Темы докладов и научных сообщений

1. Нарративная интрига в романе А.Кристоф «Толстая тетрадь».

2. Система мотивов в мистических повестях И.С.Тургенева «Клара Милич» и «Песнь торжествующей любви».

3. Переписка А.П.Чехова и О. Книппер-Чеховой как историко-литературный феномен.

4. Специфика современной автобиографической литературы (на материале трилогии Н. Абгарян о Манюне).

5. Музыкальные цитаты в драматургии А.П.Чехова.

6. Структурные компоненты жанра авантюрного романа (на материале романов Ж.Верна).

7. Специфика жанра метаромана.

8. Функции анжамбмана в лирике М.Цветаевой.

9. Звукопись в лирике К.Бальмонта.

10. Принципы футуризма в творчестве В. Хлебникова.

11. Специфика художественной детали в рассказах А.П.Чехова.

12. Роль заголовочного комплекса в структуре произведения.

13. Болевой эффект как один из принципов поэтики Ф.М.Достоевского.

14. Традиции сентиментализма в романе Ф.М.Достоевского «Бедные люди».

15. Особенности внутреннего монолога в творчестве Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского.

16. Эпистолярий в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

17. Символика сновидений в романе «Преступление и наказание».

18. Принцип рассредоточенного портрета в романе Толстого «Воскресение».

19. Символика рассказа В.М.Гаршина «Красный цветок».

20. Проблемы циклизации в военных рассказах Гаршина.

21. Поэтика ремарок в драматургии А.П.Чехова.

22. Минус-приемы в драматургии А.П.Чехова.

23. Принципы визуализации лирического текста.

24. Рецептивные стратегии незаконченного текста.

25. «Возможный сюжет» в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Основным стержнем изучения дисциплины является органичное соединение науки и практики. Процесс обучения должен строиться на объективных научных, теоретических данных. Все эти объективные данные должны реализовываться при формировании профессионально-необходимых знаний, практических умений и навыков.

Изучение дисциплины основывается на принципах доступности, постепенности, последовательности, интереса, профессионально-педагогической целесообразности.

Изучение дисциплины на первом курсе бакалавриата строится на аудиторной (лекции, практические занятия) и самостоятельной работе студента.

Освоение студентами научно-понятийным и категориальным аппаратом литературоведения должно вестись по следующим направлениям: 1. Слушание лекционного материала; 2. Работа на практических занятиях; 3. Чтение и конспектирование учебной и научно-исследовательской литературы; 4. Составление литературоведческого словаря; 5. Выполнение контрольных работ; 6. Овладение навыками анализа текста; 7. Подготовка научных докладов и сообщений.

Для наиболее успешного освоения студентами-бакалаврами теоретического материала, предлагаются различные формы лекций: интерактивные лекции, лекция-диалог, лекция-диспут, лекция с элементами научной дискуссии. Обновление традиционных форм обучения способствует активизации сотворчества слушателей и получение ими более качественного образования.

Практические занятия направлены на более глубокое изучение наиболее сложных тем, тем, вынесенных для самостоятельного изучения студентов. Практические занятия содержат творческое задание, представляющее собой анализ текста в рамках указанного метода, направления или с точки зрения той или иной категории. Задания подобного типа направлены на формирование у обучающихся навыков литературоведческого анализа текста. Практические занятия, посвященные родо-жанровой специфике литературы, предполагают изучение различных исследовательских подходов к поставленным проблемам, что дает возможность студентам разобраться в научной парадигме современного литературоведения и способствуют более глубокому постижению рассматриваемых проблем.

Чтение и конспектирование учебной и научно-исследовательской литературы способствует приобщению студентов-бакалавров к проблемному полю литературоведения, расширению кругозора, формированию навыков самообразования.

Составление литературоведческого словаря призвано актуализировать основные категории, понятия, термины, изучаемые в рамках дисциплины «Теория литературы». Обучающиеся должны уметь выявлять концептуально значимый материал, его обобщать и логически фиксировать. Словарь оформляется в отдельной тетради в алфавитном порядке, каждая приведенная позиция должна подкрепляться примерами.

Контрольные работы являются формами промежуточной аттестации; призваны выявить пробелы в знаниях, наиболее сложные темы, оценить качество подготовки студентов-бакалавров.

Овладение навыками анализа текста – одна из важнейших задач курса «Теория литературы». С этой целью в системе организации данного курса используются формы и методы, направленные на работу с текстом.

Различные уровни анализа текста рассматриваются и в лекционном материале, и на практических занятиях. Конспектирование монографий и научно-исследовательских работ позволяет студентам познакомиться с лучшими образцами данного литературоведческого жанра. Студентам предлагаются мастер-классы по анализу лирического и эпического текстов. При выполнении анализа текста студенты-бакалавры должны опираться на следующие уровни: тема и идея стихотворения; история создания; жанровая специфика; сюжет и композиция; лирический герой, лирический субъект и образная система; средства художественной выразительности; формальные особенности стихотворения. Следует помнить, что любой план анализа является лишь ориентиром, примерным перечнем того, что можно рассказать о стихотворении. При анализе конкретных стихотворений некоторые позиции могут быть не задействованы (например, история создания).

В то же время существует определенная методика анализа поэтического текста:

– прочитать текст "слово за словом", пытаясь уловить общую тональность, настроение произведения (на этом этапе можно записать определенную цепочку ассоциаций, которые возникают во время прочтения стихотворения);

– при вторичном чтении разобраться с произведением "стих за стихом", то есть построчно, пытаясь увидеть всю палитру художественных приемов, которые использованы автором (на этом этапе следует "набирать материал", то есть выписывать свои наблюдения в том порядке, как они совершаются, "вслед за автором"); систематизировать полученные наблюдения в соответствии с планом; разобраться с жанром произведения и его формальной стороной.

Средства художественной выразительности речи в стихотворении, которые должны находить обучающиеся в конце учебного года.

А. Фонетика (звукопись, ассонанс, аллитерация).

Б. Морфемика (акцентирование части слова: Рас-стояния).

В. Морфология (выраженное преобладание определенных частей речи и функциональность этих процессов).

Г. Лексика:

1. Лексические пласты (архаизмы, варваризмы, старославянизмы, диалектизмы, профессионализмы, арготизмы, неологизмы, окказионализмы, прозаизмы, просторечия и т. п.).

2. Лексические ряды (антонимы, синонимы, омонимы, паронимы, идиомы, афоризмы и т. п.).

3. Тропы (непрямые значения слов и выражений): а) простые (сравнение, эпитет, ирония); б) сложные (символ, аллегория, гипербола, литота, метафора, олицетворение (вид метафоры), метонимия, синекдоха, эвфемизм).

Д. Синтаксис (стилистические фигуры языка, риторические фигуры языка, поэтический синтаксис):

а) по интонации: восклицание, обращение, риторический вопрос, пауза, инвектива; б) по сложности синтаксической структуры: упрощение (минус-прием, эллипсис – умолчание, парцелляция, бессоюзие); усложнение (контаминация, плеоназм, градация) и др.; в) по контрастности рядов: антитеза, оксиморон, алогизм, апофазия (опровержение сказанного раньше), катахреза и т. п.; г) по сходству рядов: параллелизм, хиазм, зевгма (в одном ряду логически несочетаемое); д) по принципу нарушения нормы: инверсия, анаколуф (синтаксическая несогласованность), амфиболизм, солецизм, гротеск.

Необходимо определять формальные особенности стихотворения (метрика, рифма, строфика). Семантический ореол размера (М.Л.Гаспаров).

Желательно обращение к внетекстовой ауре стихотворения: факты биографии, общекультурная среда. Герменевтический подход к объяснению «темных мест» в произведении.

Студент-бакалавр может повысить свой рейтинг, выполнив работу в жанре научного доклада или сообщения (в рамках студенческого научного кружка, в качестве доклада на практическом занятии или выступления на научной конференции). Научный доклад предполагает большую степень самостоятельности по сравнению с жанром реферата. В докладе или сообщении должна присутствовать оригинальность и актуальность выбранной темы, научная новизна, самостоятельный научно-исследовательский поиск. Выдающиеся результаты научной деятельности студентов могут быть опубликованы в сборниках научных статей по материалам студенческой конференции.

Современные компьютерные и интернет-технологии могут стать качественной поддержкой процесса образования. Студент должны знать новейшие электронные ресурсы, подготовленные работниками высших учебных заведений, научно-исследовательских центров; уметь ими корректно пользоваться; правильно оформлять ссылки на электронные ресурсы; знать о программе «Антиплагиат».

Активность работы студентов оценивается баллами, зафиксированными в балльно-рейтинговой таблице.

Наши рекомендации