Вишневский Всеволод Витальевич

Вишневский Всеволод Витальевич - student2.ru

Об авторе

Все́волод Вита́льевич Вишне́вский (8 (21) декабря 1900 — 28 февраля 1951) — русский советский писатель, драматург. Лауреат Сталинской премии первой степени (1950). Член ВКП(б) с 1937 года. Капитан 1 ранга.

Родился 8 (21) декабря 1900 года в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян, частного землемера Виталия Петровича Вишневского и Анны Александровны, урождённой Головачевской[2]. Выпускник Первой Санкт-Петербургской гимназии. Во время Первой мировой войны сбежал на фронт, был награждён Георгиевским крестом и двумя медалями. Участвовал в вооружённом восстании в Петрограде в 1917 году, воевал на фронтах гражданской войны.

В 1918 году был бойцом 1-го морского берегового отряда, в 1918 — начале 1919 года — пулемётчиком корабля Волжской военной флотилии «Ваня-коммунист» № 5, в 1919 — начале 1920 года — пулемётчиком бронепоездов «Грозный» и «Коммунар» № 56 (входящего в состав Первой Конной армии). Затем работал политработником на Черноморском и Балтийских флотах. Работал редактором журнала «Краснофлотец».

Могила Вишневского на Новодевичьем кладбище Москвы.

Начал публиковаться с 1920 года. В 1921 году поставил в Новороссийске под открытым небом массовое представление о Кронштадтском восстании «Суд над кронштадтскими мятежниками», длившееся восемь часов. Рукопись постановки не сохранилась. В 1929 году вышла его пьеса «Первая Конная». С 1930 года жил в Москве. Входил в группу «Литфронт».

В 1930-х написал пьесы «Мы из Кронштадта», «Последний решительный», «Оптимистическая трагедия» (1933).

Известен как активный противник Михаила Булгакова и Михаила Зощенко. В романе «Мастер и Маргарита» — персонаж «Мстислав Лаврович». Поддерживал деньгами в ссылке Мандельштама. В 1936 по сценарию Вишневского был создан фильм «Мы из Кронштадта» (реж. Е. Л. Дзиган), популярность которого сопоставима с «Чапаевым» братьев Васильевых. Картина была одобрена С. М. Эйзенштейном, воспринявшим её как продолжение "эпического стиля советской кинематографии, который был начат… «Броненосцем „Потемкин“» (Эйзенштейн С. Избранные произведения: в 6 т. М., 1968. Т.5. С.259).

Участник антифашистского конгресса писателей в Испании в июле 1937 года. Принимал активное участие в разгроме группировки Авербаха — Киршона.

Участник советско-финляндской войны 1939—1940 годов и Великой Отечественной войны, корреспондент газеты «Правда». Награждён медалью "За боевые заслуги"(1940 г.).Участник обороны Ленинграда. В годы Великой Отечественной войны В. возглавлял оперативную группу писателей при политуправлении Балтфлота. По заданию последнего он вместе с А.Кроном и Вс. Азаровым написал героическую комедию «Раскинулось море широко…», поставленную Ленинградским театром музыкальной комедии в 1942. Через год в Барнауле её воплотил на сцене Камерного театра А. Я. Таиров (музыку к спектаклю написал Г. В. Свиридов). Беспримерному подвигу ленинградцев в дни войны была посвящена пьеса Вишневского «У стен Ленинграда», подтвердившая его приверженность трагической теме. Она появилась на сценах Театра Краснознаменного Балтийского флота (1944) и Камерного театра (1945).

С 1944 жил в Москве, был редактором журнала «Знамя» (1934—1948). Допустил к публикации повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» изначально под названием «Сталинград» и включил В. Некрасова в список на Сталинскую премию. Именно при нём в журнале «Знамя» был напечатан ряд стихов А. А. Ахматовой, что послужило поводом для травли поэтессы. Позже сам отрекся от неё (в статье в «Литературной газете» от 7 сентября 1946 г.). Репрессии вызвала публикация повести Эммануила Казакевича «Двое в степи» (1948, № 5). Большая часть сотрудников «Знамени», в том числе и Всеволод Вишневский, были отстранены от работы.

В последней своей пьесе «Незабываемый 1919-й» (1949) Вишневский вернулся к излюбленной теме Гражданской войны, обороны Петрограда. Приуроченная к 70-летию Сталина и одобренная им, эта пьеса, вопреки мнению самого автора, не стала достойным завершением его творческого пути. Большой внешний успех выпал на долю пьесы (она была поставлена почти во всех драматических театрах страны; в 1952 вышел на экраны одноименный фильм).

Умер в Москве 28 февраля 1951 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Жена — Софья Касьяновна Вишневская-Вишневецкая (1899—1962), художница.

10.1 «Первая конная» – пьеса.

Тема(проблема)

гражданская война

Жанр

Драматургия

Действующие лица:

· И. В. Сталин

· К. Е. Ворошилов

· С. М. Будённый

· С. К. Тимошенко

· И. Р. Апанасенко

· А. Я. Пархоменко

· И. В. Тюленев

· Петро Таран

· Кременецкая

· комендант станции

· Пилсудский

· атаман Коцура

· казак Василий Деньга

· Кулик

· крестьянин

Сюжет

Действие пьесы происходит в 1920 году на Польском фронте. Фильм воссоздаёт становление и боевой путь легендарного соединения — 1-й Конной армии красных.

Постановки в театре

театр Ленинградского Народного дома, Режиссер А.Д.Дикий

Центрального Театра Красной Армии реж П.И.Ильин

Экранизации

По идеологическим причинам картина не вышла на экраны страны (отрицательно оценили фильм полководцы К. Е. Ворошилов, С. М. Будённый, Е. А. Щаденко, С. К. Тимошенко и Г. И. Кулик).

10.2 «Оптимистическая трагедия » - пьеса

Тема(проблема)

Революции

Жанр

Драматургия

Действующие лица:

· Вожак

· Сиплый

· Комиссар

· Алексей

· Вайнонен

· Рябой

· Первый пленный

· Второй пленный

· Матросы

Сюжет

1918 год. На военный корабль «Громобой», в экипаже которого властвуют матросы-анархисты, от ЦК партии большевиков назначена женщина-комиссар. Верховодит в экипаже анархист Вожак. Комиссару поручено переформировать морской отряд в Первый матросский полк. Из оставшихся на корабле офицеров лейтенант Беринг, служивший еще на царском флоте, должен стать командиром и вместе с присланным комиссаром повести полк на фронт в район Черного моря.

Вожак через матроса Алексея провоцирует попытку группового изнасилования комиссара («А давайте, товарищ, женимся!»), наблюдая за развитием событий со стороны. Но комиссар из своего браунинга хладнокровно в упор стреляет в одного из насильников. После чего произносит фразу, ставшую крылатой: «Ну, кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?». На помощь комиссару приходят матросы-большевики во главе с Вайноненом.

Подручный Вожака, сифилитик Сиплый, предлагает убить комиссара, но Вожак отклоняет это предложение под предлогом того, что тогда пришлют нового комиссара, а «это женщина для нас ценная, в ней анархистская жилка есть».

Между комиссаром и Вожаком происходит попытка объясниться. В разговоре участвуют Сиплый и моряк-анархист Алексей. Вожак: «Вот ты мне объясни, что получается? Отдаём мы свои головы за вашу власть? Отдаём. А вы нам ещё условия ставите». Сиплый: «Нас проспиртовали и зататуировали на кораблях. Дайте нам спокойно получить свою пулю». Алексей: «Я никому не верю. Ни вам, ни им. Это ведь он нас послал тебя попугать». Комиссар: «Условия ставим, потому что их принимают. Потому что за нами идут. Потому что мы знаем, куда надо идти. А работать надо с теми людьми, которые есть».

По приказу командования экипаж, переформированный в полк, покидает корабль и уходит на фронт. Перед комиссаром стоит трудная задача: завоевать авторитет моряков и искоренить анархию.

Постановки

В СССР[

Виктор Лукин в роли Алексея

· 1933 — Киевский русский театр. Постановка В. Нелли-Влада; художники — Вишневецкая и Е. Фрадкина. Роли исполняли: Комиссар — Добржанская, Сиплый — Светловидов).

· 1933 — Камерный театр. Постановка Таирова; художник В. Рындин, композитор Книппер. Роли исполняли: Ведущие — Александров и Чаплыгин, Комиссар — А. Коонен, Вайнонен — Новлянский, Рябой — Ю. Хмельницкий, Алексей — М. Жаров, Вожак — С. Ценин, Командир — Яниковский, Сиплый — Кларов, Боцман — И. Аркадин, главарь анархистов — Дорофеев. Премьера состоялась 18 декабря

· 1952 - Псковский академический театр драмы имени А.С. Пушкина. Первая послевоенная постановка. Режиссёр Леонид Лурье. В роли Алексея - Виктор Лукин.

· 1955 — Владимирский областной драматический театр им. А. В. Луначарского. Роль Главаря анархистов исполнил Евгений Евстигнеев.

· 1955 — Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина. Постановка Георгия Товстоногова; художник Босулаев, композитор — К. Караев. Роли исполняли: Комиссар — О. Лебзак, Алексей — Игорь Горбачёв, Вожак — Юрий Толубеев. Ленинской премии были удостоены Г. Товстоногов и Ю. Толубеев

· 1957 — Саратовский театр драмы. Режиссёр-постановщик Н. А. Бондарев (Алексей — Юрий Каюров, Сиплый — Вацлав Дворжецкий, комиссар — Ливия Шутова. В 1986 году ещё одну постановку пьесы в Саратовском театре предпринял А. И. Дзекун.

· 1958 — Тбилисский театр им. Шота Руставели. Постановка Арчила Чхартишвили.

· 1967 — Малый театр. Постановка Л. В. Варпаховского; художник Д. Л. Боровский, композитор Л. Л. Солин. Роли исполняли: Комиссар — Руфина Нифонтова, Алексей — Евгений Весник, Вожак — Михаил Царёв).

· 1967 — Ереванский театр им. Сундукяна. Постановка Р. Капланян поставил пьесу в

· 1981 — Большой драматический театр им. Горького. Постановка Г. А. Товстоногова; художник Э. С. Кочергин; режиссёр Ю. Е. Аксёнов; композитор С. Е. Розенцвейг. Роли исполняли: Комиссар — Л. Малеванная, Вожак — Е. Лебедев, Алексей — А. Толубеев, Сиплый — О. Борисов. Премьера состоялась 17 февраля.

· 1983 — «Ленком». Постановка Марка Захарова. Роли исполняли: Беринг — Олег Янковский, Вайнонен — Виктор Проскурин

В других странах

· 1935 — Оломоуцкий театр.

· 1950 — «Независимый театр» (Париж)

· 1957 — «Берлинер ансамбль». Постановка М. Векверта и П. Палича.

Экранизация

«Оптимистическая трагедия» — широкоформатный художественный фильм (черно-белый) киностудии Мосфильм. Экранизация одноимённой пьесы Всеволода Вишневского.

Лучший фильм года. Маргарита Володина — лучшая актриса года по опросу журнала «Советский экран». Лидер проката (1963, 1 место) — 46 млн зрителей. На XVI Каннском кинофестивале 1963 года фильм удостоен приза «За наилучшее воплощение революционной эпопеи».

А знаете ли вы, что?

Во время первой мировой войны в 14 лет "убежал" добровольцем на фронт (в это время семья находилась на Рижском взморье), поступил юнгой на Балтийский флот. В 1915 - 16 служил в гвардии, как старшина разведки прошел всю войну, получил три георгиевских награды и настоящий жизненный опыт.

Тест

1)Какой фильм по произведению Вишневского был признан лучшим фильмом года?

А) Оптимистическая трагедия

Б) На западе бой

В) Первая конная

Г) Война

2)В каком городе был создан театр и Вишневского?

А) Москва

Б) Рязань

В) Липецк

Г) Лиепай

3) Корреспондентом какой газеты был писатель?

А ) Огонек

Б) Знамя

В)Правда

Г)Жизнь

4)Лауреатом какой премии был В.Вишневский

А)Кутузова

Б)Красной звезды

В)Сталина

Г)Ленина

5)С какого года начал публиковаться ?

А)1918

Б)1919

В)1920

Г)1921

Наши рекомендации