V. Чтение стихотворения «Няне»

1. Первичное чтение стихотворения самостоятельно.

—Прочитайте стихотворение самостоятельно. Подумайте, как его надо читать, с какой интонацией. Почему?

—Вспомните, как нужно правильно читать стихи, как я вас учила. (Нужно читать как для себя.)

2. Чтение стихотворения вслух.

— Прочитайте стихотворение, представив себя на месте ав­
тора.

Учитель спрашивает несколько человек.

— Чье чтение вам больше всего понравилось?

VI. Чтение и анализ стихотворения «Туча»

1. Чтение стихотворения учителем.

2. Словарная работа.

—Как Пушкину удается показать, что пора ненастья мино­вала? Какие слова он для этого выбирает?

—Объясните значение слова «алчный». (Жадный, корысто­любивый, страстно желающий чего-нибудь)

—Подберите синоним к слову «унылый». (Грустный, пе­чальный.)

—Подберите антоним к слову «ликующий». (Унылый, тоск­ливый.)

—Можно ли сказать, что поэт ведет воображаемый диалог с , тучей? Объясните.

3. Выразительное чтение стихотворения.

—Приготовьтесь читать выразительно это стихотворение.

—Какое настроение автора вы выразите при чтении этого стихотворения?

VII. Чтение и анализ стихотворения «Осень» (отрывок)

1.Чтение стихотворения учителем.

2. Словарная работа.

—Объясните значение слов и выражений: «багрец», «про­щальная краса», «пышное природы увяданье», «в их се­нях ветра шум», «отдаленные седой зимы угрозы».

—Подберите синонимы к словам «багрец», «увядание».

—Подберите антонимы к словам «свежее» (дыхание), «седая» (зима).

3. Работа по вопросам учебника на с. 70.

4. Выразительное чтение стихотворения.

VIII. Итог урока

- Что вам запомнилось из биографии А.С. Пушкина?

- Какое стихотворение больше всего понравилось? Чем?

- Домашнее задание:выучить понравившееся стихотворение наизусть, по желанию можно иллюстрировать

Уроки 13-15. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Цели: прочитать сказку А.С. Пушкина; учить анализировать поступки героев; обучать грамотному, выразительному чтению; развивать память, речь.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Ученики по очереди рассказывают стихотворения наизусть.

III. Физкультминутка

IV. Введение в тему

1. Вступительная беседа.

- Какие сказки написал Александр Сергеевич Пушкин? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем бога­тыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Не-дописаннными остались сказки «Жених» и «Медведиха».)

- Какие сказки вы читали?

- Чем вам нравятся сказки А.С. Пушкина?

2. Чтение и анализ сказки.

По ходу чтения дети отмечают непонятные слова каранда­шом.

- Каковы ваши впечатления от прочитанного?

- Что вам больше всего запомнилось из этой сказки?

V. Итог урока

- К какому виду сказок можно отнести «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»?

- Кому нравится читать стихи Александра Сергеевича, под­нимите руки. А кому — сказки?

Домашнее задание:перечитать сказку, нарисовать иллюстра­ции к понравившемуся отрывку.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте отрывок из стихотворения «птичьим базаром».

На море, на окияне, На острове Буяне Стоит бык печеный, В заду чеснок толченый. С одного-то боку режь, А с другого макая да ешь.

— А теперь попробуем прочитать медленно, потом с ускоре­
нием, разными интонациями: с вопросительной, с утвер­
дительной, с сердитой, с веселой.

III. Проверка домашнего задания

—Ксегодняшнему уроку вы приготовили иллюстрации. Кратко расскажите, каким отрывкам они посвящены.

—Найдите иллюстрации в учебнике, прочитайте строчки, которые более точно раскрывают их содержание.

Ученики по очереди представляют классу нарисованные иллюстрации к отрывкам и объясняют. Учитель отмечает наибо­лее удачные рисунки.

VI. Работа над содержанием сказки

1. Вступительная беседа.

—Итак, сегодня мы отправляемся в сказку Пушкина. А на­зывается она... . («Сказка о мертвой царевне и семи бога­тырях».)

—Осенью 1833 года поэт вернулся в Болдино. Тогда он и написал эту сказку. Как вы думаете, откуда он взял сю­жет для нее? (Это сюжет русской народной сказки, кото­рую рассказывала ему няня Арина Родионовна.)

2. Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молодая...».

3. Беседа по вопросам.

—Что вы узнали из начала сказки?

—Отчего умерла царица?

—Найдите описание новой царицы.

—Как понимаете выражение «И умом и всем взяла»?

—Объясните значение слов: «ломлива» и «своенравна». (Лом­лива — упрямо не соглашается на что-либо. Своенравна — упряма, капризна, поступающая так, как вздумается.)

—Какое приданое имела царевна?

—Как автор показывает красоту молодой царевны? С чем он ее сравнивает? (С цветком.)

—Что значит «нраву кроткого такого...»?

—Какое приданое приготовлено царевне?

—Кто из вас знает, что такое «девичник»? (В народном сва­дебном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты нака­нуне венчания, а также вообще вечеринка, на которую со­бираются девушки, женщины.)

—Что узнала царица от зеркальца?

—Зеркальце сказало правду, а нужно ли было ее говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

—Ребята, а вы любите правду? Нужна ли она вообще в жизни?

—Как вы понимаете значение «черной и белой зависти»? Чем они отличаются?

—Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят?

—К чему привела черная зависть в сказке?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы над сказкой

1. Чтение сказки до слов «Раз царевна молодая...» (с. 82).

2. Беседа по вопросам.

—Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в тереме? Что она стала делать?

—О каких чертах характера это говорит?

—Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После ка­ких слов?

—Как богатыри узнали, что в их доме царевна?

—Как царевне жилось у богатырей?

—Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор?

—Как братья пришли свататься к царевне?

—Почему она им отказала? Какой она была?

—Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова?

—Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать голосом характеры героев?

VII. Итог урока

— Чему учит нас эта сказка? Над чем заставила вас заду­маться?

— Как автор относится к главным героиням? Докажите.
Домашнее задание:дочитать сказку до конца; подобрать сино­нимы к словам «своенравный», «мерзкий», «желанный», «гроз­но», «изумленный»; подобрать антонимы к словам «жданный»,«грешен»; выписать 5 наиболее понравившихся эпитетов вме­сте со словами, к которым они относятся.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

—Сегодняшний урок мы начнем с проверки домашнего за­дания. Итак, какие синонимы вы подобрали к словам? (Своенравный — своевольный, самодурный, самоуправный; мерзкий — отвратительный, гнусный; желанный — долгож­данный, любимый; грозно — сердито, устрашающе; изумлен­ный — удивленный.)

—Молодцы! А теперь назовите антонимы к словам «ждан­ный» и «грешен»? (Жданный — нежданный; грешен — без­грешен.)

—Какие эпитеты выписали из текста? Прежде чем вы нач­нете читать, повторим, что же такое эпитет. (Эпитет — образное определение, дающее дополнительную художе­ственную характеристику предмета (явления) в виде скры­того сравнения («чистое поле», «парус одинокий».) ]

Слушаются ответы детей. j

III. Работа над текстом сказкиj

1. Чтение сказки до слов «В тот же день царица злая...».

2. Беседа. j

—Как молодая царевна встретила нищую черницу?

—Кто такая черница? (Черница, чернец — то же, что монах.);

—Почему царевна не могла подойти к старушке? (Мешал) пес.) !

—Может ли быть такое на самом деле, что животные чувствуют беду или плохого человека? |

—Как автор называет нищую черницу, как к ней обращается царевна? Почему? (Автор называет ее старуха, а царевна — бабушка. Она не знает, что из себя представляет \ нищая.) \

—Прочитайте, как выглядело яблоко. Понятно ли вам, по­чему она не дождалась обеда, как хотела?

—Как братья узнали о несчастье?

—Почему они не стали хоронить царевну?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы над сказкой
1.Анализ отрывка.

—Прочитайте выразительно отрывок о том, как царица уз­нала о гибели царевны.

—Какой вести она ждала от зеркальца? Как об этом говорит автор?

2. Чтение отрывка по ролям до слов «Ветер дале побежал...».
Учащиеся распределяют роли: автор, Солнце, Месяц, Ветер, королевич Елисей.

- Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер
и понять отношение к ним героя?

3. Чтение и анализ отдельных отрывков.

- Прочитайте о том, как Елисей нашел свою невесту.

- Можем ли мы сказать, что Елисей спас свою невесту? До­кажите.

- Прочитайте последний отрывок сказки.

4. Анализ сказки.

- Чем она заканчивается? Почему?

- Как, в виде кого представлено зло?

- Подумайте и распределите героев по группам: положи­тельные, отрицательные, нейтральные, герои-помощни­ки.

Дети называют героев, учитель или сами учащиеся записы­вают их на доске в нужную группу.

- Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют в сказке?

- На какие части можно разделить сказку и как их озагла­вить?

VI. Итог урока

- Что роднит приключенческую сказку с народными? Чем они различаются?

- Что хотел сказать поэт читателям, создав эту сказку?

- Почему эта история названа сказкой?

Домашнее задание:подробно пересказать одну из частей сказки.Найти стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и прочитать вместе с родителями; приготовить

выразительное чтение понравившегося отрывка.

Дополнительный материал

Бумага

Когда-то люди высекали слова на каменных плитах или вырезали их на дереве. Египтяне писали на папирусе — материале, изготовлен­ном из стеблей водяного растения, тоже называвшегося папирусом. Позже стали писать на пергаменте - особым образом обработанной коже коз и овец.

Бумагу изобрел китаец Тай Лунь приблизительно в 105—110 гг. и. э. Первоначально ее изготавливали из коры тутового дерева, по­зднее догадались для прочности добавлять крахмал. Для получения бумаги размоченную кору долго варили, затем промывали и отбива­ли деревянными молотками. Кора распадалась на тонкие волокна, которые опускали в воду и добавляли клей. Полученную массу пере­мешивали и наливали на сетку, натянутую на раму. Ждали, пока вода стечет. Слой подсохшей массы снимали с сетки и клали под пресс, а потом готовые листы бумаги досушивали на каменных плоских пли­тах. В Европе бумага стала известна только в XIII в.

Книги

Старинные рукописные книги представляли собой длинные свит­ки пергамента, которые приходилось разворачивать, чтобы прочесть. В Древней Греции свитки наматывались на специальные палочки. В Японии писали кисточками на шелке, который тоже сворачивали в трубочку. В Средние века в Европе книги начали переплетать.

Переписывали их вручную на пергаменте. Два больших листа пер­гамента клали друг на друга и сгибали пополам. Получалась тетрадь из 4 листов. Писцы писали в отдельных тетрадях, украшая текст цвет­ными миниатюрами и узорами. Потом тетради сшивал переплётчик. Обложки делали из дерева, обтягивая их кожей.

В основном переписыванием занимались монахи в монастырях. Гам же находились самые богатые библиотеки. Первая печатная книга появилась в Корее в начале VIII в. Восток и в этом обогнал Европу. В Китае с XIв. умели печатать книги, но очень неудобным способом: на деревянных или каменных табличках - клише - вырезались тек­сты и рисунки, потом клише смазывали краской и прижимали к бу­маге. Можно было отпечатать сколько угодно экземпляров, но для каждой страницы приходилось долго вырезать клише.

Настоящий переворот в книжном деле произвел Иоганн Гутен-Псрг. Он изобрел механический книгопечатный станок со сменным шрифтом. Металлические кубики с выпуклыми буквами - литеры -можно было набрать в нужном порядке в специальной рамке, как на сгранице. Гутенберг также изобрел первую типографскую краску.

Первая книга — Библия на латинском языке — была отпечатана Гутенбергом в 1455 г. в немецком городе Майнце в количестве 800 жчемпляров. Она состояла из 1284 стр

Наши рекомендации