Текст – результат употребления языка.

Обмен информацией и мнение (любой монолог – произведение в зачатке) – тоже текст.

Текст можно понимать как тот продукт словесного творчества, который постоянно нуждается в интерпретации.

Текст – речь, которая напечатана, зафиксирована на бумаге, её можно воспроизвести.

Синтаксическое целое, абзац, сверхфразовое единство – эти выражения используют для разработки термина текст по Солганику.

Ещё одно направление в литературе, связанное с текстом. Структурализм и пост-структурализм. Человеческое поведение можно уподобить тексту. Всё можно уподобить ему. Окружающий мир весь можно рассматривать как текст. Однако всё зависит от остроумия конкретного автора.

Однако текст имеет и устную форму. Бахтин, Лотман говорил об устном тексте.

Разница между устным и письменным текстом очень скользкая. Обработка устной речи осуществляется путём многократного повторения.

Филологический подход к тексту. Стилистика – филологическая дисциплина. Имеет две стороны: слова и выражения, конструкции даны, чтобы выражать чувства и мысли. Беда подхода, который связан с филологией – она начинает первые шаги. Первый вклад был дан Одинцовым, Горшков редактировал эту книгу.

Текст – исходная реальность. Языковое единство. Всегда есть приращение смысла. Совокупность слов может дать может выражать идеи, новые и новые подходы. Смысловой вектор создается путём соединения слов.

Важный момент понимания средств языка: текст нужно изучать как целое.

Р. О. Якобсон: «В тексте всегда есть»:

Адресант – адресат

Чтобы передать информацию нужны:

Контекст,> сообщение,> контакт,> код. – всё это работает вместе, одновременно.

Статья «Лингвистика и поэтика», где говорится о сообщении и адресате-адресанте. Говорит о познавательной функции. Если ничего нового нет в информации, значит, она неинтересная, ненужная.

А и Б без контакта. При обмене информации происходит появление общего поля взаимопонимания. А и Б в одном пространстве, тогда тоже плохо, сказать нечего, молчание. Поле взаимопонимания – это общий код. Поле непонимания – это непонимание. Без непонимания есть тяга к пониманию.

Функции языка: экспрессивная (эмотивная) функция, конативная функция (направленная на конкретного адресата), метаязыковая функция (описание текста), на первом плане обычно эстетическая функция языка (как сказано: мы замечаем рифму, текст вызывает чувства), магическая.

Текст представляет собой феномен употребления языка. Каждый раз автор выбирает и организует языковыми единицами в тексте.

Признаки текста

В семиотике Лотман: в основу понимания текста ставится выраженность – текст зафиксирован в определенной системе знаков, выраженность знаками естественного языка. Текст принадлежит речи, а не языку.

Понятие выраженности (реализации системы), структурность (последовательность) и отграниченности (границы есть) – главные для текста.

Текст должен быть внутренне организован.

Текст создается ради передачи идеи, информации.

Выраженность, по Лотману: выделяет идею, которая была выражена Горшковым, Гринбергом, феномен языковой системы, он всегда обращает одни и те же средства выражения, но они будут отражать подчиненность к целому.

В поле внимания стилистики должны быть: образ автора, средства выражения, образы, порожденные в тексте, субъективация авторского повествования.

Отграниченность и структурность по Лотману. Отграниченность очевидна. Один текст имеет начало и конец. Противопоставленность текста другим языковым системам. Структурность – текст определенным образом устроен, организация. Упорядоченность его синоним.

Содержание, информативность – конечная цель текста.

10. Содержание текста и его языковое выражение.

Есть языковой знак, у знака есть значение. Текст состоит из знаков. У текста есть две стороны. У знака есть системность и историчность (не мы выбираем язык, мы постепенно его осваиваем, сама ситуация учит нас языку, Щерба: «Диалогу учить не надо»).

Не бывает монолога неподготовленного.

Двуединство есть в самом знаке – план выражения и план содержания. В любом тексте есть то, что выражает (слова?), и содержание, что выражается (смысл или идея?).

Лотман говорил: «Художественное произведение – настолько сложное произведение, текст может быть осмыслен как единый сложный знак».



Наши рекомендации