Раздел 3. текст как речевое произведение

Тема 3.1. Текст, его структура

Содержание учебного материала: Текст как речевое произведение. Структура текста. Смысловая и композиционная целостность текса. Связи предложений в тексте. Сложное синтаксическое целое и его виды. Функционально-смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

Вопросы для самопроверки:

1. Чем обуславливается смысловая и композиционная условность текста?

2. Дайте определение функционально-смысловым типом текста (описание, повествование рассуждение)?

Тема 3.2. Функциональный стиль русского языка

Содержание учебного материала: Функциональные стили литературного языка: официально-деловой, научный, публицистический, обиходно-разговорный (функции, стилевые черты, языковые особенности). Особый статус языка художественной литературы.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы основные признаки разговорного стиля?

2. Каковы признаки книжных стилей: публицистического, научного, официально-делового и художественного?

Тема 3.3. Жанры деловой и учебно-научной речи

Содержание учебного материала: Выбор композиции текста и языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Понятие жанра.

Жанры деловой устной речи: сообщение, доклад, деловая беседа, совещание (технология подготовки и проведении). Культура разговора по телефону. Нормы русского речевого этикета в деловом общении. Жанры деловой письменной речи: заявление, служебная записка, расписка, доверенность, объявление, протокол, акт, деловое письмо (приглашение, поздравление и др.), автобиография, резюме, трудовое соглашение. Язык и стиль служебных документов. Унификация документов: реквизиты, формуляр, бланк.

Жанры учебно-научной речи (конспект, реферат, аннотация, тезисы).

Вопросы для самопроверки:

1. Какими жанрами представлен научный стиль речи?

2. Какие жанры существуют внутри делового стиля речи?

3. В чем состоит связь стиля речи и жанра?

Вопросы для самоконтроля

1. Виды общения.

2. Функции общения и жанры речи.

3. Коммуникативные типы речи.

4. Тема, идея, основная мысль текста, авторство, адресность.

5. Словари русского литературного языка.

6. Нормы русского литературного языка.

7. Нарушение лексических и фразеологических норм.

8. Функциональные стили и их особенности.

9. Формы устной и письменной речи.

10. Текст. Категория текста, его коммуникативные связи.

11. Жанры речи.

12. Особенности публичного выступления (что? + где? + когда? + зачем?).

13. Средства выразительности речи в устном выступлении.

14. Риторические формулы.

15. Особенности звучащей речи (интонация и её типы, пауза и её типы).

16. Речевой этикет (назначение речевого этикета, этикетные ситуации и формулы).

17. Смысловые модели речи (топы) и их использование в речи.

18. Зрительное восприятие говорящего слушателями.

19. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей.

20. Расположение материала в тексте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники:

1. Введенская Л.А. Культура речи (для студентов колледжей). Ростов-на-Дону, 2010

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. М.: 2012

3. Дейкина Д.А., Пахнова Т.М. Русский язык. Практикум для старших классов. М.: 2011 г.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.

5. Орфоэпический словарь русского языка.

6. Словарь иностранных слов.

7. Словарь современного русского литературного языка.

8. Словарь трудностей русского языка.

9. Согланик Г.Я. Стилистика русского языка. Изд. «дрофа», 2011 г.

10. Фразеологический словарь русского языка.

Дополнительные источники:

1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А., Матвеева Т.В. Сборник упражнений по культуре речи, стилистике и риторике / Пособие для учащихся старших классов. – Екатеринбург: Сократ, 1997.

2. Власенко А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 1996.

3. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1997.

4. Федосюк М.Ю. Ладиженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык. М.: Флинт, 2000.

5. Ширяев Е.Я. Культура речи среди других лингвистических дисциплин. Культура русской речи и эффективность общения. –М.: Наука, 1996.

6. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Учеб. пособие. – СПб.: ИД «МиМ», 1997.

7. Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. – СПб: Специальная литература, 1998.

8. Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. – М.: Флинта, 2000.

9. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. - Ростов н/Д.: Феникс, 1995.

10. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи (для технических вузов), - Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

11. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие М.: Логос, 2001.

12. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. – М.: Русский язык, 1994.

13. Большой толковый словарь русского языка. – СПб.: Норинт, 1998.

14. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка: Более 2000 антоним. Пар/Под ред. Л.А. Новикова. – М.: Русский язык, 1988.

15. Орфографический словарь русского языка: 106000 слов. – М.: Русский язык, 1982.

16. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. / Под ред. Р.И. Аванесова. – М.: Русский язык, 1997.

17. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Изд. 2-е, испр. – М.: ЧеРо, 1998.

Интернет – источники:

1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/

2. Российский образовательный портал www.edu.ru

3. Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/

4. Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru

5. Сайт Департамента образования Тверской области www.edu.tver.ru

6. Сайт Тверского областного института усовершенствования учителей www.tiuu.ru

7. Сайт ФГОУ СПО Петровский колледж (г. Санкт-Петербург) www.petrocollege.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Наши рекомендации