III. Введение в тему. Рассказ учителя о писателе

Евгений Иванович Чарушин (1901—1965) — русский худож­ник и писатель, книжный график. Много лет назад в старин­ном городе Вятке, а по-нынешнему Кирове, жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме у Чаруши­ных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с пе­ребитым крылом, которую Женя лечил вместе с мамой, и еще двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток и тетерок, вел дружбу с трехногим псом Бобкой.

На день рождения отец дарил ему книги о природе — «Атлас птиц в картинках», «Приключения юного натуралиста в Юж­ной Америке», семь томов Брема «Жизнь животных». Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя великим путешествен­ником, знаменитым ученым и бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал в руки карандаш или кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях. Особенно хорошо Женя рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и каких видел в жизни.

Ни одного дня мальчик не проводил без своих четвероно­гих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, на­строение, различал их голоса. Вот и букву «р» он научился вы­говаривать, подражая карканью вороны. Все детские впечат­ления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.

Дополнительный материал

Евгений Иванович Чарушин родился в Вятке (ныне Киров) 29 октября (11 ноября) 1901 г. в семье губернского архитектора И.А. Ча­рушина. Учился в Ленинграде в Высших художественно-техничес­ких мастерских (1922—1927 гг.), в частности у А.А. Рылова.

Сотрудничал в журналах «Мурзилка» (с 1924 г.), «Еж» (1928— 1935 гг.), «Чиж» (1930—1941 гг.). В 1928 г. получил свой первый книж­ный заказ — на оформление рассказа В.В. Бианки «Мурзук» (для ле­нинградского отделения Госиздата, где художественной частью заве­довал В.В. Лебедев, оказавший большое влияние на молодого Чарушина). С тех пор исполнил массу иллюстраций к текстам того же Бианки, а также М.М. Пришвина, С.Я. Маршака и других писате­лей. Часто оформлял и собственные сочинения («Разные звери», 1929 г.; «Волчишка», 1931 г.; «Никитка и его друзья», 1938 г.; «Мед­вежата», 1944 г. и др.).

В 1930-е годы стал одним из лучших художников детской книги, дизайн которой в то время уже окончательно сложился в особое на­правление в русском искусстве. По-своему самобытны, лексически

просты и изящны его очерки в жанре рассказов о животных и попу­лярного краеведения.

Умер Чарушин в Ленинграде 18 февраля 1965 г.

IV. Словарно-лексическая работа

—Сегодня мы познакомимся с рассказом Е.И. Чарушина «Кабан». Чтобы его содержание вам было более понятно, поработаем над словами.

—Подберите синонимы к словам: баловство (потворство, шалость); унимать (успокаивать); сшибить (сразить, по­бить, уронить).

—Подберите антоним к слову: начальник (подчиненный).

—Объясните значение слов:

МАРАЛ — крупный сибирский и среднеазиатский

олень с большими рогами.

СОПЕТЬ - тяжело дыша, издавать носом свистящие

звуки.

ГУСЬКОМ — один вслед за другим, вереницей.

НЕБОСКРЕБ — очень высокий многоэтажный дом

(преимущественно о домах американских городов).

— Как вы понимаете выражения: «...начнет скакать по заго­
родке теленком и хвост поднимет. А сам чуть не с лошадь»;
«и ходу из сада».

V. Физкультминутка

VI.Работа над рассказом

1. Чтение рассказа учителем и учащимися.

2. Беседа после чтения.

—Какое впечатление произвел на вас рассказ?

—Можно ли назвать его юмористическим?

—Назовите, каких животных упоминает автор в своем рас­сказе? Опишите одно из них.

—Правильно ли поступил автор, забравшись на забор?

—Кто выручил его?

—Как вы считаете, действительно ли нужно испытывать стыд в такой ситуации? (Конечно, нет. Как бы вы ни люби­ли животных, меры предосторожности всегда необходимо соблюдать.)

—Может ли быть опасен ваш домашний любимец: кошечка или собачка?

(Поговорить с детьми о мерах предосторожности.)

3. Выразительное чтение рассказа.

VII. Итог урока

— Что нового узнали на уроке?

Уроки . В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип»

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить детей анализировать поступки героев; делить текст на части, озаглавливать каждую часть; учить составлять сравнительное описание на основе текста; расширить знания детей о стрижах и лебедях; прививать любовь и бережное отношение к живот­ным.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Кабан».

III. Введение в тему

1. Чтение стихотворений А. Фета и И. Бунина.

Снова птицы летят издалека К берегам, расторгающим лед, Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет.

(А. Фет) Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной.

(И. Бунин)

—О каком времени года говорится в каждом стихотворе­нии?

—Как вы это узнали, по каким приметам?

2. Слово учителя о В.П. Астафьеве.

— Сегодня мы познакомимся с рассказом, из которого уз­наем много о жизни стрижей. А написал его замечатель­ный писатель Виктор Петрович Астафьев.

Виктор Петрович Астафьев (1924—2001) родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка Красноярского края. Отца в 1930 г. рас­кулачили, потом умерла мать. Детство писателя было тяжелым, сиротским, даже школу не довелось окончить. (Впоследствии он расскажет о ранней поре жизни в цикле «Последний по­клон», 1968—1975 гг.). В 1941 г. Астафьев поступил в школу фабрично-заводского обучения, а в 1942 г. ушел на войну; там получил два тяжелых ранения и контузию. В госпитале он по­знакомился с медсестрой Марией Семеновной Корякиной,

ставшей его женой. В 1945 г., вместе демобилизовавшись, суп­руги поехали на родину жены — в город Чусовой (Пермская область). Здесь Астафьев работал грузчиком, вахтером, учился к школе рабочей молодежи, вошел в литературный кружок при газете «Чусовской рабочий». В 1931 г. он напечатал в этой газе­те свой первый рассказ «Гражданский человек». Первые его книги выходили в Перми (тогда Молотов) и Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1962 г. журнал «Новый мир» опубликовал рецензию на повесть областного писателя Астафьева «Звездо­пад». В 1968 г. в столице появилась первая книга писателя — большой сборник рассказов «Синие сумерки». В 1976 г. вышла книга «Царь-рыба», объединяющая множество рассказов, по­рой похожих па притчи. Это «повествование в прозе» о том, как губительно вторжение цивилизации в жизнь енисейской глубинки (и для природы, и для человека), взбудоражило не только читателей. Об Астафьеве заговорили ведущие критики, отнеся его к писателям-деревенщикам. Установилась тесная связь Астафьева с «Нашим современником» — журналом, охот­но печатавшим «деревенскую прозу».

Астафьев позволял себе говорить то, что считал нужным. Рассказ «Ловля пескарей в Грузии» (1986), наполненный уни­чижительными характеристиками местных жителей, вызвал настоящий скандал в литературных кругах. Опубликованный в 1986 г. роман «Печальный детектив», рисующий жутковатые картины советской действительности, был переведен на инос­транные языки и принес автору международное признание. Все написанное Астафьевым не уложится и в 15 солидных томов. Была для Астафьева тема славная, проходящая через все его творчество: война, увиденная глазами русского деревенского человека. В романе «Прокляты и убиты» (1994) быт учебного полка очень напоминает тюремный. Повести «Пастух и пас­тушка» (1971) и «так хочется жить» (1995) делают понятной ту резкую оценку, которую Астафьев дал победе в одной из ста­тей: «...мы просто завалили их (немцев) своими трупами и уто­пили в нашей собственной крови». Неоднозначность отноше­ния к Великой Отечественной войне проявилась во многих его публицистических выступлениях.

Умер 29 ноября 2001 г. в родном селе.

IV. Физкультминутка

V. Знакомство с рассказом

1. Чтение рассказа учителем и учащимися.

2. Словарно-лексическая работа.

— Объясните значение слов:

БЕСЦЕРЕМОННО — беззастенчиво и развязно, вы­ходя за границы вежливости.

ЗАПОЛОШНО — (прост.) — суматошно, неспокойно, взбалмошно.

ЛЕПИТЬСЯ — располагаться, прилепившись к чему-нибудь наклонному.
ЯР — крутой берег, обрыв.

—Подберите синонимы к словам: мерцала (светилась); се­рьезный (вдумчивый, сосредоточенный, озабоченный, глу­бокомысленный); угревшись (согревшись); потухло (погас­ло, прекратилось).

—Подберите антонимы к словам: мерцала (темнеть, мрач­неть); строгий (ласковый); тревога (покой, спокойствие).

—Как понимаете выражения: «у них серьезная и строгая мама»; «становиться на крыло».

VI. Итог урока

—С каким автором познакомились на уроке?

—Что вы о нем узнали?

— О ком этот рассказ? Чем он вам понравился?
Домашнее задание:перечитать рассказ.

Ход урока 2

I. Организационный момент

Наши рекомендации