Определите стилистические фигуры, используемые в приведенных фрагментах. Укажите их семантическую функцию.

1. Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

(К. Бальмонт)

2. Где «Остров мертвых» в декадентской раме?

Где плюшевые красные диваны?

Где фотографии мужчин с усами?

Где тростниковые аэропланы?

(А. Тарковский)

3. А звери из лесов сбегаются смотреть,

Как будет океан и жарко ли гореть

(И. Крылов).

4. Мне завещал отец, во-первых,

Угождать всем людям без изъятья:

Хозяину, где доведется жить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику во избежанье зла,

Собачке дворника, чтоб ласкова была.

(А. Грибоедов)

5. Джон Донн уснул, уснуло все вокруг,

уснули стены, пол, постель, картины,

уснули стол, ковры, засовы, крюк,

весь гардероб, свеча, буфет, гардины.

(И. Бродский)

6. Тебя за щекой, как денежку,

серебряно сберегу.

(А. Вознесенский).

7. Дедка – за репку, бабка – за дедку, внучка – за бабку… тянут-потянут…

8. Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле…

(А. Пушкин)

9. В надышанную сирость чайной

Картуз засаленный бредет

(М. Цветаева).

10. Жар холодных чисел

(А. Блок).

11. Аргентина манит негра (Н. Булгаков).

12. Меж тем как сельские циклопы

Перед медлительным огнем

Российским лечат молотком

Изделье легкое Европы.

(А. Пушкин)

13. Август -астры,

Август – звезды,

Август – грозди

Винограда и рябины

Ржавой – август!

(М. Цветаева)

14 Здесь Пушкина изгнанье началось,

и Лермонтова кончилось изгнанье

(А. Ахматова).

15. Хотя

усов

и не полагается ей,

но водит

по губке,

усы возомня, —

дескать — готово,

наточил и брей.

В. Маяковский

16. Брега Арагвы и Куры

Узрели русские шатры.

А.С.Пушкин

Контрольная работа № 3. Определите тип субъектной организации в приведенных лирических стихотворениях.

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ.

Дума

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли. (…)

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

МАРИНА ЦВЕТАЕВА

Стихи к Сонечке

В мое окошко дождь стучится.Скрипит рабочий над станком.Была я уличной певицей,А ты был княжеским сынком. Я пела про судьбу-злодейку,И с раззолоченных перилТы мне не рупь и не копейку, —Ты мне улыбку подарил. Но старый князь узнал затею:Сорвал он с сына орденаИ повелел слуге-лакеюПрогнать девчонку со двора. И напилась же я в ту ночку!Зато в блаженном мире — том —Была я — княжескою дочкой,А ты был уличным певцом!

О.МАНДЕЛЬШТАМ

На розвальнях, уложенных соломой,
Едва прикрытые рогожей роковой,
От Воробьёвых гор до церковки знакомой
Мы ехали огромною Москвой.

А в Угличе играют дети в бабки
И пахнет хлеб, оставленный в печи.
По улицам меня везут без шапки,
И теплятся в часовне три свечи.

Не три свечи горели, а три встречи —
Одну из них сам Бог благословил,
Четвёртой не бывать, а Рим далече,
И никогда он Рима не любил.

Ныряли сани в чёрные ухабы,
И возвращался с гу́льбища народ.
Худые мужики и злые бабы
Переминались у ворот.

Сырая даль от птичьих стай чернела,
И связанные руки затекли;
Царевича везут, немеет страшно тело —
И рыжую солому подожгли.

Март 1916

Список литературы для обязательного конспектирования

1. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности//Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе.//Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб., 2000.

3. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб., 2000.

4. Гаспаров М.Л. О русской поэзии. Анализы, интерпретации, характеристики. М., 2001.

5. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971.

6. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.

7. Манн Ю.В. Автор и повествователь //Изв. ОЛЯ АН СССР. 1991. № 1.

8. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995.

9. Хализев В.Е. Драма как род литературы (Поэтика, генезис, функционирование). М., 1986.

10. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения М., 1972.

11. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1972; переизд. в книге: Успенский Б.А. Избранные труды. Т. 1. М., 1994.

12. Шкловский В.Б. "Искусство как прием", "Связь сюжетосложения с общими приемами стиля" // Шкловский В. О теории прозы (1925, 1929).

ТРЕБОВАНИЯ К РЕФЕРИРОВАНИЮ И КОНСПЕКТИРОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендации по оформлению тетради конспектов

1. Для конспектов необходимо завести отдельную тетрадь с оглавлением и нумерацией страниц.

2. Конспекты должны быть проработаны (замечания на полях, подчеркивания).

3. Конспекту должна быть предпослано библиографическое описание источника (полное имя автора, название источника, выходные данные; для критических статей – данные об их первоначальной публикации).

4. На полях конспекта необходимо указывать номера страниц, откуда цитируется текст.

План реферирования монографии

1. Определить тип литературоведческого исследования (жанр, вид издания, адресат и др.).

2. Структура работы. Выбор фрагмента для подробного анализа с обоснованием этого выбора.

3. Общая концепция работы и основные положения ее частей (краткое изложение).

4. Сильные и слабые стороны работы: 1) аргументированность положений; 2) убедительность выводов; 3) оригинальность суждений; 4) последовательность изложения; 5) ясность и выразительность стиля; 6) основательность научного аппарата.

5. Оценка научной и учебной значимости работы. Рекомендации по использованию.

Требования к написанию докладов и научных сообщений

Доклад представляет собой жанр научно-исследовательской работы, в котором воплощаются результаты разработки студентом той или иной научной проблемы. В дальнейшем выбранная тема или проблема может стать основой для написания курсовой, дипломной работ. Научный доклад может стать отправной точкой к большому самостоятельному исследованию. Тема доклада может быть сформулирована с учетом интересов каждого студента. В данном пособии предлагаются примерные темы.

При написании доклада студенту необходимо продемонстрировать:

1. умение разобраться в поставленной проблеме и найти пути ее решения;

2. умение проанализировать ту или иную теоретическую категорию;

3. навыки литературоведческого анализа текста;

4. работу с источниками: исследованиями, критическими статьями, библиографическими справочниками и указателями;

5. научную новизну и самостоятельный исследовательский поиск.

Наши рекомендации