Во II классе - 1/4 страницы
В III классе - 1/3 страницы,
в IV классе - 1/2 страницы учебной книги для чтения.
При выставлении оценки по чтению необходимо её мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умения работать с текстом.
Итоговые проверки навыка чтения (оценка техники чтения)проводится два раза в год:/в конце I и II полугодий.
При оценке самостоятельного внеклассного чтениядетских книг младшими школьниками контролируется следующие знания, умения и навыки, которые определены программой для каждого года обучения: знание детских книг и умение выбрать книгу (произведение), понять содержание и воспроизвести прочитанное, опираясь на текст и иллюстрации, привлекая весь читательский опыт, знания и умения.
В качестве обязательного условия выставления текущей оценки является проверка учителем реального еженедельного объема прочитанной литературы по теме предстоящего урока;
класс | I полугодие | полугодие | |
II | 1 - 5 страниц | 1- | 5 страниц |
III | 10 — 12 страниц | 20- | 25 страниц |
IV | 20-25 страниц | 30- | 35 страниц |
Четвертная и годовая отметка по внеклассному чтению не выставляются, но они входят составной частью в общую оценку по чтению.
I класс
Самостоятельная читательская деятельность первоклассников дифференцированной оценке не подлежит. В это время оценка выражается учителем в устной форме
II класс
Оценка «5» ставится, если ученик регулярно читает художественные и научно-художественные книги, предусмотренные программой, может самостоятельно ориентироваться в какой-либо одной детской книге из доступного круга чтения: легко вычленяет на обложке и прочитывает название книги (фамилию автора, заглавие), определяет тему (о чём расскажет книга), сопоставляя три внешних показателях её содержания (фамилию автора, заглавие, иллюстрации на обложке и в тексте);
за отведенное на уроке время самостоятельно находит и осмысленно прочитывает про себя указанное учителем произведение, применяет в процессе чтения всё общеязыковые и читательские умения, приобретённые к моменту работы с детской книгой;
с помощью вопросов учителя может перечислить и показать в книге героев, воспроизвести содержание или отрывок только что прочитанного или любого другого литературного произведения из книг, которые читались и рассматривались на уроках в классе:
не затрудняясь, называть по памяти 1-2 книги(произведения) на любую из доступных тем чтения из книг, которые читались и рассматривались с учителем в классе.
Оценка «4» ставится, если ученик читает книги из доступного круга чтения: вычленяет на обложке и прочитывает название книги (фамилию автора, заглавие), определяет тему (о чём расскажет книга), сопоставляя не менее двух основных внешних показателей ее содержания (фамилию автора или заглавие, иллюстрации на обложке и в тексте);
за отведенное на уроке время самостоятельно находит в книге и осмысленно прочитывает про себя указанное учителем произведение, применяет в процессе чтения всё oбщеязыковые и читательские умения, приобретённые к моменту работы с детской книгой;
с помощью вопросов учителя может перечислить и показать в книге героев, воспроизвести содержание или отрывки только что прочитанного или любого другого литературного произведения из книг, которые читались и рассматривались в классе, выразить свое отношение к прочитанному;
называет по памяти одну книгу на любую из доступных тем чтения из числа книг, которые читались и рассматривались в классе.
Оценка «3» ставится, если ученик обращается к книги только после напоминания учителя; самостоятельно ориентируется только в книге с типовым оформлением, а в книге с усложненным оформлением вычленяет и прочитывает название с помощью учителя, определяет тему (о чём расскажет книга), принимая во внимание главным образом иллюстрации на обложке и в тексте;
за отведенное на уроке время рассматривает новую книгу, не всегда самостоятельно находит в ней названное учителем произведение, поэтому нуждается в ограничении задания;
воспроизводит содержание, перечисляет основных героев книг, которые читались и рассматривались в классе, опираясь главным образом на зрительные образы;
называет по памяти книги на отдельные темы чтения из числа книг, которые читались и рассматривались в классе.
III класс
Оценка «5» ставится, если ученик без помощи и наблюдения учителя читает во внеурочное время литературное произведение по теме предстоящего урока;
самостоятельно ориентироваться в группе книг из доступного круга чтения: легко выбирает книгу с заданными приметами по указанной учителем теме,
при подготовке к ответу о прочитанном использует все необходимые читательские знания, умения и навыки, которыми владеет к моменту чтения, всегда готов принять участие, в общей
беседе, умеет выделить законченную по смыслу часть (эпизод) текста и передать её, пользуясьлюбым освоенным видом пересказа (подробный и выборочный с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций);
не затрудняясь, правильно называет 1 -2 произведения писатели, книги которого изучались на уроках внеклассного чтения.
Оценка. «4» ставится, если ученик самостоятельно ориентируется в группе книг доступного круга чтения, способен выбрать книгу с заданными приметами по указанной учителем теме, без помощи и наблюдения учителя читает во внеурочное время литературные произведения по теме предстоящего урока в течение недели;
при подготовке к ответу о прочитанном опирается на читательские навыки и умения, которыми владеет к моменту чтения, участвует в коллективной работе на уроке внеклассного чтения, при воспроизведении содержания прочитанной книги с помощью вопросов учителя или по заранее заданному плану может допустить неточности, умеет выразить своё отношение к прочитанному; называет 1-2 произведения писателя, книги которого изучались на уроках внеклассногочтения, но иногда допускает неточности в их названии.
.Оценка «3» ставится, если ученик самостоятельно ориентируется в группе книг доступного круга чтения, способен выбрать книгу на указанную учителем тему,
во внеурочное время читает значительно меньше нормы и требует постоянного внимания учителя;
пассивен в коллективной работе на уроке внеклассного чтения;
может называть произведения писателя, книги которого изучались на уроках внеклассного чтения, но допускает ошибки, называя авторов литературных произведений.
IV класс
Оценка «5» ставится, если ученик во внеклассное время систематически читает художественную литературу, обращается за дополнительными сведениями к справочной литературе, на уроке умеет внятно и содержательно рассказать о литературном произведении и об авторе книги, которую читал;
самостоятельно с помощью рекомендательного списка или рекомендательного указателя умеет выбрать книгу по силам и интересам, не затрудняясь, находит ответы на вопросы в справочной литературе;
систематически читает материалы в детской периодике;
владеет умением определять и передавать содержание незнакомой книги привлекая сведения из предисловия, введения, аннотации и послесловия;
не затрудняется назвать ряд авторов и книг по любой теме детского чтения.
Оценка «4» ставится, если ученик самостоятельно с помощью рекомендательного списка или рекомендательного указателя умеет выбрать книгу по силам и интересам, но не всегда это делает;
может пользоваться справочной литературой, но не всегда самостоятельно и успешно (может не найти ответ! в книге, где он есть);
читает периодику нерегулярно;
умеет пользоваться предисловием, послесловием, аннотацией, но не всегда это делает самостоятельно.
во внеурочное время систематически и охотно читает книги по теме предстоящего урока, на уроке умеет рассказать о литературном произведении;
называет ряд авторов и книг по любой теме детского чтения, но может допустить ошибку в названии книги, неправильно указать автора или неточно назвать заглавие книги.
Оценка «3» ставится, если ученик затрудняется ориентироваться в книгах с помощью рекомендательного списка или рекомендательного указателя, но может выбрать книгу но силам на заданную тему, находит ответ в справочной литературе только при условии, если справочник ему дают;
периодику не читает;
пользуется предисловием, послесловием, аннотацией, только по заданию учителя, иногда с помощью учителя;
во внеурочное время читает книги по теме предстоящего урока значительно меньше нормы, на уроке рассказывает о литературном произведении, только пользуясь помощью со стороны учителя (вопроси, план и т. п.);
не всегда может назвать книги и произведения по той или иной теме детского чтения, вспоминает, как правило, отдельные произведения или автора, допускает ошибки в названии книг.