Абрамовских Елена Валерьевна
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методическое пособие
для студентов филологического факультета,
Обучающихся по направлению
050100.62 Педагогическое образование
профиль подготовки–«Русский язык», «Литература»
(бакалавриат)
Самара – 2015
Е.В. Абрамовских
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки
педагогических кадров в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 Педагогическое образование
Самара – 2015
Печатается по решению Редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
УДК
ББК
Ответственный редактор: доктор филологических наук, доктор педагогических наук профессор О.М.Буранок
Рецензенты:
кандидат филол. наук, доцент С.Е.Подлесова (ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»)
доктор филол. наук, доцент Т.Ф.Семьян (ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», Научно-исследовательский университет)
Абрамовских Е.В.
Теория литературы:учебно-методическое пособие для студентов филологического факультета, обучающихся по направлению 0501000.62 (Педагогическое образование), профиль подготовки – «Русский язык», «Литература» (бакалавриат). Изд. 2, испр. и доп. Самара: ООО «Издательство «АсГард», 2014.
ISBN
Учебно-методическое пособие «Теория литературы» содержит авторскую программу, конспект лекции по литературоведческим направлениям и школам, планы практических занятий, материалы для самостоятельной работы, тематику письменных работ и методические рекомендации для студентов, обучающихся на филологическом факультете по направлению 0501000.62 (Педагогическое образование), профиль подготовки – «Русский язык», «Литература» (бакалавриат).
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4
ПРОГРАММА КУРСА.. 9
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ «ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ». 27
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.. 47
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ... 64
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.. 66
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.. 72
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 83
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи дисциплины:сформировать у студентов представления о проблемном поле и исследовательском аппарате литературоведения с учетом истории и современного состояния дисциплины в отечественной и зарубежной науке, понимание специфики литературы как предмета научного исследования, место литературоведения в системе других гуманитарных дисциплин; владение основными понятиями и категориями, позволяющими анализировать поэтические и повествовательные структуры художественных произведений, их стилистические особенности, описывать взаимодействие текстов внутри литературы и их связи с внелитературными рядами, а также сформировать общекультурные, профессиональные и специальные компетенции.
Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла.
Дисциплина читается на 1 и 2 семестре 1 курса, поэтому знания умения и навыки для освоения дисциплины у студентов не сформированы предшествующими вузовскими дисциплинами. Используются остаточные знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения школьного курса «Литературы», как-то: знания о родах и жанрах литературы, некоторых категориях поэтики (сюжет, композиция, понятие о тропах и фигурах), входящих в школьную программу. Для освоения дисциплины должны быть установлены межпредметные связи со следующими дисциплинами: «Античная литература», «Древнерусская литература», «Фольклор».
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций,которые характеризуются:
а) общекультурные (ОК):
– способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
– способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
б) профессиональные (ПК):
– способностью реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
в) специальные (СК)
– владением знаниями в области фольклора, истории и теории литературы и современного литературного процесса, знаниями о художественном своеобразии литературного произведения и творчества отдельных писателей (СК-1);
– способностью применять знания в области русского языка, теории и истории литературы, литературоведческого анализа и интерпретации текста в своей педагогической и научно-исследовательской деятельности (СК-4);
– способностью отбирать учебно-методические материалы для преподавания русского языка и литературы в учебных заведениях разного типа, проводить занятия и внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе на основе общепринятых и авторских программ (методик) (СК-6).
Образовательные результаты:
а) общекультурные, ОК-3:
умеет:
– собирать, структурировать и излагать материал по проблемам теории литературы: письменно и устно в различных жанрах, актуальных в научной и учебно-методической деятельности;
ОК-9:
знает:
– новейшие электронные ресурсы, подготовленные работниками высших учебных заведений, научно-исследовательских центров;
б) профессиональные, ПК-1:
знает:
– понятийный аппарат теории литературы, принципы анализа текста;
умеет:
– использовать знания по теории литературы в преподавании базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;
в) специальные, СК-1, СК-4, СК-6:
знает:
–проблемное поле и исследовательский аппарат литературоведения с учетом истории и современного состояния дисциплины в отечественной и зарубежной науке;
– специфику литературы как предмета научного исследования, место теории литературы в системе других гуманитарных дисциплин;
– понятийный аппарат теории литературы, позволяющий филологически профессионально разбираться в научных направлениях и школах современного литературоведения, анализировать художественные произведения различных жанров и форм;
умеет:
–ориентироваться в закономерностях родов и жанров, в смысле и структуре отдельных произведений;
– применить весь спектр знаний и навыков в области освоения теории литературы в дисциплинах, связанных с методикой преподавания литературы в школе, а также в ходе педагогической практики;
владеет:
–основными понятиями и категориями, позволяющими анализировать поэтические и повествовательные структуры художественных произведений, их стилистические особенности, описывать взаимодействие текстов внутри литературы и их связи с внелитературными рядами;
– навыками использовать полученные знания и умения в области освоения теории литературы при подготовке квалификационной работы на степень бакалавра.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц. Всего 180 часов. Аудиторные занятия 68 часов. Самостоятельная работа 76 часов.
№ | Раздел, тема | Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) | ||||
Всего | Аудит. раб. | Самост. раб. | ||||
Лекции | Практ. | Лабор. | ||||
1. | Раздел 1. Литература как вид искусства. Темы: Тема 1. Литература и другие виды искусства. Слово как материал художественного произведения. Тема 2. Понятие о литературном процессе. Парадигмы художественности. Тема 3. Поэзия и проза. Принципы разграничения. | - | ||||
2. | Раздел 2.Художественный мир произведения. Темы: Тема 1. Литературное произведение как художественное целое. Тема 2. Основные понятия «сюжетологии». Сюжет и мотив. Сюжет и фабула. Тема 3. Художественное время и пространство. Тема 4. Композиция текста. Тема 5. Субъектные и внесубъектные формы авторского присутствия в тексте. Проблема повествования. Повествователь и рассказчик. Тема 6. Герой, персонаж, характер и тип. Тема 7. Понятие «вещи» в художественном произведении. | 10 (5 тем) | - | |||
3. | Раздел 3.Родовая специфика литературы Темы: Тема 1. «Родовые» свойства текста эпического произведения. Тема 2. Мир лирического произведения. Тема 3. Теория драмы. | - | ||||
4. | Раздел 4. Категория литературного жанра Темы: Тема 1. «Твердые» и «свободные» жанровые варианты эпической формы. Тема 2. Проблемы развития лирических жанров. Тема 3. Классическая и неклассическая драма. | - | ||||
5. | Раздел 5. Стиль литературного произведения Темы: Тема 1. Автор и традиция. Тема 2. Чужой стиль в литературном произведении (стилизация, подражание, пародия) | - | ||||
Раздел 6. Интертекстуальные отношения в литературе. Литературная эволюция и её модели. | ||||||
Итого | ||||||
4 з.е. |
ПРОГРАММА КУРСА
«ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел 1. Литература как вид искусства
Введение
Научный статус литературоведения.Предпосылки литературоведения как науки. Теория литературы – наука о специфике художественной литературы как искусства, закономерностях её развития, о принципах анализа отдельных художественных произведений, творчества писателей и литературного процесса в целом. Теория литературы и другие литературоведческие дисциплины (история литературы, литературная критика). Связь теории литературы с науками вспомогательными (историография, текстология, библиография). Литературоведение и смежные научные дисциплины (лингвистика, история, психоанализ, эстетика, семиотика, типология культуры). Разделы теории литературы. Поэтика и история литературы.
Тема 1. Литература и другие виды искусства. Слово как материал художественного произведения.
Специфика искусства. Искусство как познание (теория образа). Искусство как «язык» (семиотическая природа литературы). Искусство как творчество.
Споры о специфике и сути искусства в античности. Учения Аристотеля (теория подражания) и Платона (теория символизации) и их трансформации в последующих этапах развития искусства. Понятие о знаковости искусства. Литература как вторичная знаковая система. Эстетическая и коммуникативная природа литературы. Образ художественный как выражение специфики художественной литературы. Проблема художественной условности. Структурные и функциональные определения литературы. Литература и литературность. Происхождение литературы; литература и фольклор. Литературный факт; соотношение литературы с «бытом». Понятие текста.
Тема 2. Понятие о литературном процессе. Парадигмы художественности.
Этапы литературного процесса. Понятие художественный метод. Художественный метод как совокупность основных творческих принципов. Связь художественного метода и литературного направления, течения и стиля. Понятие литературного направления и течения. Литературное направление как конкретно-историческая категория литературного процесса. Литературное течение – вид, частная форма воплощения, фиксации литературного направления, объединённых общностью мировоззрения и эстетических принципов.
Классицизм, сентиментализм, романтизм. Реализм, символизм, авангард, соцреализм, постмодернизм – общие характеристики и проблемы определений. Специфика художественных методов XX века.
Современные подходы к изучению литературного процесса: рефлективный традиционализм, креативизм, модернизм.