Неомодернистские черты романа «Дом в котором».

Современная отечественная проза отличается многостилием, в котором ни одна из ведущих повествовательных стратегий (магический реализм, постмодернизм, фэнтези, неомодернизм и т.д.) не является приоритетной. В этой культурной ситуации можно наблюдать примеры взаимовлияния стилей и направлений: обновление реализма за счет игровых или фантастических элементов, поиски новых сюжетных решений, характерных для реалистического восприятия и описания мира.

Как мы уже убедились, роман не только предлагает новые стилистические приемы и сюжетные ходы, но и является действительно уникальным явлением в современной прозе. Роман сложен для восприятия как на идейном, так и на сюжетном уровне. В произведении присутствует множество литературных аллюзий, которые однозначно трактовать практически невозможно. Более того, сам автор в одном из своих интервью сказала, что не может до конца разгадать Дом, несмотря на то, что это плод её творчества[35]. Отметим, что специфических особенностей у данного романа неимоверное количество:

· Тройная структура мира;

· Отсутствие привычных имен;

· Многослойные образы героев;

· Неоднозначная семантика событий;

· Мифологичность как основной инструмент для создания сюжета;

· Полимерность символики.

Таким образом, мы видим, что автор создал сложную многоуровневую структуру, которая призвана подчеркнуть необычность героев на окружающий мир, презрительно называемый ими «Наружность», непохожесть, которую при этом неправомочно было бы назвать чисто медицинской или вызванной ею социальной ущербностью.

Однако данные особенности сыграли не последнюю роль в определении жанрового многообразия, ведь в романе можно четко проследить использование приемов различных художественных направлений. Именно этот факт создал целую полемику в отнесении романа к конкретному жанру.

Полемика разворачивается с момента публикации романа в двух плоскостях: 1) между читателями; 2) между профессиональными литературными критиками и литературоведами. Читательская рецепция является необъективной и непрофессиональной: достаточно часто на сайтах, где есть возможность прочитать книгу, в графе «жанр» пишут «магический реализм».

Многие критики относят произведение к такому направлению как «постмодернизм» (Егор Молданов, Ксения Рождественская и др.) Молданов выделил некоторые особенности «Дома в котором» и обратил внимание на огромное количество литературных отсылок и цитат. Ксения Рождественская, как и некоторые критики, обращает внимание на интертекстуальность романа. В противовес им, такие литературоведы и критики, как Я.В. Солдаткина[36], Мария Ремизова[37], Елизавета Биргер, выделяют характерные черты модернизма.

Мы решили проследить, какая из точек зрения является наиболее достоверной.

Таблица 1. Основные характерные черты литературных направлений.

Характерные художествен-ные категории Постмодернизм Неомодернизм     Магический реализм    
Хронотоп (время, пространство) Фрагментация Отсутствие классического «хронотопа», спиралевидный тип временной организации.   Условное восприятие времени. Эффект одновременности сюжета. Нелинейность времени. Потоки времени либо кажутся отсутствующим, либо минимизированы. Искажается течение времени, оно циклично   Коллапс времени, когда настоящее повторяет или напоминает прошлое.   Прошлое контрастирует с настоящим.  
Соотношение «реальности» и «фантастики» Деконструкция Смешение и сопоставление реалистического и фантастического     Расширение границ действительности, она начинает включать в себя ирреальные фрагменты.   Деление на миры.     Поиск других моделей реальности   Наличие одной магической реальности: нет никакого параллельного мира.   Восприятие магической реальности как реальной.   Действующие лица принимают и не оспаривают логику магических элементов.     Фантастические элементы могут быть внутренне непротиворечивыми, но никогда не объясняются.  
Герои Категория героя размывается. Частотен «герой-шизофреник», герой-марионетка. Тип героя-музыканта   Тип героя-художника   Персонажи возводимы к узнаваемым архетипам, вступают в сложные отношения со- и противопоставления.
Сюжет и тип финала Деконструкция сюжета.   Дегармонизация   Разрушение системы ценностей. Сюжет инициации. Ситуация нравственного выбора Поиск ценностей События представляются с альтернативных точек зрения, то есть голос рассказчика переключается, часты переходы между точками зрения разных персонажей и внутренним монологом относительно общих взаимоотношений.
Стилистика (стилистичес-кие приемы) Ирония   Игра с читателем,   Чёрный юмор   Прием проспективной функции.   Интертекстуа-льность. Высокое качество прозы, использование аллюзий и реминисценций, поэтических и других сложных приемов, украшающих стиль.   Авторские неомифы, отсылки к культурным и литературным мифам. Построение на концептах.   Использование снов, мифов и сказок.  


Судя по данным таблицы, мы может сразу опровергнуть позицию некоторых литературных критиков о принадлежности романа «Дома в котором» к такому направлению, как постмодернизм, так как разрушения системы ценностей мы здесь не наблюдаем. Наоборот, в романе герои находятся в поиске своего места в мире, ведь они по сути не относятся ни к одному из этих миров – перед ними стоит вопрос выбора конкретного мира. Герои, находящиеся в «переходном возрасте», подростки живут на грани как минимум трех миров: внешний мир, внутренний мир и третья сила (Наружность, Дом и Изнанка), причем герои с легкостью мигрируют из одного мира в другой и обратно. И в финале романа каждый выбирает свой мир.

Именно эта ситуация – поиска своего мира и своего места в нем – позволяет нам говорить, что роман не относится к такому направлению, как «магический реализм», потому что фантастическое является частью реального и воспринимается как нечто само собой разумеющееся.

На основе вышесказанного мы можем с уверенностью сказать, что для литературы «нулевых» обращение к модернизму с его особенностями восприятия времени, с его специфическим типом героя-художника, противопоставленного «массам», множественностью аллюзий и реминисценций, – представляется закономерным следствием расширения стилистических рамок, когда отказ от реалистической манеры письма не означает автоматического обращения к постмодернизму.[38]

Немаловажно отметить характерную особенность романа «Дом, в котором…» – его мифологичность на всех уровнях создания сюжета:

· Мифологическое место: перед нами герои, которые создали целую Вселенную внутри Дома. Необходимо понимать, что интернат для детей-инвалидов – это только внешняя оболочка Дома. На самом деле Дом – самая главная пространственная мифологема – это символический образ мира. Любой конфликт, возникающий в Доме, разрешается открыто, а порой и жестоко. Законы, придуманные героями – неоспоримые постулаты их жизни. Покидать Дом не принято, точнее, это воспринимается его обитателями предельно категорично. Всё, что за забором, называют «Наружностью», попасть в которую тяжело и очень страшно, но всем суждено после выпускного. Этот факт необыкновенно пугает все поколения выпускников – страх перед большим миром, живущим не по законам Дома, не живущим вообще ни по каким законам, страх перед неизвестностью. Другие пространственные мифологемы: Лес – самое волшебное и загадочное место, в которое могут попасть не все; обычному дереву, на котором живет Горбач, ребята придумывают отдельную историю; всё, что связано с попаданием на Изнанку. Всё это создаёт ту самую широту, необъятность мира романа.

· Мифологизированное время: в романе почти нет каких-то определительных черт, привязывающих действие к определённому временному периоду. Через весь текст проходит мысль о повторе событий выпуска. Учителя опасаются, что со следующим выпуском произойдет то же самое, что и предыдущим – страх перед неизвестностью вызвал тотальную панику среди воспитанников Дома, спровоцировав жестокую драку. Помимо возможного повторения событий, немаловажно отношение героев ко времени. Табаки, один из героев, ненавидит часы и сравнивает время с кругами на воде. Схематически время можно представить в виде спирали – время идет, объект страха меняется, отсюда возникает новый

· Мифологизированные персонажи: ни у одного из героев нет настоящего имени, точнее, настоящие имена героев не представлены. Таким образом, невозможно определить, кто они по национальности, и где разворачивается действие. В романе герои живут под понятными всем представителям почти любой культуры кличками, такими как: Шакал Табаки из «Книги джунглей» Р.Киплинга; Сфинкс – древнейшая египетская скульптура (или мифический персонаж, дающий загадки путникам); Македонский – античный царь; а также Русалка, Рыжая, Спортсмен, Стервятник, Лорд и другие. Родство персонажей с героями других произведений, сходство разнонациональных мифов и верований, фантазий и сновидений – всё это является прямой отсылкой к теории Юнга об архетипах. Все эти широкие образы и знакомые имена создают удивительно родную атмосферу, как будто всё это нам давно знакомо и хранится где-то в памяти: обшарпанные стены с надписями; наклейки, значки, разноцветные жилетки, которые собирал Табаки; и, конечно же, сказки на ночь. Каждый вкладывает в эти образы что-то своё, этим можно было бы объяснить такую любовь к роману – читатель творит его мир сам. То, о чем говорит Мариам в романе, знакомо многим, поэтому роман собирает вокруг себя тех, кто хочет понять язык его мира.

Таким образом, роман «Дом в котором» действительно можно относить к такому направлению как «неомодернизм». Особенности «Дома в котором» определяются мифологическими аллюзиями на всех уровнях создания сюжета, о которых пойдет речь в следующем пункте.

Наши рекомендации