Подготовительный период (22 ч)

Чтение (10 ч)

Знакомство с первой учебной книгой - «Азбукой». Иллюстрации. Модели единиц русского языка. Речь устная и письменная. Сказки «Заюшкина избушка» и «Колобок». Соотнесение частей сказки с иллюстрациями к ней. Устные высказывания на тему «Как хлеб на стол пришёл». Текст, предложение, слово, интонация. Первичное представление о словах как структурных единицах языка. Слово как часть предложения. Слова-названия предмета. Живые и неживые предметы. Слова-названия действий. Звуки речевые и неречевые. Слово-название признака. Обобщающее слово. Служебные слова (слова-помощники) в предложении. Знакомство с элементами-шаблонами печатных букв.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Слушание(аудирование) текста сказки. Соотнесениеиллюстраций с частями текста. Пересказсодержания сказки.

Первичное представление, во-первых, о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение и, во-вторых, о предложении как высказывании, которое содержит сообщение о чем-либо и рассчитано на слуховое или зрительное восприятие. Составлениепредложений на тему иллюстраций. Соотнесениеконкретных предложений с графической моделью текста. Озаглавливаниерассказа, заданного иллюстрацией. Анализэлементов построения текста. Пересказрассказа на основе его графической модели.

Составлениеответов на вопросы учителя по прочитанному им тексту. Выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть.

Анализ поэлементного состава букв.

Письмо (12 ч)

Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма. Гигиенические правила письма.

Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Рабочая строка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках.

Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму и под счёт.. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Ориентация в пространстве листа тетради, в понятиях «слева», «справа», «верх», «вниз».Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров. Выполнение логических заданий на сравнение, группировкуи обобщениеэлементов письменных букв как структурных единиц графической системы.

Выполнениегигиенических требований к правильной посадке, правилам письма.

Основной звукобуквенный период (168 ч)

Чтение (80 ч)

Звуки и буквы. Буква как знак звука. Гласные звуки. Артикуляция гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Звуковые модели слов. Условное и буквенное обозначение гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Последовательное интонирование всех звуков в модели слова. Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем – знака транскрипции. Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнениев различении гласных звуков на слух. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов.

Узнавание и выделение на слухиз ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком.

Конструирование(больших и малых) печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква — это лишь знак («одежда») для звука, речи. Различать звуки и буквы.

Восприятиена слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.

Согласные сонорные звуки (непарные по глухости-звонкости и парные по твердости-мягкости).Согласные звуки [м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й’] как ртосмыкатели. Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык).Звуковые модели слов. Условное и буквенное обозначение согласных звуков [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [й’]. Фиксирование согласных звуков с помощью квадрата с точкой в середине, обозначающей звонкость. Одним из этих квадратов (с апострофом 􀍆’) фиксируются мягкие, другим (без апострофа 􀍆) — твердые звонкие звуки. Противопоставление сонорных[1] согласных звуков по твердости- мягкости; обозначение их твердости-мягкости на письме при помощи букв гласных — «а, о, у, э, ы» для твердых (ма, мо, му, мэ, мы) и «и» для мягких (ми). Прием последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым. Чтение слогов, слов, предложений.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Артикулированиезвуков, выделенных из контекста анализируемых слов, и произнесение их в изолированном виде. Последовательное интонирование всех звуков в модели слова. Характеристиказаданного звука. Классафикация звуков по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки, гласные-согласные).

Соотнесение отличительных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функциейв минимальных парах сравниваемых слов: мыл — мил, Нил— ныл. Сравнение слов, отличающихся одним звуком.

Усвоение и конструирование форм печатных букв (больших и малых), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки.

Чтениезакрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых слогов-слияний (ма, ну, ри) с твердыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком [й’] на конце и в середине слова (май, майка).

Упражнениев чтении слогов, слов и предложений.

Звук [й’] в начале слова и между гласными. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв Я, Ё, Ю, Е и мягкого знака Ь.

«Работа» (функция) букв Я, Ё, Ю, Е — обозначать два звука [й’а], [й’о], [й’у], [й’э] в начале слова ([й’ама] — яма) и после гласных звуков в середине и на конце слова ([бай’ан]—баян, [р’исуй’у] — рисую).

Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв Я, Ё, Ю, Е ([но]- но; [н’о]- нё; [ру]- ру; [р’у]- рю; [ла]- ла; [л’а]- ля; [мэ]- мэ; [м’э]- ме).

Буква Ь. Обозначение мягкости согласного звука на конце и в середине слова с помощью Ь., например: линь, руль, мыльный пузырь.

Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым. Чтение слогов, слов, предложений.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв). Усвоениеправил использования букв Я, Ё, Ю, Е.

Упражнениев чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком. Дифференциация мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова. Конструированиеформ печатных букв (строчных и прописных): я Я, ё Ё, ю Ю, е Е, ь.

Упражнениев чтении слогов, слов и предложений.

Парные звонкие и глухие согласные звуки.Звуковые модели слов. Условное и буквенное обозначение звонких и глухих согласных звуков. Последовательное интонирование всех звуков в модели слова. Модели звонких и глухих согласных звуков (твёрдых и мягких). Чтение слогов, слов и предложений. Сравнение слов, отличающихся одним звуком. Отличие звонких и глухих звуков: [д]-[д’], [т]-[т’], [з]-[з’], [с]-[с’], [г]-[г’], [к]-[к’], [в]-[в’], [ф]-[ф’], [б]-[б’], [п]-[п’] по признаку твердости-мягкости. Соотнесение парных по звонкости-глухости звуков: [д-т, д’-т’, з-с, з’-с’, г-к, г’-к’, в-ф, в’-ф’, б-п, б’-п’] на фоне уже знакомого дифференциального признака (твердости - мягкости). Например: Дима—Тима, Даня—Таня. Звуки [ж]-[ш] — парные по звонкости-глухости и всегда твёрдые. Сочетания ЖИ, ЖО, ЖЁ, ЖЕ, ШИ, ШО, ШЁ, ШЕ. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым. Чтение слогов, слов, предложений. Работа над текстами.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Наблюдениеза смыслоразличительной функцией звуков.

Усвоение и конструированиеформ 24 печатных (строчных и прописных) букв: д Д, т Т, з З, с С, г Г, к К, в В, ф Ф, б Б, п П, ж Ж, ш Ш.

Упражнениев произношении минимальных пар слов, например: жар—шар, Луша—лужа, отличающихся звуками [ж]-[ш].

Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи-ши.

Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов.

Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памятискороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки.

Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте.

Звук [й’] после разделительных знаков: мягкого знака Ь и твёрдогознака Ъ.Обозначение на письме звука [й’] с помощью сочетаний разделительных знаков «ь» и «ъ» и гласных букв (ь + е, ё, ю, я, и; ъ + е, ё, ю, я). Звуковые модели слов. Звуковой анализ слов со звуком [й’], обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Чтение звуковой схемы слов со звуком [й’], перекодирование ее в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем — орфоэпически.

Конструирование печатных знаков Ь ь, Ъ ъ, усвоение их форм.

Непарные глухие мягкие и твердые звуки [х, х’, ч’, щ’, ц].Артикуляция звуков [х, х’, ч’, щ’, ц] в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твердости-мягкости. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым. Чтение слогов, слов, предложений. Работа над текстами. Сочетания ЧА, ЧУ, ЧЁ, ЧО, ЩА, ЩУ, ЩЁ, ЩО, ЦЕ, ЦИ, ЦЫ.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Отработка артикуляции звуков [х, х’, ч’, щ’, ц].

Перекодированиеслов из звуковой формы в буквенную.

Упражнение в чтении слов со следующими сочетаниями звуков: же, ше (жесть, шесть); шо, шё (шорох, шёлк); жо, жё (обжора, жёлудь); че (честь); чо, чё (чох, т. е. чихание, чёлка); ще (щепка); що, щё (трещотка, щётка), чк (ручка, дочка), чн (точный, мучной), чт (мачта, почта), щн (хищник), щр (поощрение). Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки. Усвоениесодержания текста. Пересказ. Составлениепредложений по иллюстрациям и моделирование их.

Усвоение и конструирование форм 8 печатных (строчных и прописных) букв: х Х, ч Ч, щ Щ, ц Ц. Формирование в памяти детей дифференцированных зрительных образов всех печатных букв.

Письмо (88 ч)

Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Повторение звука (звуков), изученных на уроке чтения. Соотнесение изученного звука (звуков) с условно-графическими и буквенными символами. Формирование зрительного образа изучаемой буквы (знакомство с шаблонами элементов письменных букв).

Алгоритм начертания изучаемых письменных букв. Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Письмо под счёт.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями.

Анализ и конструированиеписьменных букв из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента.

Формирование в памяти четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших — заглавных (прописных) и малых — строчных). Отработкатехнологии начертания этих букв по алгоритму и под счет.

Усвоение алгоритмов трех видов соединения букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными.

Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, т. е. письма букв под счет.

Перекодированиезвуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами.

Чтениеобразцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, записьпо образцу, проверкаучеником результатов своего письма.

Наши рекомендации