Классицизм в русском и мировом искусстве.
Классицизм в России
Конец XVIII – XIX вв. – эпоха классицизма в русском зодчестве, оставившая яркий след в архитектурном облике Москвы, Петербурга и других городов.
Классицизм – европейское культурно-историческое течение, которое ориентировалось на античное искусство, на античную литературу и мифологию. В середине XVIII в. Петербург был городом одиночных шедевров, затем началась регулярная застройка города вдоль прямых проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм – это архитектура целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. В 1806-1823 гг. было построено здание Адмиралтейства по проекту А.Д. Захарова. В громадном здании архитектор подчеркнул центральную башню. Венчает Адмиралтейство стремительно взлетающая вверх золоченая игла с корабликом.
Говоря о скульптуре XVIII века, следует признать, что она представляет собой совмещение, слияние черт барокко и классицизма. Лишь на рубеже XVIII-XIX вв. Щедрин и Мартос дают образцы ясной гармонии, так сказать чистого классицизма.
«Медный всадник» на Сенатской площади воздвигнут при Екатерине II скульптором Э.Фальконе, установлен на цельной гранитной скале. Конь как-будто взлетает на волне, копытами попирая змею – символ измены. Сам Петр также в римском наряде.
Скульптура Летнего сада – круглая, монументальная и погрудный скульптурный портрет. Сюжеты – аллегорические фигуры, которые олицетворяют такие понятия, как Навигация, Архитектура, Мир и др. В целом прослеживаются традиции классицизма с элементами барочного искусства.
В 1714 г. было положено начало Петербургской Кунсткамере – первому естественно-научному музею в России, в Петербурге был основан и Ботанический сад.
Развитие научных знаний подготовило условия для создания высшего научного центра России – Академии наук, открытии которой состоялось уже после смерти Петра в конце 1725г.
Знаменательным событием в культурно-образовательном деле стало открытие в начале 1755 г. Московского университета. Идея создания этого высшего учебного заведения принадлежала великому русскому ученому М.В. Ломоносову. При университете существовало 2 гимназии – одна для дворян, другая - для некрепостных. Учебные занятия проходили на трех факультетах: медицинском, философском, юридическом. В отличие от зарубежных в Московском университете не было богословского факультета. При университете работала типография (директором стал Н.И. Новиков). Издавалась первая в России общественная газета «Московские ведомости».
1757 г - открытие Петербургской академии искусств. В России складываются и устанавливаются свои принципы изобразительного искусства – академический классицизм.
Всем своим творчеством с Академией были связаны Карл Брюллов «Последний день Помпеи» и Александр Иванов «Явление Христа народу».
До Петра в России не существовало общедоступного театра. При царе Алексее Михайловиче действовал придворный театр, но продолжалось это недолго. Сам Петр, любивший театр, распорядился построить на Красной площади в Москве «комедиальную храмину». С 1704 г. здесь стали давать представления. Актерами первоначально были иностранцы, потом стали набирать русские труппы.
Наряду с любительским театром стало развиваться профессиональное театральное искусство – драматическое, оперное, балетное.
Чрезвычайно большую роль в становлении русского профессионального театра сыграл Ф.Г. Волков, названный «отцом русского театра». Он открыл в Ярославле в 1750 г. свой театр, который Екатерина потребовала перевести в столицу, его блистательный театр имел успех и на берегах Невы.
Появились отечественные композиторы и исполнители музыки. «Русским Страдивари» считали современники скрипичного мастера И.А. Батова, ценились произведения Д.С. Бортнянского, В.Н. Фомина.
В начале XIX века некоторые помещики становились антрепренерами. В таких театрах играли крепостные (М.С. Щепкин до 33 лет был крепостным, П.С. Мочалов – вырос в семье крепостного актера) и вольнонаемные актеры, такие театры становились общедоступными.
Вторая половины XVIII века – время расцвета литературы. Среди авторов выделялись Ломоносов, Державин, по всей России читали сатирические журналы Новикова («Трутень», «Живописец»), сама Екатерина II была причастна к писательскому труду.
Русская культура набирала силы, подкрепляя национальное самосознание, патриотические традические народа, Россия шла в XIX столетие.
Классицизм во Франции:
«Король солнца» создает высокую культуру, представленную тремя шедеврами.
Версаль – произведение архитектурного искусства, символ французской государственности, архитектор Андре Ленотр. Метафора солнца заложена в образе Версаля: аллеи парка расходились от одной точки-центра как лучи. В самом парке расставлены скульптуры Апполона и Гелиоса. Дворец выстроен в форме буквы «П», внутри огромные окна и зеркала, расположенные симметрично.
В Версале был королевский придворный театр, директор которого Жан Батист Поклен, работавший под псевдонимом Мольер, писал пьесы. Мольер мыслил категориями классицизма, хотя в свои произведения включал грубоватый юмор, н-р, «Тартюф, или Обманщик», «Мещанин во дворянстве».
Третьей вершиной стало творчество Никола Пуссена. Этот художник по своим эстетическим воззрениям – типичный классицист.
«Освобожденный Иерусалим» - главная тема – конфликт между любовью и смертью, которая позднее станет основной темой творчества.
«Танкред и Эрминия» - Эрминия изображена в порыве между ненавистью к врагу и сочувствия к человеку. Она занесла нож, чтобы обрезать волосы и ими перевязать раны юноши-крестоносца.
«Аркадские пастухи» - проблема жизни и смерти. Юноша и девушка, гуляя по парку, видят надгробие с надписью: «И я был в Аркадии», что значит «И я был счастлив», т.к. страна Аркадия для Пуссена и классицистов – символ счастья.
«Пейзаж с Полифемом» - Полифем ассоциируется с разрушительной силой – это великан, укрощенный любовью к нимфе моря Галатеи. Полифем изображен сидящим на скале и играющим на свирели.
На закате своей жизни Никола Пуссен страдает парличом, но продолжает рисовать, привязывая кисти к рукам, он создает знаменитые «Времена года». Самая известная картина этого цикла – «Зима». Изображен потоп – деревья и скалы изображены в пучине вод, женщина в лодке передает ребенка мужчине, взобравшемуся на скалу. В скале ползет змея – символ вечности, что составляет зловещий контраст.
ДЗ Пересказ ст. о классицизме
чтение комедии «Мещанин во дворянстве»
индивидуальное задание «Очерк жизни и творчества»
Урок 5