанием комедии? Какие черты личности Сократа Аристофан изобразил правдиво? Почему?

4. Прочитайте комедию Менандра «Брюзга». Сделайте в читательский дневник выписки, характеризующие главных героев комедий. Определите принципы построения характеров в комедии.

5. Сделайте выводы об особенностях проблематики и идейного содержания комедий Менандра и Аристофана, об основных принципах построения характеров у обоих авторов. В чем заключаются различия? В чем вы видите причину этих различий?

Тексты и литература

Аристофан. Облака.

Менандр. Брюзга (Угрюмец).

Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе.

Боннар А. Смех Аристофана / Греческая цивилизация. М., 1995. Т. II. Гл. VIII.

Боннар А. Загадка Сократа / Там же. Гл. X.

Боннар А. Царство книг. Александрия. Библиотека и Мусейон / Там же. Т. III. Гл. XI.

Гусейнов Г. Ч. Аристофан. М., 1988.

Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. М., 1979.

Занятие № 9

Античный роман (2-4 часа)

План

1. «Греческое возрождение» в античной литературе II в. н.э.

2. Плутарх (ок. 45 – после 120 гг. до н.э.) – греческий писатель периода «греческого возрождения». «Сравнительные жизнеописания» Плутарха: особенности жанра, мастерство художественной биографии, монументальность и психологизм в создании образов. Морализм Плутарха.

3. Греческий роман II в. н.э. Мифологизм в буколическом романе Лонга «Дафнис и Хлоя». Отражение сознания эпохи в романе.

4. Луций Апулей (ок. 125 – ок. 180 гг. до н.э.). Особенности личности и мировоззрения. Роман «Метаморфозы, или Золотой осел»: проблематика и образы, своеобразие жанра, аллегорический смысл сюжета, поэтика контрастов. Отражение кризиса идеологии периода римской античности в романе.

Задание:

1. Прочитайте из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха: Солон («Солон и Попликола»), «Демосфен и Цицерон», Перикл («Перикл и Фабий Максим»). В соответствии с вопросами плана сделайте соответствующие выписки из текста и научной литературы.

2. Прочитайте роман Лонга «Дафнис и Хлоя» – полный текст.

3. Законспектируйте главу из книги А. Боннара «Греческая цивилизация (Т. III, гл. XVII).

4. Прочитайте роман Апулея «Метаморфозы» - полный текст. В соответствии с вопросами плана сделайте в читательский дневник выписки из текста и научной литературы.

Тексты и литература

Плутарх. Сравнительные жизнеописания.

Лонг. Дафнис и Хлоя.

Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел».

* * *

Учебники, энциклопедии и словари по античной литературе.

Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М., 1973.

Античный роман. М., 1969.

Боннар А. Иные способы бегства от жизни. Город и реалистический мим. Греческий роман. «Дафнис и Хлоя» / Греческая цивилизация. Т. III. Гл. XVII. М., 1995.

Джонс А. Гибель античного мира / Пер. с англ. Т. Горяйновой. Ростов-на-Дону. М., 1997.

Полякова С.В. «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея. М, 1988.

ПО АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Учебники и учебные пособия

Античная литература / Под ред. проф. А.А. Тахо-Годи. М. ,1986.

Борухович В.Г. История древнегреческой литературы. Са­ратов, 1982.

История всемирной литературы: В 9 т. М., 1983. Т.1.«Литература европейской античности».

Лапидус Н И. Античная литература. Минск, 1986.

Лосев А.Ф. и др. Античная литература. М., 1997.

Радциг С. И. История древнегреческой литературы. М., 1982.

Тронский И.М. История античной литературы. М., 1988.

Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. М., 1972.

Хрестоматии

Античная литература: Греция: Антология: В 2 т. / Сост. Федоров Н.А., В.И. Мирошенкова. М., 1989.

Античная литература: Рим: Антология / Сост. Федоров Н.А.,

Мирошенкова В.И. М., 1988.

Полонская К. П., Поняева Л.П. Хрестоматия по ранней рим­ской литературе. М.,1984.

Федоров Н.А., Мирошенкова В.И. Античная литература:

Рим: Хрестоматия. М., 1999.

Хрестоматия по античной литературе: В 2 т. Т. I: Греция. Т. II: Рим / Под ред. Н. Ф. Дератани. М., 1965.

Эллиника: Хрестоматия поэтических комментированных текстов древнегреческих авторов. М., 1994.

Исследования

Аверинцев С.С. Две тысячи лет с Вергилием // Аверинцев С.С. Поэты. М., 1996.

Аристотель и античная литература. М., 1978.

Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белин­ский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 3. М., 1978. С. 296-304,317-320.

Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. М., 1995.

Борухович В.Г. Квинт Гораций Флакк: Поэзия и время. Саратов, 1992.

Вулих Н.В. Овидий. М., 1996.

Головня В.В. История античного театра. М., 1972.

Гончарова Т. В. Еврипид. М., 1986.

Грабарь-Пассек М.Е. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. М, 1966.

Гусейнов Г.Ч. Аристофан. М., 1988.

Доватур А.И. Феогнид и его время. Л., 1989.

Лосев А.Ф. Гомер. М., 1996.

Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995.

Петрова Н.В. Круглый стол «Античный миф и пути его изучения» // Филологические науки. 1997. № 5. С. 121-124.

Полонская К.П. Римские поэты эпохи принципата Августа. М., 1963.

Пронин В.А. Катулл. М., 1993.

Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. М., 1976.

Соболевский С.И. Аристофан и его время. М., 1957.

Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М. 1989.

Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1972.

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.

Шталь И. В. Гомеровский эпос. М., 1975.

Шталь И.В. Поэзия Гая Валерия Катулла: Типология ху­дожественного мышления и образ человека. М., 1977.

Шталь И.В Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.

Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». М., 1986.

Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. М., 1979.

Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967.

Справочная литература

Античная культура: Словарь-справочник. М., 1995.

Античность: Словарь-справочник / Под общей ред. В.Н. Ярхо. Дубна, 1998.

Античные писатели: Словарь / Пер. с польск. СПб., 1999.

Замаровский В. Боги и герои античных сказаний: Словарь / Пер. с чеш. М., 1994.

Зурабова К.А., Сухачева В.В. Мифы и предания. Античность и библейский мир: Популярный энциклопедический словарь. М., 1993.

Иллюстрированный мифологический словарь / Ботвинник М.Н., Коган Б. М. и др. СПб., 1994.

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962-1978.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1976.

Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Сост. А.А.Нейхардт. М., 1990.

Лисовый И.А., Ревяко К.А. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима. Минск, 1997.

Литературный энциклопедический словарь, М., 1987.

Мифологический словарь / Ботвинник М.Н., Коган Б. М. и др.М., 1994.

Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского.М., 1992. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. М., 1987, 1988.

Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. М.,1996.

Немировский А.И. Мифы древней Эллады. М., 1992.

Словарь античности / Пер с нем. М., 1994.

Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности: 337 портретов в слове и образе. М., 1984.

Энциклопедия для детей. Т. 6. Ч. 1. Религии мира. М., 1996.

Издания памятников античной литературы

Гомер. Илиада / Пер. А. Гнедича. Л., 1990.

Гомер. Одиссея / Пер. В. Жуковского. М., 1983.

Гомеровы гимны. М., 1995.

Эллинские поэты / В пер. В.В. Вересаева. М., 1963.

Античная басня / Пер. и предисл. М. Гаспарова. М., 1991.

Античная лирика / Под ред. С. Апта и Ю. Шульца. М., 1968.

Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты / Ред. Ф. Петровского. М.,1980.

Древнегреческая элегия / Коммент., вступ. ст. Н.А. Чистяковой. СПб., 1996.

Античная драма / Под ред. С. Апта. М., 1970.

Эсхил. Трагедии / Пер. С. Апта. М., 1971.

Софокл. Драмы / Пер. Ф.Ф. Зелинского. М., 1990.

Еврипид. Трагедии: В 2 т./ Пер. И. Анненского. М., 1999.

Аристофан. Комедии: В 2 т. М., 1983.

Басни Эзопа / Пер. М. Гаспарова. М., 1968.

Менандр. Комедии. М., 1964.

Плавт. Избранные комедии. М., 1968.

Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанностях. М., 1993.

Лукреций Кир. О природе вещей / Пер. Ф.Петровского. М., 1983.

Катулл. Книга стихотворений. М., 1986.

Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1971.

Гораций. Собрание сочинений. СПб., 1993.

Овидий. Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии / Пер. С. Шервинского. М., 1983.

Овидий. Собрание сочинений: В 2 т./ Вступ. ст. В. Дурова. СПб., 1994.

Сенека. Трагедии / Под ред. М. Гаспарова. М., 1983.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 2 т. / Изд. 2. М.,1994.

Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды / Пер. М. Кузмина и С. Маркиша. М., 1993.

Античный роман / Под ред. М. Грабарь-Пассек. М., 1969.

РЕФЕРАТЫ ПО АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1. Эпический идеал человека в поэме Гомера «Илиада».

2. Эпический идеал человека в поэме Гомера «Одиссея».

3. Дидактический эпос. Басни Эзопа. «Труды и дни» Гесиода.

4. Развитие декламационной лирики в творчестве Архилоха, Тиртея, Солона, Феогнида.

5. Развитие сольной лирики в творчестве Алкея, Сапфо, Анакреонта. Русская анакреонтика XVIII-XIX вв.

6. Развитие хоровой лирики в творчестве Пиндара. Судьба пиндарической лирики в позднейшей литературе.

7. Проблема рока и справедливости в трилогии Эсхила «Орестея».

8. Трагедия Софокла «Эдип-царь». Анализ образа царя Эдипа. Сравнительная характеристика трагедии Софокла и Сенеки («Эдип»).

9. Образ Антигоны в трагедии Софокла «Антигона» и его смысл. Сравнительная характеристика образов Антигоны и Исмены.

10. Женские образы в трагедиях Еврипида («Алкестида», «Медея», «Ифигения в Авлиде»).

11. Трагедия Еврипида «Ифигения в Авлиде». Выражение полисного патриотизма в трагедии. Образ Ифигении.

12. Трагедия Еврипида «Медея», раскрытие в ней борьбы чувств и внутреннего разлада в душе человека. Образы Медеи и Ясона.

13. Драматургия Сенеки. «Медея» Еврипида и «Медея» Сенеки. Сравнительный анализ трагедий.

14. Аристофан как «отец комедии». Подробный анализ поэтики и проблематики одной из комедий («Лягушки», «Лисистрата» «Облака»).

15. Александрийская поэзия. Творчество Феокрита.

16. Катулл и кружок поэтов-неотериков. Поэзия Катулла ее темы, художественное своеобразие.

17. Раннее творчество Вергилия. «Буколики» и «Георгики», их связь с произведениями Феокрита и Гесиода.

18. «Энеида» Вергилия как поэма, прославляющая римскую державу и род Августа. Связь с поэмами Гомера и отличие от них.

19. «Энеида» Вергилия. Образ Энея как идеал римской доблести.

20. Ранние произведения Горация «Эподы» и «Сатиры», их идейно-художественное своеобразие.

21. Гораций как римский классицист. «Оды»и «Послания» Горация.

22. Традиция литературного «памятника» в античной и русской поэзии (Солон, Гораций, Овидий – Ломоносов, Делжавин, Пушкин).

23. Творческий путь Овидия. Его место в литературе эпохи Августа. А.С. Пушкин об Овидии (стихотворение «К Овидию», отрывки об Овидии из I-ой главы «Евгения Онегина» и поэмы «Цыгане»).

24. Эзоповские сюжеты в баснях И.А. Крылова.

25. Римское ораторское искусство II-I вв. до н.э. Роль Цицерона в истории римской литературы (речи Цицерона – по хрестоматии).



ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (стационар)

1. Основные этапы развития зарубежной литературы. Литература древнего мира. Понятие об античной литературе. Ее значение в развитии мировой литературы.

2. Понятие о мифе и мифологии. Типы и циклы мифов. Космогоническая мифология. Мифы о богах и героях. Основные сюжеты и образы (знание книги Н.А. Куна и А.А. Нейхардт «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима»).

3. Гомер и «гомеровский вопрос» в науке. Современное состояние этого вопроса. Мифы о Троянской войне и особенности ее изображения в «Илиаде» Гомера. Гуманистический смысл поэмы.

4. Система образов в поэме Гомера «Илиада». Образы ахейцев. Образы троянцев. Божественные образы в поэме. Женские образы в поэме.

5. Поэма Гомера. «Одиссея». Особенности композиции. Сюжет. Образ Одиссея как эпический идеал человека. Образы мифологических персонажей в поэме.

Наши рекомендации