Основы стиховедения. Русский стих

План

1. Понятие стихотворной системы. Связь систем стихосложения с особенностями национального языка. Тоническая, силлабическая и силлабо-тоническая системы в историческом аспекте (на материале русской поэзии).

2. Отличие стихотворной речи от прозаической. Ее специфические особенности. Понятие словесного ритма. Ритм и смысл.

3. Рифма и ее значение в поэзии. Основные функции рифмы. Виды рифмы по месту в строке, по месту ударения, по точности и богатству. Панторим (или панторифма).

4. Объединение стихов рифмами. Виды рифмовки. Белый стих.

5. Строфа и ее значение. Разновидности строф. Монострофа: 1) двустишия, трехстишия, четверостишия и др.; 2) рондо, триолет, сонет, русская частушка, японские танка и хокку, польский краковяк и др.

6. Суперстрофы. Сонет и венок сонетов. Онегинская строфа: структура, генезис, художественные функции.

Задание

1. Прочитайте статьи в хрестоматии Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. [1979, 1988] 3-е изд. М., 1997:

1) Тредиаковского В.К. Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих знаний (1735);

2) Ломоносова М.В. Письмо о правилах российского стихотворства (1739);

3) Пушкин А. С. Путе­шествие из Москвы в Петербург (1833–1834);

4) Белый А. Опыт характеристики русского четырехстопного ямба (1909).

2. Изучите основополагающие признаки тонической, силлабической и силлабо-тонической систем стихосложения.

3. Какие из приведенных определений в хрестоматии (Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. Хрестоматия. М., 2004. Часть первая. Литература как вид искусства. Глава 2. § 2. Поэзия и проза: принципы разграничения. С. 76–87) приравнивают противопоставления «проза – поэзия» и «проза – стихи» и какие их разграничивают? Отметьте также те случаи, когда сочетаются оба подхода.

4. Сравните размышления о взаимосвязи между стиховым ритмом и семантикой поэтического слова у М.М. Бахтина и Ю.Н. Тынянова (Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. Хрестоматия. М., 2004. Часть первая. Литература как вид искусства. Глава 2. § 2. Поэзия и проза: принципы разграничения. С. 82–86).

5. Что нового вносят в традицию противопоставления двух основных видов художественной речи приведенные суждения И.П. Смирнова, Ю.В. Шатина и М.М. Гиршмана? (Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. Хрестоматия. М., 2004. Часть первая. Литература как вид искусства. Глава 2. § 2. Поэзия и проза: принципы разграничения. С. 86–87).

6. Прокомментируйте высказывания: «Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало» (А.С. Пушкин. Путешествие из Москвы в Петербург. 1833–1834). «...Для героических или величественных передач надо брать длинные размеры с большим количеством слогов, а для веселых — короткие» (В. В. Маяковский). Связаны ли и каким образом размер и смысл?

7. Объясните на примере своеобразие взаимоотношений автора и героя в лирике (на фоне эпики и драмы). Для полноты картины возьмите 2 стихотворения, демонстрирующих крайние случаи:

- лирический субъект, предельно близкий автору;

- персонаж «ролевого стихотворения».

Сравните эти варианты и попытайтесь выявить «родовую» общность.

8. Возможен ли в лирике сюжет и в чем его специфика? Какие признаки наличия или отсутствия сюжета вы учитываете, отвечая на вопрос? Приведите в пример определенное стихотворение.

9. Дайте анализ стихотворного текста (1 по выбору) с учетом особенностей ритмики, рифмовки, строфики (см. список художественных текстов ниже).

10. Отработайте навыки определения метра путем скандирования стихотворений (см. список художественных текстов ниже).

11. Законспектироватьстатьи по хрестоматии:Стиховедение: Хрестоматия для студентов филологов / Сост. Л.Е. Ляпина. [1998] М., 2002.*

1. Томашевский Б.М. Стих и язык.

2. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка.

3. Жирмунский В.М. Рифма, ее история и теория.

4. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений.

5. Холшевников В.Е. Типы интонации русского классического стиха.

Учебники, учебные пособия

1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова [1976, 1978] 3-е изд. М., 1988. – Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебника для студентов филологических специальностей университетов. (См.: Часть первая. Художественная литература в ее социально-исторической специфике. V. Художественная литература в различии ее родов.)*

2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под ред. Л. В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др. М., 1999. (См. статьи: Лирика. Лирический субъект. Мотив. Образ художественный. Родовая принадлежность произведения. Стих. Язык поэтический.)*

3. Есин А.Б. Глава IV. Виды вспомогательного анализа: 1. Анализ произведения в аспекте рода и жанра // Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. [1998] М., 2003. – Рекомендовано УМО высших учебных заведений РФ по педагогическому образованию. – С. 213– 221.*

4. Томашевский Б.В. Стих и проза // Томашевский Б.В. Теория литература. Поэтика: Учеб. для вузов. М., 1996. Рекомендовано Госкомитетом РФ по высшему образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению «Филология», специальностям «Филология» и «Литературоведение». – С. 102–175.*

Хрестоматии

1. Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. [1979, 1988] 3-е изд. М., 1997. – Допущено МО РФ.*

2. Стиховедение: Хрестоматия для студентов филологов / Сост. Л.Е. Ляпина. [1998] М., 2002.*

3. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология». М., 2004. – Рекомендовано Советом по филологии УМО по классическому университетскому образованию.*

Литература

Бройтман С. Н. Русская лирика XIX – начала XX века в свете исторической поэтики. Субъектно-образная структура. М., 1997.

Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. М., 1984.

Гаспаров М. Л. Современный русский стих: Метрика и ритмика. М., 1974.

Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.

Гиршман М. Ритм художественной прозы. М., 1982.

Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975.

Жовтис А. Л. О критериях типологической характеристики свободного стиха // Вопросы языкознания. 1970. № 2.

Калачева С. В. Стих и ритм. М., 1978.

Квятковский А. Русский свободный стих // Вопр. лит. 1963. № 12. С. 60–77.

Ковтунова И. Поэтический синтаксис. М., 1986.

Кормилов С. Маргинальные системы русского стихосложения. М., 1995.

Кормилов С. Русская метризованная проза (прозостих) конца XVIII – XIX // Русская литература. 1990. № 4. С. 31 – 44.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.

Марков В.О свободе в поэзии. СПб., 1994.

Овчаренко О. К вопросу о генезисе свободного стиха // Филологические науки. 1978. № 1.

Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе. М., 2002.

Очерки истории языка русской поэзии XX века: Опыты описания идиостилей. М., 1995.

Проблемы теории стиха: Сборник. Л., 1973.

Проблемы теории стиха: Сборник. Л., 1984.

Русское стихосложение XIX в.: Материалы по етрике и строфике русских поэтов. М., 1979.

Сильман Т.И. Заметки о лирик. Л., 1977.

Современный русский стих: Метрика и ритмика. М., 1974.

Теория стиха: Сборник / Под ред. В. Е. Холшевникова. Л., 1968.

Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение. Л., 1959.

Федотов О. И. Основы русского стиховедения. Метрика и ритмика: Учеб. пособие. М., 1997.

Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение: Учеб. пособие. СПб., 1996.

Холшевников В. Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991.*

Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969.

Словари и справочные издания

1. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.

2. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962– 1979.

3. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

4. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

5. Павловч Н.В. Словарь русских поэтических образов: В 2 т. М., 1996.

Художественные тексты

Жуковский В.А. Отрывки из баллад «Людмила», «Замок Смальгольм, или Иванов вечер», «Вечер».

Грибоедов А.С. «Горе от ума» (любая строфа).

Пушкин А.С. «Рифма, звучная подруга…», «Кавказ», «Сонет», «Песнь о вещем Олеге», «Бесы».

«Евгений Онегин» (любая строфа).

«Сказка о попе и о работнике его Балде» (отрывок из начала).

Лермонтов М.Ю. «Выхожу один я на дорогу…», «Ночевала тучка золотая…», «Парус», «Бородино», «Тучи», «Родина».

Некрасов Н.А. «Рыцарь на час», «Несжатая полоса», «Саша».

Блок А.А. «Соловьиный сад», «О, весна без конца и без краю…», «Вхожу я в темные храмы…».

Ахматова А. «Смуглый отрок бродил по аллеям».

Есенин С. «отговорила роща золотая...», «Не жалею, не зову, не плачу…».

Маяковский В.В. «Послушайте, если звезды зажигают…».

Пастернак Б. «Зимняя ночь».


Наши рекомендации