III. Обзор творчества Андрея Платонова.
1. Учитель. С 1927 года Платонов — профессиональный литератор. Книги его — философские. Вечные вопросы смысла человеческой жизни, размышления о месте человека в мире, одновременное обращение и к душе отдельного человека и ко всему мироустройству — все это мы найдем у Андрея Платонова.
О чем же его произведения? Прослушайте сообщения, чтобы определить тематику и проблематику творчества этого писателя.
2. Сообщения учащихся. (Проверка выполнения задания в группах.)
а) «Сокровенный человек» (на основе прочитанного текста и материала учебника под ред. Журавлева, часть 2, с. 27—30).
Наблюдаем сюжетное развертывание характера главного героя в потоке событий гражданской войны. Машинист Пухов, платоновский скиталец, — независимый наблюдатель в цепочке происшествий.
Платонов вложил в жизнеощущения Пухова многое от своего восприятия революции как грандиознейшего события ХХ века, изменившего всю историю. Но в эпохе торжества бюрократических сил, корпуса всесильных чиновников герой, как и сам автор, увидел признаки торможения, окаменения душ опошления великой мечты.
Вопросы для домашней подготовки группы:
1. Как понимал Платонов смысл слова «сокровенный»?
2. Почему автор избрал сюжет скитальчества, странничества для раскрытия характера?
3. В чем отличие Шарикова от одноименного персонажа из «Собачьего сердца» М. Булгакова? Кто из писателей стоял ближе к своему герою?
б) «Третий сын».
Вопросы для обсуждения:
— Какова тема произведения?
(Отцы и дети, материнская любовь, жизнь и смерть, смена поколений.)
— В чем символичность произведения?
(Умирает старуха. Проститься с ней приехало шестеро сыновей: два моряка, физик, артист, студент (агроном), начальник цеха аэропланового завода с орденом «за свое рабочее достоинство». Целый «строй», «гвардию» подарила стране мать. С горечью говорит автор о том, что братья редко собираются вместе. Материнская любовь оберегала единство семьи, теперь же она потухла как «свет в ночном окне».
Символично название рассказа. Именно третий сын напоминает братьям о чувстве любви. Именно он привозит с собой ребенка, свое продолжение. Наверное, не случайно, что он привез девочку. Когда-нибудь она станет матерью, станет светом в ночном окне)
— Можно ли утверждать, что рассказ пессимистичен?
(Рассказ заканчивается похоронами и упоминанием о том, что и отец братьев тоже умрет. Такова жизнь: родные уходят. Это горько... Но отец, который в начале рассказа горевал, в финале «был доволен и горд тем, что его также будут хоронить эти шестеро могучих людей, и не хуже». Любовь жива: и братья опомнились, и есть внучка — символ будущего. Финал оптимистичен.)
3. Итог.
Запишите свой вывод, к которому вы пришли в результате обсуждения произведения Платонова. Свою работу закончите вашим пониманием высказывания Т. М. Вахитовой: «А. Платонов — «почти единственный из советских писателей, который не изображал народ, а жил внутри его».
IV. Особенности языка и стиля повести Платонова «Котлован».
Слово учителя.
30-е годы... Начиналась новая революция, революция индустриализации. «Второе поколение революции шло на войну в уместном дыму. Танки экскаваторов расчищали ему путь, артиллерия бетоньерок прикрывала его наступление, закрепляя цементом взятые скопы», — писал в это время известный очеркист Борис Агапов.
По всей стране из каждого радиоприемника раздавались слова песен, вдохновлявших на созидательный труд. Слова «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор» стали девизом всех и каждого. Эпоха была одержима духом энтузиазма.
Андрей Платонов как никто другой должен был радоваться происходящим в стране переменам. Именно он еще в 1922 году в небольшой газетной заметке писал: «Страдания человечества от голода смертельны. Умирающие рвут сердце живым... Эти живые должны массами отправляться по русской стране с проповедью нового Евангелия-техники... Из этих вот тоскующих, пустынных, раненных временем полей и должно подняться человечество...
Из глубокого колодца — земли мы встаем и уже встали в железом в руках и сознанием!».
Именно он, инженер-мелиоратор по специальности, должен был приветствовать индустриализацию как путь к торжеству человека над природой.
Но росла в душе писателя «тревога за нечто любимое, потеря его равносильна разрушению не только прошлого, но и будущего». Эта тревога заставила его в самый разгар «великого перелома» взяться за перо. Так, в невероятно короткий срок, с декабря 1929 года по апрель 1930, была написана повесть «Котлован». Однако увидеть свет ей суждено было только в 1987 году.
Работа с текстом.
В чем же особенность повести «Котлован»? Почему «чуткая цензура» стала на пути повести к читателю?
1) В повести высокий пафос сочетается с острой сатирой.
Пафос переустройства мира был близок и дорог Платонову, он ведь и сам был профессиональным землеустроителем. Он мечтал о будущем «новостроящемся мире», как мечтает в повести его герой инженер Прушевский (зачитать): «Прушевский тихо глядел на всю туманную старость природы и видел на конце её белые спокойные здания, светящиеся больше, чем было света в воздухе... Но не все было бело в тех зданиях — в иных местах они имели синий, желтый и зеленый цвета, что придавало им нарочную красоту детского изображения».
Автор разделяет со своим героем веру в то, что все устраивается «не только для пользы, но и для радости». Он мечтал, чтобы в мире царили свет и покой, не случайно в видении Прушевского все время повторяются эти слова: белый, синий, желтый и зеленый — это цвета неба, солнца, цветущих трав и деревьев. Но честность художника, способного быть не только свидетелем, но и бескомпромиссным аналитиком и судьей происходящего, помогала ему увидеть то, чего не увидели, не хотели увидеть, а может быть, боялись увидеть другие.
Повесть поражает противоречивым единством реального и фантастического.
— Как Платонову удалось воссоздать приметы исторического времени? Найдите их в тексте.
Одновременно мы сталкиваемся с мужиками, заготавливающими впрок гробы, дисциплинированными колхозными лошадьми, идущими строем на водопой, ударником труда медведем-молотобойщиком.
Это соединение реального и фантастического рождает ощущение абсурда происходящего. Фантасмагорический реализм — это способ художественно-документального изображения чудовищного. Котлован стал «могилой» и Землекопов Мечты, и их идеалов», — пишет А. И. Павловский в статье «Яма» («Русская литература». — 1991 г. — № 3).
2) Уже в первой части повести разносторонне раскрываются образы всех центральных героев произведения.
И. Ефимов указывал: «В «Котловане» каждый персонаж пронизан какой-то одной главной жизненной линией, одним устремлением, одной тоской, каждый имеет свой характер и свою судьбу, «изменить» которой нельзя».
— Рассмотрим, какие «главные жизненные линии» несут в себе персонажи повести.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Вопросы на карточках.
1. Вощев — наиболее думающий и чувствующий герой повести, человек с «сердечной озадаченностью». Докажите это.
— К какому завершению приходит вощевский поиск истины в финале повести?
— Правильно ли, по-вашему, утверждение одного критика, что «главный авторский персонаж повести — Вощев»? Почему?
2. Чувствующие герои повести — и Чиклин с Прушевским. По мнению некоторых исследователей, эти герои объединены общим чувством «трагической отчужденности от смысла жизни, от истины».
— Что объединяет этих двух различных, но внутреннее близких людей? Покажите это на материале текста повести.
— Почему их тоске и внутренней неустроенности уделено в повести так много внимания?
3. Одной из самых ярких и колоритных является фигура Жачева, безногого инвалида, фанатика революции.
— Как проявляются в образе Жачева свойственные повести Платонова неоднозначность, противоречивость характеров и положений?
— Подумайте над сценой, где Жачев «ликвидирует кулаков», отправляя, а вернее, провожая их по реке на плоту «в море и далее»... Что он сам чувствует при этом?
— Как характеризует Жачева его отношение к другим героям; почему он так привязан к Чиклину и Насте и сторонится Сафронова?
4. Сафронов — идейный антипод Вощева. Сатирический характер повести очень ярко выразился в языке Сафронова.
«Поставим вопрос, — говорил Сафронов, — откуда взялся русский народ? И ответим: из буржуазной мелочи! Он был и еще откуда-нибудь родился, да больше места не было. А потому мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы, и произошел бы энтузиазм!»
Проанализируйте это высказывание Сафронова с точки зрения его содержания и словоупотребления. Чего больше в его словах — смешного или трагического? Почему?
5. В дискуссии об истине как правде жизни включаются почти все герои повести, в том числе и такие, как профуполномоченный Пашкин и «главный в городе».
— Почему писатель так пространно описывает дом Пашкина и детали его быта (в сценах с Жачевым)?
— Как сцена разговора Пашкина с «главным в городе» характеризует этих деятелей, если первый наполняет в воображении землю цветущими женщинами и «семенящим детством», а второй планирует в своем округе на будущий (голодный) год «сельхозпродукции на полмиллиарда»?
— В каком соотношении находятся их представления о жизни с самой реальной действительностью, изображенной в повести?
— Каково место Пашкина и «главного в городе» в дискуссии об истине в повести?
6. Образ и судьба девочки Насти приобретают в повести некое символическое, решающее значение; она становится участницей и комментатором важнейших сюжетных ситуаций повести.
— Какую роль в жизни строителей котлована играет девочка сиротка?
— Как в поведении Насти отразилась общественная атмосфера времени?
— Почему писателю так важны образ девочки и ее судьба, что всю повесть он заканчивает именно ее похоронами?
— Почему со смертью Насти завершается поиск Вощевым истины?
3) Самые страшные страницы повести посвящены раскулачиванию.
Мужики, заготовившие впрок гробы, инстинктивно чувствуют неизбежность гибели — и физической, и духовной. Найдите подтверждение в тексте.
4) Стиль повести Платонова «Котлован».
— Раскройте смысл понятия «индивидуальный стиль писателя».
Проследите, каков он в повести «Котлован».
— О языке Андрея Платонова писали много: то как о своеобразном эстетском языке, то как о языке — маске, языке — кривлянье. Но чаще всего им восторгались, его красотой, гибкостью, выразительностью. Большинство пишущих отмечало сложность, загадочность фразы писателя.
Исследователи творчества А. Платонова подчеркивают неповторимость, «особый язык», непохожесть его ни на какой другой: «У Платонова — свои слова, лишь ему присущая манера соединять их, своя неповторимая интонация.
Вслушиваясь и вникая в смысл платоновских метафор, образов, символов, вглядываясь в мир платоновских утопий, сатирических картин, перечитывая страницы его удивительных книг, глубже и полнее через диалог с его временем начинам понимать время собственное.
Безусловно, эпоха Андрея Платонова — это эпоха, которая отнюдь не способствовала выражению мысли в прямом авторском слове, так как слово это не совпадало с официальной идеологией. У Платонова, как справедливо заметил Л. Шубин, мысли героя и мысли автора совпадают.
• Наблюдение
Обратимся к началу повести: «В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда».
— Обратимся к первой фразе: чем она вас поразила?
(Корявость, неуклюжесть фразы дальше усиливаются.)
— Нет ли лишних слов в этой фразе в плане смысловой точности?
(Словосочетание «личной жизни» и придаточное предложение «где он добывал средства для своего существования».)
— Попробуем убрать эти части фразы, как она будет выглядеть?
— Сделайте небольшую редакторскую правку, чтобы фраза звучала привычно для нашего слуха. («В день тридцатилетия Вощева уволили с небольшого механического завода».)
В ы в о д. В результате проделанного нами эксперимента исчезла могучая сила, самобытность платоновской речи. Фраза угасла. Ведь ее магическая сила именно в том, что после слов «в день тридцатилетия личной жизни» Вощеву дали не премию за добросовестный труд, а расчет, что Вощев не работал, а «добывал средства» не на жизнь, а «для своего существования». В этой фразе уже содержится нечто такое, что в следующей буквально заставляет оцепенеть.
Горько-иронический эффект погружает нас в то время, которое рождало чудовищную бюрократическую систему, подавляющую личность, превращающую людей в безликую массу.
Платонов отразил тот этап, когда идеологическим штампом, бюрократической стерилизацией ломался живой язык народа. Отсюда шершавость, корявость, соединение в одно целое несоединимых разностильных слов и выражений.
Слово Платонова — слово-предупреждение, слово-пророчество.
Итак, с первой же фразы повести Платонова перед нами предстает образ человека, не утратившего своей личности, не растворившегося в массе.
V. Итог урока.
1. И. Ефимов писал: «Котлован» — одна из самых страшных русских книг, но одновременно — одна из самых смешных». Согласны ли вы с этим утверждением?
2. О чем заставила вас задуматься книга Платонова?
3. В чем особенность писательской позиции Платонова?
Домашнее задание.
Попробуйте распространить (или продолжить) размышления героя повести «Котлован» Вощева: «Не убивают ли люди в чувстве своей жизни, когда прибывают постройки? Дом человек построит, а сам расстроится. Кто же жить тогда будет?
Уроки 10—11