Iii. работа над рассказом «мальчики»

—Что вы можете сказать о семье Королевых? Как родите­ли и дети относятся друг к другу? Приведите примеры из текста.

—Изменилось ли отношение Володи к семье?

—О чем мечтали мальчики? Как они представляли свою жизнь в Америке? Могли ли сбыться мечты? Почему?

—Найдите на с. 136 учебника вопрос 5. Ответьте на него. (Детям дается время на подготовку этого вопроса. Затем они отвечают и объясняют свой ответ.)

IV. Физкультминутка

V. Беседа по рассказу «Мальчики»

—В конце и начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьей. Чем эти встречи отличаются и чем похожи?

—Как вы считаете, это смешное или грустное произведе­ние?

— Составьте план рассказа, по которому можно подготовить
пересказ текста.

(Примерный план текста:

1. Бурная встреча Володи.

2. Маленький гость.

3. Подготовка к Новому году.

4. Странное поведение мальчиков.

5. Сомнения Володи.

6. Побег.

7. Возвращение детей.)

VI. Итог урока

—Как вы считаете, автор осуждает мальчиков за их поступок?

—В чем главная мысль рассказа? Чему он учит?

Домашнее задание:подготовить пересказ текста по составлен­ному плану.

Урок 23 (обобщающий) КВН по разделу «Чудесный мир классики»

Цели: обобщить полученные знания детей по разделу; раз­вивать творческие способности учащихся; воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои ответы в команде.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

—Сегодня мы с вами поиграем в КВН, который будет по­священ «Чудесному миру классики». (Название раздела записано на доске.) Для игры разделимся на 2 команды. (Учитель сам выбирает, как поделить класс: можно по­полам; можно, вытянув жетоны 2-х цветов; поставить по росту и рассчитаться на «первый»-«второй».)

—Итак, у нас получилось две команды. Для удобства сядем за два больших стола.

(Столы можно сдвинуть заранее, до урока.)

II. Приветствие команд

— Вы уже убедились, что мир классики чудесен. Сегодня на
нашей игре мы подведем итоги: что дали вам уроки, чему
вы научились. Победить в игре вам поможет дружба, вза­
имовыручка, смекалка и, конечно, знания. Даю вам 2 ми­
нуты, чтобы вы придумали название команды, выбрали
капитана.

(Через 2 минуты команды приветствуют друг друга.)

III. Конкурс «Поэтический»

— Только по одной строчке вам нужно назвать полностью
имя автора, название стихотворения. (По очереди — каж­
дой команде.)

1. «И молния грозно тебя обвивала...» («Туча». А.С. Пуш-

кин.)

2. «Вскормлен грудью облаков...» («Дары Терека». М.Ю. Лермонтов.)

3. «Глядишь в забытые ворота...» («Няне». А.С. Пушкин.)

4. «И редкий солнца луч, и первые морозы...» («Унылая пора». А.С. Пушкин.)

TV. Конкурс «Сказочный»

— Вэтом конкурсе вам нужно будет узнать сказку из изу­
ченного раздела по пословице и доказать отрывками из
текста. (Пословицы записаны на доске.)

Где счастье плодится, там и зависть родится. Кто чего сильно хочет, тот того и добьется. Хотя с нуждою, а добился чести. Живи добрее, будешь всем милее. Чем крепче дружба, тем легче служба.

V. Конкурс «Разгадай кроссворд»

— Вам нужно за 5 минут разгадать кроссворд, данный в учеб­
нике на с. 137—138, ответить на последний вопрос к нему.

(Ответы: 1. Выкуп. 2. Тридцать. 3. Яблочко. 4. Приказ. 5. Чернавка. 6. Елисей. 7. Черница. 8. Ветер. 9. Стекло. 10. Ко­мар. 11. Чародей. 12. Конюшня. Получилось слово ПРОЗАИ­ЧЕСКАЯ. Проза — нестихотворная литература, в отличие от поэзии.)

— Какие сказки Пушкина вы читали? Объясните, как по­
нимаете слово-отгадку из кроссворда. Какую сказку вы
прочитали в данном разделе?

VI. Конкурс «Здравствуй, басня!»

1. Инсценировка басен Л.Н. Толстого. Команда 1 — «Белка и волк». Команда 2 — «Волк и собака». Одни готовят инсценировку, а другие дети отвечают на воп­росы:

—В чем необычность басен Толстого?

—Есть ли в них иносказательность?

—Какова мораль басен Толстого?

—Выражена ли она в его произведениях?

—Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор? (Это вопрос 5 на с. 138.)

VII. Конкурс «Узнай произведение»

— Узнайте произведение по опорным словам:

Маленький человек Бизоны

Калифорния Мустанги

Америка «Монтигомо Ястребиный Коготь»

— Ответьте на вопрос: что сближает рассказы «Детство» Л.Н.
Толстого и «Мальчики» А.П. Чехова? Чем они различа­
ются?

VIII. Конкурс эрудитов

— Наш КВНмы закончим красиво. Я буду называть фами­
лию писателя, а вы — его имя и отчество, а также годы
жизни.

1. Ершов (Петр Николаевич, 1815—1869).

2. Пушкин (Александр Сергеевич, 1799—1837).

3. Лермонтов (Михаил Юрьевич, 1814—1841).

4. Толстой (Лев Николаевич, 1828—1910).

5. Чехов (Антон Павлович, 1860—1904).

IV. Подведение итогов игры

Дополнительный материал

Белка и волк

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

— Пусти меня.
Волк сказал:

— Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки,
так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все
играете и прыгаете.

Белка сказала:

— Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь
тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы
веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Волк и собака

Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку. Волк спросил у собаки:

—Скажи, собака, откуда вы корм берете? Собака сказала:

—Люди нам дают.

—Верно, вы трудную людям службу служите? Собака сказала:

— Нет, наша служба не трудная. Дело наше — по ночам двор сте­
речь.

—Так только за это вас так кормят? - сказал волк. Это я бы сейчас в вашу службу пошел, а то нам, волкам, трудно корма достать.

—Что ж, иди, - сказала собака. — Хозяин и тебя так же кормить станет.

Волк был рад и пошел с собакой к людям служить. Стал уже волк в ворота входить, видит он, что у собаки на шее шерсть стерта. Он сказал:

—А это у тебя, собака, отчего?

—Да так, - сказала собака.

—Да что так?

—Да так, от цепи. Днём ведь я на цепи сижу, так вот цепью и стёрло немного шерсть на шее.

— Ну, так прощай, собака, — сказал волк. — Не пойду к людям
жить. Пускай не так жирен буду, да на воле.

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ

Наши рекомендации