Список обязательной и рекомендуемой литературы (5 класс)

  1. Подвиги Геракла (пересказ для детей)
  2. А.Кун «Боги Древней Греции»*.
  3. сб. «Легенды о Таллинне».
  4. О.Лутс «Старец из Юлемисте».
  5. Я.Кросс «Мартов хлеб».
  6. Г-Х. Андерсен «Сказки» («Дикие лебеди», «Соловей», «Улитка и Розовый куст», «Русалочка»*).
  7. В. Гауф «Сказки» («Карлик Нос», «Маленький Мук»*, «Щелкунчик и Мышиный король»*).
  8. К.Г.Паустовский «Теплый хлеб», «Приключения жука-носорога»*, «Взъерошенный воробей»*.
  9. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
  10. М.Ю.Лермонтов «Бородино».
  11. Л. Андреев «Кусака», «Петька на даче»*.
  12. Ф.Туглас «Ёжик».
  13. А.Аверченко «Берегов – воспитатель Киси», «Разговор в школе»*.
  14. Р.Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Как появились броненосцы»*, «Книга джунглей»*.
  15. Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница» (рекомендую помочь прочесть это произведение, поясняя по ходу чтения).
  16. Р. Бредбери «Каникулы».
  17. Г.Остер «Сказка с подробностями»*.

* помечены дополнительные произведения авторов. Рекомендую прочесть, если автор понравился.

О технике чтения

В школе принято проверять технику чтения учащихся. Ребенку дается текст, который он читает в течение одной минуты, а затем подсчитывается количество прочитанных слов. Учитывая, что навыки чтения формируются постоянно, проверка техники чтения проводится 2 раза в год. Нормы чтения
Класс I полугодие II полугодие
Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов. Темп чтения - не менее 20 - 25 слов в минуту. Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения - не менее 35 - 40 слов в минуту.
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам.Темп чтения - не менее 40 - 50 слов в минуту. Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций. Темп чтения - не менее 55 - 60 слов в минуту.
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 60 - 70 слов в минуту. Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 70 - 75 слов в минуту.
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения - не менее 75 - 80 слов в минуту. Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения - не менее 85 - 95 слов в минуту.

Норма чтения на конец 3 класса : не менее 70 - 75 слов в минуту.

Норма чтения на конец I полугодия ( 4 класс): не менее 75 - 80 слов в минуту

Норма чтения на конец II полугодия ( 4 класс): не менее 85 - 95 слов в минуту.

Балл Кол-во слов 3 класс Кол-во слов 4 класс Балл Кол-во слов 3 класс Кол-во слов 4 класс
более 100 сл( без ош.) Более 100 сл 40 -50 сл./мин. 45 – 55сл./мин.
80 -90 сл./мин. 80 – 90 сл./мин. 35 -40 сл./мин. 40 – 45 сл./мин.
70 -75 сл./ мин 75 - 80сл./мин. 30 -35 сл./мин. 35 – 40 сл./мин.
60 -70 сл./мин. 65 – 75 сл./мин. 25 – 30 сл./мин. до 35 сл./мин.
55 -60 сл./мин. 55 – 65 сл./мин. до 25 сл./мин. до 30 сл./мин.

При выставлении оценки учитывается наличии при чтении ошибок, выразительность

Проблема с почерком

Проблема с почерком – довольно распространенная в начальной школе. Обучение письму – сложный вид работы для любого малыша. Исследования показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта. Если возникают трудности… Навыки письма вообще формируются позже умения читать или считать. Затруднения возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика (то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук). Что делать в этом случае? 1. Лучше, конечно, предупредить эти трудности и заняться специальной тренировкой еще до школы. Но и первокласснику эти упражнения будут полезны, а кому-то просто необходимы. Выделите для них полчаса в ежедневном распорядке, но не занимайтесь этим во время приготовления уроков. 2. Заведите специальную тетрадь для упражнений, по которой ребенок будет следить за своими успехами. Но только не заставляйте его просто писать как можно больше. 3. Подбирайте интересные и забавные задания, развивающие зрительно-моторную координацию. Например, требуется прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их. Или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней – с внутренней стороны или с наружной. 4. Конечно, поможет штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку. Очень нравится детям рисовать по клеточкам под диктовку («Одна клетка вправо, две вниз и т.д.»). Придумайте рисунок сами или возьмите образец для вязания, вышивания. Увидите, как в ходе тренировок дрожащие линии постепенно превратятся в четкие и уверенные. 5. Обязательна тренировка пальчиков: лепка, собирание конструктора с мелкими деталями, сборка головоломок Puzzle («пазлов»), складывание узоров из мозаики или других мелких предметов – спичек, пуговиц, вырезание ножницами по контуру, нанизывание бусинок, перебирание крупы. 6. Многие из женских занятий очень полезны и для мальчиков. Ведь как раз у них-то гораздо чаще возникают проблемы с почерком, чем у девочек. Учите детей вышивать, плести из бисера, вязать (лучше взять толстые спицы и нитки). Поможет и традиционная мужская работа – забивание гвоздей, выпиливание, выжигание. Особые случаи Иногда затруднения с письмом связаны с недостаточным развитием у ребенка координации движений вообще. В таких случаях помогут подвижные игры (например, с мячом), танцы, гимнастика. Если, несмотря на все усилия – ваши и ребенка, не удается выработать более-менее приемлемый почерк, возможно, придется обратиться за помощью к детскому невропатологу. Особенно нужна такая консультация, если речь идет не просто о недостаточно красиво выписанных буквах, а о более существенных проблемах. Например, ребенок не может соблюдать строчку. В начале строки буквы располагаются на одной линии, а к концу каждой строчки сползают вниз. Такие деформации текста говорят о плохой зрительно-моторной координации, а она может быть следствием функциональных и органических нарушений головного мозга. Что касается ребенка, пишущего левой рукой, вовсе не обязательно, что у него будет плохой почерк. Если у него нормальная координация движений и достаточно развита моторика ведущей руки, проблем с почерком не будет. Просто среди левшей больше мальчиков, а им аккуратность в письме, как уже говорилось, менее свойственна, чем девочкам. Грамотный учитель начальной школы знает, как нужно работать с такими детьми: с какой стороны парты посадить, как помочь ему расположить тетрадь и т.д. Сейчас выпускают и специальные прописи для левшей.


Учиться или не учиться?

Прежде чем окончательно решить, стоит ли заставлять ребенка учиться летом, давайте ответим себе на вопрос: «зачем ему это нужно?» или даже «зачем нам это нужно?».

Можно назвать летнее обучение ребенка оправданным, если это необходимо для дополнительной подготовки к экзаменам (например, для поступления в 5-ый класс в гимназию) или для восполнения значительных пробелов в знаниях по 1-2 предметам (чтобы в новом году ребенок смог успешно учиться дальше).

В таких случаях ребенок может заниматься с репетитором (или учиться под руководством родителей), но не более одного-двух часов в день. Лучше начинать такие уроки не с первого дня каникул, а хотя бы через пару недель, чтобы ребенок мог немного передохнуть и набраться сил для новых занятий. Разумеется, как и в учебное время, у малыша должны быть выходные, когда об учебе можно не вспоминать. Если речь идет о занятиях дома с родителями, то "уроки” можно и нужно подстраивать под потребности и взрослых, и ребенка. В солнечный денек можно отпустить его дольше поиграть на улице или сходить на речку, а занятия перенести на вынужденное сидение дома во время дождя. Учеба летом не должна быть ребенку в тягость.

О днако если вышеупомянутые причины к вашему ребенку не относятся (экзамены не грозят и «запущенных» предметов пока нет), заставлять его учиться летом для того, чтобы «не обленился» или «чтобы не путался под ногами» будет нечестно с вашей стороны, и вряд ли приведет к чему-то хорошему. Представьте, как вам было бы неприятно, если бы ваш начальник нагрузил вас работой на весь отпуск, «чтобы вы на отдыхе совсем не обленились». Ваш ребенок почувствует себя так же, если несправедливо лишится летнего отдыха.

Лучше дайте ему возможность вдоволь наиграться, загореть, поплавать и пообщаться с друзьями. Конечно, помощь по дому или бабушкам-дедушкам никто не отменяет, но по учебе пусть ребенок немного соскучится. К ней можно вернуться за недельку-другую до начала учебного года, чтобы повторить самые важные моменты.

Как учебу сделать интересной

Мозги – как ключи:

если ими долго не пользоваться, они ржавеют.

Летний отдых нужен детям для восстановления сил (как физических, так и моральных), общения с друзьями и активного ОТДЫХА. Сидеть над учебниками или тетрадями детям, разумеется, не хочется. Но это совершенно не значит, что ребенок не хочет узнавать что-то новое или осваивать новые умения! Просто обучение в это время должно принимать иные формы, не похожие на школьные уроки или скучные домашние задания.

Если время позволяет, посещайте вместе с ребенком различные выставки и музеи, отправляйтесь на экскурсии по интересным местам – так вы сможете расширить кругозор ребенка в разных сферах (история, география, биология, искусство…). Катайтесь на велосипеде и любуйтесь окрестностями. Фотографируйте все интересное, что видите вокруг, и одновременно давайте ребенку краткие пояснения («вот эта бабочка называется Хамелеон», «а это – колокольчики, они занесены в Красную книгу»). Предлагайте ребенку вместе с вами искать интересную информацию (в сети Интернет или в книгах и журналах). Например, так: «В этом здании сейчас городская библиотека. А раньше, говорят, здесь жили какие-то знатные люди… давай-ка узнаем, кем они были и чем прославились…»

В дороге (неважно, катаетесь ли вы на велосипедах или едете на машине в деревню) предлагайте ребенку несложные словесные игры или логические задачки.

Можно вести летний «дневник впечатлений и открытий», описывая в большой тетради (или даже альбоме для рисования) все интересные события, собирая вырезки из газет и журналов с интересными статьями, делая рисунки и т.д. Творческий процесс точно не даст ребенку «облениться», а в процессе заполнения такого дневника вы можете, например, разучивать новые английские слова или учиться делить и умножать («За неделю мы собрали на даче 21 кг клубники. Сколько это в день получается в среднем?» или «За день ты знакомишься с пятью новыми друзьями. Если бы так продолжалось и дальше, сколько бы новых друзей у тебя появилось за месяц?»).

И пусть все это нельзя назвать учебой в классическом понимании, но именно такие занятия и помогут ребенку одновременно и отдыхать, и узнавать что-то новое, повторяя выученное и освоенное на уроках. Ведь, как известно, знания, не подкрепленные практикой, быстро забываются.

Приложение-памятка для родителей

Словестные игры:

1. «Что я загадал». Ведущий (родитель или ребенок) загадывает некий предмет (если игра нравится и часто востребована – можно загадывать и абстрактные понятия), а игрок должен задавать вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет», чтобы угадать, что же загадал ведущий. Например, ведущий загадывает бабочку, которая только что пролетела мимо. Игрок спрашивает: «Это предмет?» (В)едущий: «Нет». (И)грок: «Это живое существо?». В: «Да». И: «Это животное?». В: «Нет». И: «Это насекомое?». В: «Да» и т.д. пока загаданное не будет угадано.(Вопросы могут касаться размера загаданной вещи, цвета, формы, местонахождения, собственных качеств и умений (если это нечто живое), места обитания, численности и т.д.)

2. Еще одна вариация этой игры, в которой пригодятся не только общие знания о предметах и живых существах, но и правила написания слов. (В)едущий загадывает слово (например: «ласточка») и говорит: «Я загадал слово на букву «Л». (И)игрок спрашивает: «Это животное?» (имея в виду лису). (В)едущий отвечает: «Это не лось/ласка/лемур/лиса» (в зависимости от того, о ком вспомнил он, услышав о животном). И: (подумав, что это слово «лампочка») «Это прибор для освещения?» В: «Это не люстра/лампочка». Если ведущий в течение 10 секунд не находит ответа на вопрос игрока, то игрок называет то, что имел в виду, а ведущий открывает следующую букву загаданного слова. В: «Вторая буква в этом слове «а»». Теперь игрок должен предполагать слова, начинающиеся на «ла». И: (подумав о «ламбаде») «это танец?». В: «Это не латино/ламбада»… И так до тех пор, пока слово не будет угадано.

В игре легко выявляются ошибки в написании слов («опельсин», «кострюля» и т.д.)

3. Да/Нет-ка. Игра, похожая на предыдущие, но требующая от игрока подлючить логику и нестандартное мышление. Ведущий рассказывает короткую ситуацию с вопросом, а игрок должен, задав как можно меньше вопросов (с ответом «да/нет/не имеет значения»), отгадать, о чем речь и ответить на вопрос.

Например: «Давным-давно один суеверный барон спешил в гости и гнал лошадей. Но вдруг он велел резко затормозить, а затем пять часов не двигался с места. Почему? (Ответ: дорогу барону перебежала черная кошка. Он был суеверным, поэтому ждал, пока кто-нибудь другой проедет по этой дороге. А так как по ней ездили нечасто, ему пришлось ждать целых пять часов).

4. Города. Всем с детства известная игра, несколько подзабытая в последнее время. А ведь именно она поможет и в географии разбираться (и не путать города со странами, что бывает у детей), и написание слов запомнить. Правила просты: родитель называет любой город (например, Минск), ребенок – город, начинающийся с последней буквы названного («Кричев» или «Калининград»), родитель – город, начинающийся на «в» или «д» соответственно. Города повторять нельзя.

Разновидностью этой игры могут стать названия цветов, имена, животные… Все, на что хватит вашей фантазии!

Кроме словесных игр можно использовать и логические задачки (например, со спичками, разложенными определенным образом), и совместное составление историй (например, продолжение известных сказок или мультфильмов).

По материалам сайта: http://1-4.by/category/iparent

Как помочь ребёнку в приготовлении домашнего задания

Список обязательной и рекомендуемой литературы (5 класс) - student2.ru Посидите со своим ребёнком на первых порах в выполнения домашних заданий, если это необходимо. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые шаги, зависят его будущие успехи.

Список обязательной и рекомендуемой литературы (5 класс) - student2.ru Помните у Вашего ребёнка пока не сформирована привычка делать уроки.

Список обязательной и рекомендуемой литературы (5 класс) - student2.ru Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.

Список обязательной и рекомендуемой литературы (5 класс) - student2.ru Оформите рабочее место ребёнка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания.

Список обязательной и рекомендуемой литературы (5 класс) - student2.ru Учите выполнять уроки в этом рабочем уголке.

Список обязательной и рекомендуемой литературы (5 класс) - student2.ru Объясните ребёнку главное правило учебной работы - учебные принадлежности должны всегда находиться на своём рабочем месте. Постарайтесь привести в пример своё рабочее место.

Список обязательной и рекомендуемой литературы (5 класс) - student2.ru Постоянно требуйте от ребёнка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему.

Список обязательной и рекомендуемой литературы (5 класс) - student2.ru Если ребёнок в Вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они неправильно поняли задание и испытывают страх, ещё не начав это задание выполнять.

Список обязательной и рекомендуемой литературы (5 класс) - student2.ru Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что Вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.

Список обязательной и рекомендуемой литературы (5 класс) - student2.ru Если ребёнок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.

Список обязательной и рекомендуемой литературы (5 класс) - student2.ru Не заставляйте своего ребёнка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвёт Ваш авторитет и его интерес к школе и учению.

Список обязательной и рекомендуемой литературы (5 класс) - student2.ru Старайтесь как можно раньше приучить ребёнка делать уроки самостоятельно и обращаться к Вам только в случае необходимости.

Список обязательной и рекомендуемой литературы (5 класс) - student2.ru Каждый раз, когда Вам хочется отругать своего ребёнка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли Ваш ребёнок через много-много лет вспомнить Вас и Ваши родительские уроки.

Список обязательной и рекомендуемой литературы (5 класс) - student2.ru Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и Ваше здоровье.

Список обязательной и рекомендуемой литературы (5 класс) - student2.ru В конце концов, радуйтесь тому, что у Вас есть такое счастье-с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!

Наши рекомендации