IV. Рассказ учителя о В.М. Гаршине

Всеволод Михайлович Гаршин родился 2(14) февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в семье дворян, ведущих свою родословную от золотоордынского мурзы Горши. Отец Гаршина был офице­ром, участвовал в Крымской войне 1853—1856 гг. Мать, дочь морскою офицера, принимала участие в революционно-демок­ратическом движении 1860-х годов.

Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Мать влюбилась в воспитателя старших детей П.В. Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец по­жаловался в полицию, после чего Завадского арестовали и со­слали в Петрозаводск по политическому обвинению. Мать пе­реехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. До 1864 г. Гаршин жил с отцом в имении близ г. Старобельска Харьковс­кой губернии, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 г. Гаршин поступил в петербургский Гор­ный институт. Спустя два года состоялся его литературный де­бют. В основу его первого сатирического очерка «Подлинная история Энского земского собрания» (1876) легли воспоминания о провинциальной жизни. В студенческие годы Гаршин выступал в печати со статьями о художниках-передвижниках.

В день объявления Россией войны Турции, 12 апреля 1877 г., Гаршин добровольцем вступил в действующую армию. В авгу­сте был ранен в бою у болгарского селения Аяслар. Личные впечатления послужили материалом для первого рассказа о войне «Четыре дня» (1877), который Гаршин написал в госпи­тале. После его публикации в октябрьском номере журнала «Отечественные записки» имя Гаршина стало известно всей России. Получив годовой отпуск по ранению, Гаршин вернул­ся в Петербург, где его тепло приняли писатели круга «Отече­ственных записок» — М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.И. Успенс­кий и др. В 1878 г. Гаршин был произведен в офицеры, по со­стоянию здоровья вышел в отставку и продолжил учебу как вольнослушатель Петербургского университета. Война нало­жила глубокий отпечаток на восприимчивую психику писате­ля и его творчество. Простые в фабульном и композиционном отношении рассказы Гаршина поражали читателей предель­ной обнаженностью чувств героя. Повествование от первого лица, с использованием дневниковых записей, внимание к са­мым болезненным душевным переживаниям создавало эффект абсолютной тождественности автора и героя. В литературной критике тех лет часто встречалась фраза: «Гаршин пишет кро­вью». Писатель соединял крайности проявления человеческих чувств: героический, жертвенный порыв и осознание мерзос­ти войны («Четыре дня»); чувство долга, попытки уклонения от него и осознание невозможности этого («Трус», 1879).

В феврале 1880 г. революционер-террорист И.О. Млодецкий совершил покушение на главу Верховной распорядитель­ной комиссии графа М.Т. Лорис-Меликова. Гаршин, как из­вестный писатель, добился у графа аудиенции, чтобы просить о помиловании преступника во имя милосердия и гражданс­кого мира. Писатель убеждал высокого сановника в том, что казнь террориста только удлинит цепочку бесполезных смер­тей в борьбе правительства и революционеров. После казни Млодецкого у Гаршина обострился маниакально-депрессив­ный психоз. Не помогло путешествие по Тульской и Орловс­кой губерниям. Писателя поместили в Орловскую, а затем в Харьковскую и Петербургскую психиатрические лечебницы.

После относительного выздоровления Гаршин долгое вре­мя не возвращался к творчеству. В 1882 г. вышел его сборник «Рассказы», который вызвал в критике жаркие споры. Гарши­на осуждали за пессимизм, мрачный тон его произведений. На-

IV. Рассказ учителя о В.М. Гаршине - student2.ru IV. Рассказ учителя о В.М. Гаршине - student2.ru родники использовали творчество писателя, чтобы на его при­мере показать, как мучается и терзается угрызениями совести современный интеллигент.

В августе-сентябре 1882 г. по приглашению И.С. Тургенева Гаршин жил в Спасском-Лутовинове и работал над рассказом «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883). Зимой 1883г. Гар­шин женился на слушательнице медицинских курсов Н.М. Золотиловой и поступил на службу секретарем канцелярии Съез­да представителей железных дорог. Много душевных сил писа­тель потратил на рассказ «Красный цветок» (1883), в котором герой ценой собственной жизни уничтожает все зло, сконцен­трированное, как рисуется его воспаленному воображению, в трех цветках мака, растущих на больничном дворе. В последу­ющие годы Гаршин стремился к упрощению своей повествова­тельной манеры. Появились рассказы, написанные в духе на­родных рассказов Толстого, — «Сказание о гордом Аггее» (1886), «Сигнал» (1887). Детская сказка «Лягушка-путешественница» (1887) стала последним произведением писателя.

Умер Гаршин в Петербурге 24 марта (5 апреля) 1888 г.

IV. Физкультминутка

V. Работа над содержанием сказки

1. Выборочное чтение.

—Прочитайте описание цветника.

—Скажите коротко, каким вы его представили?

—Найдите описание розы.

—Как вы поняли выражение «Запах был ее словами, слеза­ми и молитвой»?

—Как автор раскрывает нам образ жабы?

—Поменялось ли ваше настроение, когда вы прочитали об этом? Почему?

—Чей это был цветник?

—Как автор доказывает нам, что это был цветник маль­чика?

—Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нем узнали?

— Кто еще захаживал в сад?
(Ребята читают о еже.)

2. Беседа по содержанию сказки.

—Что случилось с мальчиком? Почему он перестал захо­дить в сад?

—Как автор говорит нам о жизни розы?

—Что было с жабой, когда она в первый раз увидела цве­ток?

—Что она решила сделать? Как выражала свои чувства?

—Прочитайте отрывки, в которых автор показывает, как жаба добивалась своей цели.

—Что спасло розу от жабы?

—Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали? (Размышления детей.)

—Расскажите, как закончилась сказка.

VI. Итог урока

— Что позволило Гаршину назвать свою историю сказкой?
Что в ней сказочного?

Домашнее задание:перечитать сказку и подумать, сколько в ней сюжетов; ответить на вопрос 8, с. 181.

Ход урока 3

I. Организационный момент

П. Речевая разминка

Лисицы лают.

Глухомань.

Лежит в листве под липой

Лань.

Лань в глубине холодных вод

Лениво, но легко плывет.

Луна

Лучится, как латунь.

Лягушкой лакомится

Лунь.

Летит заблудшая пчела.

Легла на лес ночная мгла.

(В. Лунин)

—Прочитайте стихотворение птичьим базаром.

—Все ли слова вам понятны? (ЛАНЬ — животное семейства оленей, отличающееся быстротой бега и стройностью. ЛА­ТУНЬ — сплав меди с цинком и другими элементами. ЛИНЬ — пресноводная рыба семейства карповых с широким и толстым слизистым телом.)

—Прочитайте, разделяя на слоги.

—Прочитайте орфографически.

—Прочитайте орфоэпически.

—Прочитайте с ускорением.

—Прочитайте скороговоркой.

— Попробуйте выучить за 1 минуту.
(Читают несколько человек.)

III. Работа над сказкой

1. Проверка домашнего задания.

IV. Рассказ учителя о В.М. Гаршине - student2.ru Дома вы должны были подумать над тем, сколько сюже­тов в этой сказке. (Их два. Первый о розе и жабе, второй — ] о брате и сестре.)

—Сегодня мы разберемся в этих сюжетах.

2. Беседа по содержанию первого сюжета.

— Найдите сюжет о розе и жабе. Можем ли мы сказать, что
они противопоставляются друг другу? Объясните свой
ответ, докажите отрывками из текста.

(Дети зачитывают отрывки из сказки.)

—Мы видим контраст, они совершенно не похожи друг на друга. Подумайте, какими чувствами наделяет автор розу и жабу?

—Почему жаба хотела уничтожить розу?

3. Беседа по содержанию второго сюжета.

—Найдите второй сюжет сказки.

—Охарактеризуйте мальчика и его сестру. Подтвердите свои характеристики цитатами из текста.

—Кто из них главный герой сказки?

—Как автор относится к своему герою, выберите подходя­щие слова (с любовью, состраданием, нежностью, без­различием, равнодушием, презрением, юмором).

IV. Физкультминутка

Наши рекомендации