Тема 6. Герой, персонаж, характер и тип.

Персонаж как любой субъект действия. Характер – индивидуализированный персонаж, в котором раскрываются побудительные причины поведения или поступка. Герой – главное действующее лицо, сознание и поступок которого выражают для автора сущность создаваемого мира. Отличительные признаки героя. Тип как готовая форма личности.

Проблема совпадения или несовпадения героя с типом и характером.

Тема 7. «Вещь» в художественном произведении.

Отражение в фольклоре и литературе изменений в материальной культуре. Отношение к вещам в зеркале литературы. Вещи как часть мира произведения, их функции. Вещи-символы. Об особенностях изображения вещей в литературных родах и жанрах. Описание вещей как стилевая доминанта. Номинации вещей. Использование пассивной лексики.

Раздел 3. Родовая специфика литературы

Роды и жанры литературы. Разделение литературы на роды в зависимости от отношения художественных произведений к объекту и субъекту творчества. «Поэтика» Аристотеля. Философское обоснование принципа разделения литературы на роды в «Эстетике» Гегеля. Теория литературных родов А. Веселовского.

Тема 1. «Родовые» свойства текста эпического произведения.

Проблема единства эпических жанров. Взаимоосвещение авторского и чужого слова с помощью сочетания внешней и внутренней языковых точек зрения. Эпический тип события. Структура эпического сюжета (удвоение центрального события, закон эпической ретардации, равноправие и равноценность случая и необходимости, случайность и условность границ сюжета). Проблема эпического героя.

Тема 2. Мир лирического произведения.

Теории лирики. Понятие лирического субъекта. Мир лирического произведения: пространство-время, сюжет, событие.

Специфика поэтического языка. Формальная организация стихотворной речи. Понятия метра и ритма. Звуковая организация стихотворной речи. Явления ассонанса и аллитерации. Стихотворный метр и стихотворный размер. Системы стихосложения. Классические стихотворные размеры: ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий. Неклассические стихотворные размеры: дольник, тактовик, акцентный стих. Свободный стих (верлибр). Рифма. Виды рифм. Строфа.

Тема 3. Теория драмы.

Театроведческий и литературоведческий подходы к драме. Три варианта теорий драмы. Катастрофа и катарсис. Пространство-время драматического события и позиция зрителя. Сюжет драмы. Конфликт. Герой в драме: драматический характер, роль, тип, амплуа.

Раздел 4. Категория литературного жанра

Проблема исторической изменчивости жанров. Понятие жанровой системы. Соотношение категорий жанра и автора в различные литературные эпохи. Принципы выделения и разграничения основных жанров. Переменные и устойчивые жанровые признаки: проблема преемственности в истории жанра.

Тема 1. «Твердые» и «свободные» жанровые варианты эпической формы.

Эпопея. Роман. Генезис и эволюция. Структура жанра романа. Средние формы: новелла, повесть, рассказ.

Малые жанры и проблема эпического субъекта. Точка зрения субъектов в структуре малых жанров. Родство больших и малых эпических форм. Эпическая «зона построения образа».

Тема 2. Проблемы развития лирических жанров.

Ода. Проблематика. Функциональность жанра. Тематическая композиция и хронотоп. Стилистика. Субъект и адресат. Одическая «строфа». Элегия. Тематика элегии. Элегический хронотоп. Субъект и адресат. Идиллия. Предметный мир идиллии. Персонажи идиллии. Композиционно-речевая структура. Баллада. Балладный диалог. Послание. Мотивная структура послания. Сатира. Песня. Фрагмент.

Неканонические жанры лирики. Фрагмент и миниатюра. Рассказ в стихах. Стихотворение в прозе.

Лирическое произведение в системе цикла. Истоки лирической циклизации. Индивидуально-авторская циклизация.

Тема 3. Классическая и неклассическая драма.

Трагедия, комедия, драма как жанр, мелодрама, водевиль, фарс. «Новая» драма. Драма-диспут. Жанры неклассической драмы в русской литературе.

Раздел 5. Стиль литературного произведения

Тема 1. Автор и традиция.

Понятие стиля. Возникновение индивидуальных стилей в русской литературе XVIII века в связи с «осознанием авторских прав» (В. В. Виноградов) и в рамках систем (методов) образного восприятия действительности. Границы употребления термина (стиль национальный, стиль эпохи, направления, течения, стиль писателя) с точки зрения современного литературоведения. Стиль как лингвистическое и литературоведческое понятие. Стиль и язык. «Лингвистическая» концепция стиля (А. М. Пешковский). Литературоведческая стилистика. Проблемы поэтической стилистики (поэтическая лексика, поэтический синтаксис, эвфония). Теория «литературного» (В. В. Виноградов) образного стиля. Носители стиля. Современное литературоведение о «стилеобразующих факторах» в художественном творчестве. Признание носителями стиля только категорий формы, с одной стороны, и распространение функционального значения категории художественного стиля на содержание (в том числе на тему и идею) – с другой. Различные определения и толкования понятия стиль. Стиль как выражение художественного мастерства писателя.



Наши рекомендации