Тема 2.14 Судьба Родиона Раскольникова.

Уже с первых страниц романа «Преступление и наказание» главный герой его, студент Петербургского университета Родион Раскольников, погружен в болезненное состояние, порабощен философской идеей, допускающей «кровь по совести». Наблюдая русскую жизнь, размышляя над отечественной и мировой историей, Раскольников решил, что исторический прогресс и всякое развитие осуществляются за счет чьих-то страданий, жертв и даже крови, что все человечество подразделяется на две категории. Есть люди, безропотно принимающие любой порядок вещей, - «твари дрожащие», и есть люди, нарушающие моральные нормы и общественный порядок, принятый большинством, - «сильные мира сего».

Теория Раскольникова о «делении людей на два разряда»

  Обыкновенные люди     Необыкновенные люди  
«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных».   «Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово».  
Живут в послушании.   Переступают закон во имя лучшего.  
Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям».   Если ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разрешение перешагнуть через кровь».  
«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи.   Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон - «необыкновенные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови  

Герой ищет ответ на вопрос: можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью?

Глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить другой героине - Сонечке Мармеладовой.

Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней:

...ну да, чтоб ограбить...
…если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь... счастлив был!
Вот что: я хотел наполеоном сделаться, оттого и убил.
    Ну, вот и я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета... и на новую независимую дорогу стать...
  И я теперь знаю, Соня, что крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав...
      И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Ос- мелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею...


Две правды в романе

Соня Раскольников
Преступает нравственный закон.   Преступает уголовный закон.  
Чтобы облегчить жизнь близких приносит в жертву себя.   Чтобы проверить правильность своей теории приносит в жертву двух беззащитных женщин.  
Страдания достигают предела. Идет на позор, унижения.   Бунтарь, не желающий смириться с несправедливыми законами общества.  
Не возмущается и не протестует. Ее удел - незаметное подвижничество.   Мания превосходства и вседозволенности.  
Все ее поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами.   Свои поступки совершает на основании придуманной теории о «сильной личности». Чувствует уязвимость своей теории, несостоятельность и обреченность индивидуализма.  

По мысли Достоевского, только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путем к преобразованию общества.

Тема 2.14 Судьба Родиона Раскольникова. - student2.ru Тема 2.15 Л.Н.Толстой(1829 – 1910). Жизненный и творческий путь. Роман-эпопея «Война и мир»

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа1829 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России.

После смерти родителей (мать умерла в 1830, отец в 1837) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете. В 1847 году, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне.

Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны, жил светской жизнью в Москве, в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права, определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание.

В 1851 году Толстой уехал на Кавказ, добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев. Эпизоды Кавказской войны описаны им в рассказах «Набег», «Рубка леса», в повести «Казаки». Сдал экзамен на юнкера, готовясь стать офицером. В 1854, будучи артиллерийским офицером, перевелся в Дунайскую армию, действовавшую против турок.

На Кавказе Толстой всерьез начал заниматься литературным творчеством, написал повесть «Детство», которая была одобрена Некрасовым и напечатана в журнале «Современник». Позже там была напечатана повесть «Отрочество».

Вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь, где он участвовал в защите осажденного города, проявляя редкое бесстрашие. Награжден орденом св. Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя». В «Севастопольских рассказах» он создал беспощадно достоверную картину войны, что произвело огромное впечатление на русское общество.

Осенью 1856 вышел в отставку и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии.

В 1859 открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия. Помогал открыть более 20 школ в окрестных деревнях. С целью изучить постановку школьного дела за границей в 1860 — 1861гг. Толстой совершил вторую поездку в Европу. В мае 1861 (год отмены крепостного права) возвратился в Ясную Поляну.

1860 — 1870-е годы были отмечены появлением двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: «Война и мир» и «Анна Каренина».

В 1882 году Толстой участвовал в переписи московского населения, близко познакомился с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате «Так что же нам делать?» (1882 — 86), и сделал вывод: «...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!»

Новое миросозерцание Толстой выразил в произведении «Исповедь» (1879), где он рассказал о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону «простого трудового народа». Этот перелом привел Толстого к отрицанию государства, казенной церкви и собственности. Требование любви к людям и проповедь непротивления злу насилием составляют смысл так называемого «толстовства», которое делается популярным не только в России, но и за границей.

В 90-е годы создал драму «Власть тьмы», пьесу «Плоды просвещения», роман «Воскресение».

В последнее десятилетие занимался, как и всегда, напряженным творческим трудом. Написаны повесть «Хаджи-Мурат», драма «Живой труп» , рассказ «После бала».

В начале 1900 года написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе.

В 1901 году Толстой жил в Крыму, лечился после тяжелой болезни, часто встречался с Чеховым и М. Горьким.

В последние годы жизни, когда Толстой составлял завещание, он оказался в центре интриг и раздоров между «толстовцами», с одной стороны, и женой, которая защищала благополучие своей семьи, детей — с другой. Стараясь привести свой образ жизни в соответствие с убеждениями и тяготясь барским укладом жизни в усадьбе, Толстой 10 ноября 1910 года тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги.

Похоронен Л.Н. Толстой в Ясной Поляне.

Роман-эпопея «Война и мир»

· По жанру «Война и мир» — роман-эпопея. Как роман он сочетает в себе черты семейного, биографического, любовного, исторического, философского романа.

· Все сюжетные линии стягиваются к композиционному ядру произведения — Бородинскому сражению, судьбоносному для героев романа и для всего народа, который тоже является как бы коллективным персонажем романа.

· В романе показана история трех семейств — Болконских, Ростовых и Курагиных.

Болконские — воплощение интеллектуального и волевого начала (особенно князь Андрей), Ростовы — эмоционально-интуитивного (особенно Наташа), Курагины — низкого нравственного уровня, они примитивно эгоистичны и не умны.

· Философская проблематика романа — устройство мира и место человека в нем, смысл истории и отдельно взятой человеческой жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости в судьбе человека, нравственные требования к человеку, подлинное и ложное в жизни человека. Эта проблематика выражена не только в больших философско-публицистических отступлениях автора, но и в монологах, диалогах, внутренних монологах героев.

· В повествовании велика роль пейзажных, портретных, интерьерных описаний, подробных авторских характеристик героев, диалогов, монологов и внутренних монологов персонажей, предметно-бытовых и других деталей. В портрете Толстой, как правило, выделяет одну запоминающуюся деталь и часто указывает на нее при описании данного персонажа. Читатель запоминает портреты героев по этим выразительным «черточкам».


Наши рекомендации