Связь творчества драматурга с исторической обстановкой, с общественной и художественной мыслью 70–80-х годов.

Основные характеры. Драматургический конфликт. Особенности композиции. Способы создания комического эффекта. Отражение в комедии идей XVIII века. Значение комедии для современников и последующих поколений

№ урока Тема урока Сведения по истории литературы Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий Виды деятельности учащихся по развитию аналитических, интерпретаторских и творческих умений
Д.И. Фонвизин «Недоросль» Просветительские идеи и русская литература комедия Комментированное чтение афиши и первого действия. Словарная работа.
    Речевая характеристика Комментированное чтение отдельных сцен комедии. Речь и поступки как основное средство создания характера в драматическом произведении. Составление речевой характеристики героев.
    Драматургический конфликт и его развитие Чтение по ролям с элементами инсценирования.
Урок-практикум «Традиции и новаторство комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"»   Традиции классицизма в комедии. Просветительские идеи автора. Новаторство Фонвизина-драматурга. Афоризм. Композиция.  
Продолжение урока      
Творческий практикум     Сочинение по комедии

Урок 1. Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: просветительские идеи и русская литература. Комментированное чтение афиши и первого действия

Прочитать эпиграф. В чём патриотизм, служение Родине писателя с точки зрения Фонвизина?

Какова роль писателя в XVIII веке?

Почему Фонвизин хорошо знал придворную жизнь?

Как выглядит идеальное государство, с точки зрения просветителей? (“Мы обязаны повиноваться и покоряться всякому, без исключения, государю, так как он имеет на это бесспорное право; но уважать и любить мы должны лишь его добродетели” — Мишель Монтень.)

Почему Фонвизин выбирает драматургию?

Почему любимый жанр Фонвизина — комедия?

Индивидуальное сообщение о комедии «Бригадир». С героем какого прочитанного нами произведения можно сравнить Иванушку и почему?

Вершина творчества драматурга — «Недоросль» (1782)

Работа с эпиграфом на доске

...Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы...
(А.С. Пушкин)

Вступительное слово учителя

Связь творчества драматурга с исторической обстановкой, с общественной и художественной мыслью 70–80-х годов.

Одним из первых Фонвизин затронул тему крепостничества — основы современного ему социального строя. Он считал неограниченную власть помещиков над крестьянами большим общественным злом, которое может привести дворянское государство “на самый край конечного разрушения и гибели”.

Вспомнить особенности драматических произведений

ДРАМА (от греческого — действие, действо) — один из основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой). Пишется в диалогической форме и, как правило, предназначается для постановки на сцене; основа драмы — действие. Воспроизводит прежде всего внешний по отношению к автору мир. Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, властно побуждающие персонажей к словесно-физическим действиям.

КОМЕДИЯ — драматический жанр, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.

Особенности композиции пьес XVIII века — подчинение композиции сценического произведения правилу трёх единств.

События происходят в течение одних суток и в одном месте — захолустной барской усадьбе, в доме помещицы Простаковой.

Самостоятельная словарная работа

Карточка (8 групп). Объяснить лексическое значение слова. В результате групповой работы создаётся«Словарь комедии»,словник которого пополняется в течение всей работы над произведением.

Бессердечие — отсутствие мягкости, сердечности; бездушие, жестокость.

Воевода— в Древней Руси и в некоторых славянских государствах — начальник войска, округа.

Гарнизонный — принадлежащий воинской части, расположенной в населённом пункте, крепости или укреплённом районе.

Дворовый — принадлежащий к дворне. Дворовые люди. Флигель для дворовых (сущ.).

Дворня (собир.) — при крепостном праве: домашняя прислуга в помещичьем доме. Многочисленная д.

Дворянский— принадлежащий дворянину.

Дворянин — лицо, принадлежащее к дворянству.

Деспотизм — 1) самовластное правление. Монархический д.; 2) поведение деспота (во втором значении). Д. самодура.

Карьеризм — погоня за карьерой, стремление к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах.

Корыстолюбие — стремление к личной выгоде, наживе, жадность.

Крепостной— крепостной крестьянин.

Крепостник — владелец крепостных крестьян, поборник крепостничества.

Мошенник — человек, который занимается мошенничеством, плут, жулик. Мелкий м.

Недоросль — в России в XVIII веке: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу; перен. — глуповатый юноша-недоучка (разг. ирон.).

Обличение — разоблачать, вскрывая что-нибудь неблаговидное, вредное, преступное, сурово порицать. О. пороки.

Опека — форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных). Взять под опеку. Учредить опеку.

Оппозиция — противодействие, сопротивление (книжн.). О чьей-нибудь политике. Быть в оппозиции кому–чему-нибудь(будучи несогласным с чьими-нибудь взглядами и действиями, противодействовать им).

Поместье — земельное владение помещика. Крупное, мелкое п.

Посвятить(что, кому–чему) — предназначить, отдать. П. свою жизнь работе.

Привилегия — преимущественное право, льгота. Привилегии ветеранам войны.

Придворный — лицо, состоящее при монархе (а также при члене его семьи), входящее в его окружение.

Просветить (кого, что) — передать кому-нибудь знания, распространить знания, культуру.

Разорение (кого, что) — нарушение, разрушение чьего-нибудь материального благополучия, доведение до нищеты. Р. семьи.

Сговор — помолвка, соглашение между родителями жениха и невесты (устар.).

Скаредность — большая скупость, жадность.

Стяжательство— корыстолюбие, стремление к наживе.

Труженик — человек, который трудится; трудолюбивый человек. Труженики села.

Челобитчик — тот, кто подаёт челобитную.

Челобитная — в России до начала XVIII века: письменное прошение, жалоба. Подать челобитную.

Фаворит — любимец высокопоставленного лица, получающий выгоды и преимущества от его покровительства.

Задание к работе со словарём: уметь объяснять лексическое значение слов, составить со словами словосочетания и предложения, выбрать из словаря слова, которые могут понадобиться в работе над характеристикой героя, истолковании авторской позиции и так далее.

Работа с афишей

Комментированное чтение афиши. Говорящие фамилии.

Утро в доме Простаковой

Утро. Всевластная госпожа рассматривает кафтан, сшитый портным Тришкой. И хотя кафтан сшит “изряднёхонько”, капризной барыне трудно угодить. “Вор”, “воровская харя”, “болван”, “мошенник” — это наиболее мягкие эпитеты, которыми награждает она своих дворовых.

Частый гость в имении Простаковых — её брат Скотинин, сама фамилия которого говорит о многом. Сегодня он явился к сестре, чтобы назначить день “сговора”. Дело в том, что Простакова, ограбив дальнюю родственницу Софью “на законном основании”, решила выдать её за своего родного брата. Мнения Софьи при этом, конечно же, не спрашивают.

А вот и сын Простаковой — Митрофанушка, в характере которого отчётливо видны черты такого же крепостника, как его мать и дядя. Но в некотором отношении он пошёл даже далее матери. Простакова по-своему любит сына, а недоросль бессердечен и груб с ней. Однако он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, а потому неуклюже льстит матери, рассказывая свой сон, Митрофан “жалеет матушку”, которая так устала, “колотя батюшку”.

Так начинается действие этой замечательной комедии Д.И. Фонвизина, и перед нами предстаёт жизнь помещичьей усадьбы XVIII века.

Работа по теме урока:что же происходит во втором действии?

Положительные персонажи встречаются, беседуют, находят моральную поддержку и взаимопонимание.

Явление 1

Зачем приезжает в деревню Правдин? (Он имеет поручение по службе объехать округ, по велению сердца, замечая употребление помещиками власти над людьми во зло, стремится исправить положение.)

Явление 2

Что обнаружил Правдин в поместье Простаковых? (“Нашёл помещика, дурака бессчётного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома”.)

Явление 3

Какова заветная мечта Скотинина? Как его фамилия отражается в речи?

Явление 4

Каким предстаёт характер Еремеевны в этой сцене? Что узнали мы о характере Митрофана, прочитав о столкновении соперников?

Явление 5

Как управляет своим имением Простакова? (Найдите её самохарактеристику.)

Важно: ярко очерчены характеры отрицательных действующих лиц.

Домашнее задание (по выбору)

1. Подобрать афоризмы, говорящие о жизненных принципах Стародума (действие III, явления 1 и 2; действие V, явление 1).

2. Выполнить письменную работу-изложение«Биография Стародума».

Анализ третьего действия

Ум, коль он только что ум, — самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену ему даёт благонравие. (Стародум)

Явление 1

С чьим мировоззрением знакомит нас разговор Стародума и Правдина? (Диалог знакомит с мировоззрением передовых дворянских интеллигентов, остро критикующих “развращённый век” Екатерины II, её праздных и порочных вельмож и невежественных помещиков-крепостников.)

Образы носителей добродетели — Стародум и Правдин. Положительные образы влюблённых — Софьи и Милона. Им доверены мысли и чувства самого драматурга и близких ему людей. Они говорят о том, что дорого автору: о необходимости привить человеку с детства сознание долга, любовь к Отчизне. Непогрешимую честность, правдивость, чувство собственного достоинства, уважение к людям, презрение к низости, лести, бесчестности. Они выдвигают прямо противоположные простаковым всех рангов понятия о чести, знатности и богатстве.

В их речах вскрывается произвол правительства, порождающий в России людей, недостойных быть людьми, дворян, недостойных быть дворянами.

Проверка домашнего задания

Читаем письменную работу«Биография Стародума». Осмыслить “говорящую фамилию” (что и кто является идеалом автора). Петр I и его эпоха.

Прочитать афоризмы, говорящие о жизненных принципах Стародума(действие III, явления 1 и 2; действие V, явление 1).

Работа с карточками «Жизненные принципы Стародума» (по рядам). Определите, какие общественно-политические и нравственные вопросы он затрагивает. Сформулируйте и запишите их. По возможности дополните карточки собственными примерами.

Карточка I

  • При тогдашнем веке при Петре I придворные были воины, да воины не были придворные.
  • В большом свете водятся премелкие души.
  • Где государь мыслит, где знает он, в чём его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться их права.
  • Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится.

Карточка II

  • Угнетать рабством себе подобных беззаконно.
  • Невежда без души — зверь.

Карточка III

  • Начинаются чины — перестаёт искренность.
  • Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается.
  • Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам.

Карточка IV

  • Наличные деньги — не наличные достоинства.
  • Глупому сыну не в помощь богатство.
  • Золотой болван — всё болван.

Обобщение.

Какой завет своего отца Стародум считает главным для себя? Какие афоризмы представляются вам интересными и важными и сегодня?

Афоризм

Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.

Индивидуальное задание: найти и перечислить выражения Фонвизина, которые обогатили русскую речь крылатыми выражениями, стали афоризмами.

Домашнее задание. Пересказ статьи из учебника; приготовить ответы на вопросы (по вариантам).

Речевые характеристики —большое достижение Фонвизина.

Простакова — властная помещица, говорит отрывисто, повелительно, часто переходя на крик, искажая слова, употребляя грубые выражения и оскорбляя окружающих. Ласково обращается только к Митрофану.

Стародум— образованный и гуманный человек. Его суждения метки и остроумны (“В большом свете водятся мелкие души”, “Наличные деньги — не наличие достоинства”).

Живое воображение и сердечная отзывчивость рано проявились в отношениях Фонвизина к окружающим. Он способен был ощутить состояние другого человека как своё собственное и, по его словам, “ничего так не боялся, как сделать кому-нибудь несправедливость, и для того ни перед кем так не трусил, как перед теми, кто от меня зависел и кои ответить мне были не в состоянии”.

Однако это не означало, что он был робок и уступчив.

“Весьма рано проявилась моя склонность к сатире. Острые слова мои носились по Москве. Как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою. Меня стали скоро бояться, потом ненавидеть... Сочинения мои были острые ругательства: много в них было сатирической соли, но рассудка, так сказать, ни капли”, — признавался писатель.

Например: “О, Клим, дела твои велики! Но кто хвалил тебя? Родня и два заики”.

С юности Фонвизин владел искусством “передразнивания”, актёрского перевоплощения. Ему было свойственно умение “принимать на себя лицо” знакомого человека и говорить “не только его голосом, но и умом”.

Во всех его первых опытах сказывается дар слова.

Явление 3

Чтение по ролям (Простакова, Милон, Скотинин, Стародум, ремарки автора)

Чем отличаются взаимоотношения Стародума, Правдина, Милона и Софьи от взаимоотношений Простаковых, Скотинина? Чем поражают отношения брата и сестры?

Отсутствие родственных чувств. (“Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи...”)

Какой композиционный приём использует автор? (Приём противопоставления.Контраст между беседами Стародума с Правдиным и Софьей и потасовками Простаковой и Скотинина подчёркивает добродетельодних и порочностьдругих.)

Явление 7

Чтение по ролям (Простакова, Митрофан, Цыфиркин, Кутейкин, ремарки автора)

Проверка работы в группах.

Подведение итогов: при помощи речевых особенностей (характеристик) автору удалось создать незабываемые образы героев комедии. Вспомним, что речевая характеристика — главное средство создания образа в драматическом произведении.

Анализ заключительной сцены

Что привело Простакову к катастрофе? Кто более прав, объясняя причину несчастья Простаковой: Правдин (“безумная любовь” к Митрофану “довела её больше всего”) или Стародум (“имела силу делать другим дурно”)?

Каким видит сынаПростакова и каков он на самом деле? Простакова обращается за сочувствием к сыну. Но тот грубо отталкивает её: “Да отвяжись, матушка! Как навязалась...” На горестный вопль: “Нет у меня сына!” — Стародум отвечает словами, полными глубокого смысла: “Вот злонравия достойные плоды!”

Домашнее задание

Выбрать тему сочинения (темы предложены в учебнике) или придумать свою формулировку. Подобрать к нему материал.

Предлагаемые для анализа темы сочинений:

  • “Весёлая” семейка.
  • Смешное и печальное в Митрофане.
  • Жизнь Стародума.
  • Учителя Митрофана.

Три главных закона (Представьте себе, что вы имеете возможность установить три закона. Какие это будут законы? Как их сформулировать? Как объяснить их смысл людям?)

  • Образование и воспитание. (Чем различаются образование и воспитание? Воспитанный и образованный человек — одно ли и то же? В чём, по-вашему, должна быть главная цель воспитания? А какова цель образования?)

Работа по подготовке к сочинению

Самостоятельный отбор эпизодов литературного произведения. Их анализ, определяемый данной темой. Что такое характеристика?

Характеристика — это описание живого лица и характера, то есть устойчивых особенностей человека, которые зависят от образа жизни и проявляются в действиях, поступках и высказываниях.

Характеристика Митрофанушки

(Сочинение; основные тезисы)

От чего зависит характер человека?

От среды, быта, условий формирования молодого человека как личности. Именно так решал эту проблему Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль». Важность её подчёркнута самим заглавием.

Общие замечания о персонаже

Митрофанушка, “недоросль”, — один из главных героев комедии. Митрофан — имя греческое и в переводе на русский означает “похожий на мать”. Это пятнадцатилетний молодой человек, сын провинциальных помещиков, деспотичных и невежественных дворян-крепостников.

Логический переход. Новая мысль

“Похожий на мать”... Этим уже многое сказано. Но нет, в некотором отношении он пошёл дальше матери.

Обобщение, переход и новая мысль

Мать любит его (пусть по-своему), а Митрофан только прикидывается любящим. На самом деле он бессердечен, крайне эгоистичен и груб.

Доказательство

В конце комедии, когда Простакова ищет у него сочувствия, “недоросль” грубо отталкивает её: “Да отвяжись ты, матушка! Как навязалась”.

Промежуточный тезис

Грубость и жестокость его проявляются во всём.

Доказательства

К нему пришли “учителя” — он ворчит: “Пострел их побери!” Цыфиркина, который действительно хочет его чему-нибудь научить, он называет “гарнизонной крысой”. Старая крепостная нянька Еремеевна за все заботы слышит в свой адрес только брань. А после того как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен “приниматься за людей”, то есть пороть слуг.

Логическое обобщение

Таким образом, учителя для него — враги, а слуги... слуг он и за людей не считает.

Переход к новой мысли

Но, говоря о чертах характера Митрофанушки, нельзя не упомянуть о его крайнем невежестве...

Задания по работе:

Придумайте своё вступление к работе.

Разделите текст на абзацы.

Советы по стилистике:

Не нужно использовать много цитат, особенно больших.

Избегайте повторов слов, пользуйтесь синонимами.

Употребляйте только те слова и выражения, которые вам понятны.

Следите за правильным порядком слов в предложении.

Не пишите обрывочных, незаконченных предложений, придаточных предложений без главного.

Ошибки, которые часто допускаются:

  • неясная или ошибочная формулировка мысли;
  • отсутствие доказательств или недостаточность их;
  • несоответствие доказательств высказанной мысли;
  • отсутствие логических обобщений;
  • отсутствие логической связи между отдельными частями сочинения.

Основные характеры. Драматургический конфликт. Особенности композиции. Способы создания комического эффекта. Отражение в комедии идей XVIII века. Значение комедии для современников и последующих поколений

№ урока Тема урока Сведения по истории литературы Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий Виды деятельности учащихся по развитию аналитических, интерпретаторских и творческих умений
Д.И. Фонвизин «Недоросль» Просветительские идеи и русская литература комедия Комментированное чтение афиши и первого действия. Словарная работа.
    Речевая характеристика Комментированное чтение отдельных сцен комедии. Речь и поступки как основное средство создания характера в драматическом произведении. Составление речевой характеристики героев.
    Драматургический конфликт и его развитие Чтение по ролям с элементами инсценирования.
Урок-практикум «Традиции и новаторство комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"»   Традиции классицизма в комедии. Просветительские идеи автора. Новаторство Фонвизина-драматурга. Афоризм. Композиция.  
Продолжение урока      
Творческий практикум     Сочинение по комедии

Урок 1. Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: просветительские идеи и русская литература. Комментированное чтение афиши и первого действия

Прочитать эпиграф. В чём патриотизм, служение Родине писателя с точки зрения Фонвизина?

Какова роль писателя в XVIII веке?

Почему Фонвизин хорошо знал придворную жизнь?

Как выглядит идеальное государство, с точки зрения просветителей? (“Мы обязаны повиноваться и покоряться всякому, без исключения, государю, так как он имеет на это бесспорное право; но уважать и любить мы должны лишь его добродетели” — Мишель Монтень.)

Почему Фонвизин выбирает драматургию?

Почему любимый жанр Фонвизина — комедия?

Индивидуальное сообщение о комедии «Бригадир». С героем какого прочитанного нами произведения можно сравнить Иванушку и почему?

Вершина творчества драматурга — «Недоросль» (1782)

Работа с эпиграфом на доске

...Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы...
(А.С. Пушкин)

Вступительное слово учителя

Связь творчества драматурга с исторической обстановкой, с общественной и художественной мыслью 70–80-х годов.

Одним из первых Фонвизин затронул тему крепостничества — основы современного ему социального строя. Он считал неограниченную власть помещиков над крестьянами большим общественным злом, которое может привести дворянское государство “на самый край конечного разрушения и гибели”.

Наши рекомендации