Контрольная работа № 2 на тему: «Нормативные и коммуникативные качества речи»

1. Отметьте номера слов с ударением на втором слоге:

а) ПРИ-НЯЛ

б) ТАН-ЦОВ-ЩИК

в). А-СТРО-НОМ

г). ЦЫ-ГАН

2. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

а) В столице туристы ходили в театры, музеи, концерты.

б) Меня спросили, что не знаю ли я, где живет врач.

в) В Москве в дни юбилея на площадях, бульварах и улицах было бесчисленное множество людей.

г) Чиркнула спичка, на секунду осветив развешенные сети, сено, старика.

д) Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан.

3. Прочитайте предложения, исправьте лексические и синтаксические ошибки и запишите правильный вариант. Объясните характер допущенных ошибок.

а) Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в теории физической культуры вызвала большой интерес.

б) Думаю, что мой любимый писатель в некоторых произведениях недалек к истине.

в) Отец всегда удивлялся трудолюбием сына.

г) Крестьянство на протяжении многих веков боролись против помещиков.

д) Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

е) Всю войну она проработала не покладая сил.

4. Отметьте номера слов с ударением на втором слоге:

а) ПСЕ-ВДО-НИМ

б) ВЕР-БА

в) ЗА-НЯЛ

г) ПРИ-ДА-НО-Е

5. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

а) Соня спросила Раскольникова, раскаивается ли он в содеянном.

б) Сборная панель из кирпича не уступает железобетонной ни по прочности, ни по морозостойкости, ни по другим показателям.

в) Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущался скорый приход весны.

г) После собрания Павел спросил у Риты, что может ли он проводить ее домой.

д) Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и которое отстаивало крепостничество.

е) Правительство подготовило ноту, срочно направляющуюся в зону конфликта.

6. Ударение неправильно поставлено в слове:

а) ц´епочка

б) ´оптовый

в) кат´алог

г) аф´ияне

д) свекл´а

7. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:

а) играть большое значение

б) вручить цветы

в) назрела сложная обстановка

г) разочароваться в нем

д) придавать большое внимание

8. Лексическое значение слова указано неверно в примере:

а). Аннулировать – составить краткое изложение содержания книги.

б) Елей – масло, употребляемое в церковном обиходе.

в) Послушник – ребенок, беспрекословно подчиняющийся взрослым.

г) Легитимный – непризнанный, не допускаемый законом.

д) Закоснелый – консервативный, реакционный.

9. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:

а) Он был так серьезен, так строг, что многим казался инфантильным.

б) В канун праздника в палатах госпиталя состоялся гала-концерт для больных детей.

в) Вся псарня мчалась впереди охотников.

г) Сын Буша впервые баллотируется в президенты.

д) В музейной экспозиции представлена амуниция русских солдат.

10. Приведенные ниже тексты относятся к следующим стилям речи:

a) Собрание постановило:

Подтвердить сроки проведения Х Конгресса «Русское слово в мировой культуре» в Санкт-Петербурге 30 июня – 5 июля 2003 г. на базе Санкт-Петербургского университета.

б) Внести изменения в структуру секций и направлений с учетом замечаний Президиума.

в) Утвердить квоты участников: российские – 300 чел.; дальнее зарубежье – 300 чел.; ближнее зарубежье – 100 чел.

г) Создать Оргкомитет для проведения конгресса.

а) К разговорному

б) К художественному

в) К публицистическому

г) К официально-деловому

д) К научному

11. Речевые ошибки допущены в предложениях:

а) Оплатить за обучение можно в 3-й кассе.

б) Писатель изобразил взгляды передовых людей того времени в образе Базарова.

в) Творчество Толстого завоевало мировую признательность.

г) В творчестве Некрасова одной из важнейших является тема о счастье народа.

д) В Донецкой области под эгидой местного руководства состоялся референдум о придании русскому языку статуса второго государственного языка.

12. Речевые ошибки допущены в предложениях:

а) Получивший тяжелую рану солдат был госпитализирован.

б) Ученая степень «доктор философии» присваивается магистру как гуманитарных, так и естественных наук.

в) Описывая российскую действительность, Пушкину удалось всесторонне раскрыть ее.

г) О том, что состоится эта пресс-конференция, было указано заранее.

д) С большим интересом прошла встреча жителей микрорайона с их депутатом.

13. В предложении допущена следующая ошибка:

Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек, со стриженной головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высокой жабо и в коричневом фраке.

а) Орфографическая

б) Пунктуационная

в) Речевая

14. В предложении допущена следующая ошибка:

В незапамятные времена здесь было большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоменал только глубокий, вековой мох, небольшие окна-колодцы в этом мху, да обилие багульника.

а) Орфографическая

б) Пунктуационная

в) Речевая

15. Ударение неправильно поставлено в словах:

а) наглядными средств´ами

б) провести дос´уг

в) ты мне позв´онишь

г) физкультурный дисп´ансер

д) миз´ерный вклад

16. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях:

а) основать выводы

б) разъяснять ошибки

в) беспокоиться за родителей

г) оплатить за проезд

д) мириться с недостатками

17. Лексическое значение слова указано неверно в примере:

а) Брифинг – краткая встреча официальных лиц с представителями печати.

б) Абитуриент – человек, окончивший школу.

в) Адаптация – приспособление к условиям.

г) Хоспис – специальная клиника для безнадежно больных.

д) Апелляция – удаление волос.

18. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложениях:

а) Он испытывал ностальгию по детям, оставшимся с отцом.

б) От души поздравляем первого российского кутюрье.

в) Бестселлером нового сезона стала новая стиральная машина «Днепр»

г) Надо ввести мораторий на военные конфликты.

д) Кворум собрался в большие очереди за избирательными бюллетенями уже к двенадцати часам

19. Речевые ошибки допущены в предложениях:

а) Мне посчастливилось встретиться с этим человеком.

б) Была проведена беседа с трехстами студентами.

в) Большинство стихотворений Цветаевой пронизаны лирикой.

г) Эта девушка была полной невежей в вопросах искусства.

д) Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.

20. Речевые ошибки допущены в предложениях:

а) Работа ведется в соответствии и на основе утвержденного графика.

б) Тяжкие лишения вынесли на своих плечах русские люди во время Великой Отечественной войны.

в) Выпукло выведен в романе образ середняка Майданникова.

г) В своем сочинении я хотела рассказать о великих людях и чему учат их подвиги.

д) Его успех доставил мне огромную радость.

21. В предложении допущена следующая ошибка:

Старый граф Болконский – обладатель колоссального состояния, имел большое влияние при дворе, но оставил службу и удалился в свое загородное имение, так как не был согласен с проводимой в то время внешней и внутренней политикой.

а) орфографическая

б) пунктуационная

в) речевая

г) ошибок нет

22. Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст:

а) разговорному;

б) художественному;

в) газетно-публицистическому;

г) официально-деловому;

д) научному:

Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния. Регистрация брака устанавливается как в интересах государственных и общественных, так и с целью охраны личных и имущественных прав и интересов супругов и детей. Права и обязанности супругов порождает лишь брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния.

23. Укажите, как называется стилистическая фигура, основанная на пропуске некоторых членов предложения:

а) антитеза

б) градация

в) инверсия

г) оксюморон

д) эллипсис

24. Укажите номера аббревиатур, которые относятся к женскому роду:

а) ООН

б) ГЭК

в) СНГ

г) МВД

д) НИИ

25. Укажите номера слов, в которых произносится сочетание [шн]:

а) скворечник

б) сливочный

в) молочный

г) яичница

д) Никитична

26. Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда:

а) облегч´ить, торт´ы

б) крапив´а, кух´онный

в) щав´ель, балов´ать

г) ходат´айствовать, танцовщ´ица

д) парт´ер, сл´ивовый

2. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях:

а) вступила на борьбу

б) гордиться за успехи

в) внушать страх для врага

г) убежденность в правоте

д) преклонить колени

27. Лексическое значение слова указано неверно в примерах:

а) Аутсайдер – спортсмен, занимающий одно из последних мест в соревнованиях.

б) Фиаско – ария в опере.

в) Генезис – обобщение, возведение частного в общее.

г) Превентивный – предупреждающий что-либо, предохранительный.

д) Аспираты – придыхательные согласные.

28. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложениях:

а) Его моцион составляли только овощи и фрукты.

б) Мы сели в подъехавший кортеж и отправились на вокзал.

в) Самые яркие произведения буржуазной художественной культуры относятся к периоду декаданса.

г) Акции нефтяных компаний высоко котируются на бирже.

д) Я не сделал задание, но у меня есть алиби.

29. Речевые ошибки допущены в предложениях:

а) Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.

б) Молодежь осталась довольна концертом, они просили почаще устраивать такие встречи с артистами.

в) Он не только теряет вес, но и прежнюю мышечную силу.

г) ФРГ заключила договор о перемирии.

д) Разведчик не раз побывал в тылу у врага.

30. Речевые ошибки допущены в предложениях:

а) В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих.

б) Мой брат – человек очень практический, он не выбрасывает старые вещи.

в) Из-за болезни студентка не сумела явиться на экзамены.

г) Любимое всеми жителями кафе-кондитерская, к сожалению, закрыто.

д) Мы нашли свой обоюдный взаимный паритет.

31. В предложении допущена следующая ошибка:

Разве можно предавать забвению тот факт, что особенности процесса исторического развития России сформировали блестящую плияду подлинных интеллигентов.

а) орфографическая

б) пунктуационная

в) речевая

г) ошибок нет

32. В предложении допущена следующая ошибка:

Стоило Харрису приблизиться к сковородке, как он тотчас же обжигался, ронял все что держал в руках, и принимался отплясывать вокруг спиртовки что-то наподобие ритуального танца индейцев или туземцев Сандвичевых островов, дуя на пальцы и ругаясь.

а) орфографическая

б) пунктуационная

в) речевая

г) ошибок нет

33. Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст:

а) разговорному

б) художественному

в) газетно-публицистическому

г) официально-деловому

д) научному

Лондон. Флагманское судно международной организации защитников окружающей среды «Гринпис» «Рейнбоу уорриор» бросило якорь в заливе Солуэй-Ферт, на берегу которого находится завод по регенерации ядерного топлива Селлафилд. Оно прибыло туда в рамках кампании за принятие срочных мер по обезвреживанию зараженного радиоактивными отходами побережья Ирландского моря, представляющими серьезную опасность для жителей южной части Шотландии.

Примечание:

27 правильных ответов – «удовлетворительно»;

32 правильных ответа – «хорошо»;

33 правильных ответа – «отлично»;

Наши рекомендации